Управление процессом обучения
Плата за обучение
До 1989 г. в Великобритании во многих отраслях существовали советы по профессиональной подготовке, которые по закону имели право составлять списки работодателей в каждой отрасли и вводить плату этими работодателями налога на обучение. Деньги от налога на обучение направлялись на профессиональную подготовку в соответствующей отрасли. Протесты работодателей против обложения налогом были услышаны промышленными трибуналами. Философия, лежащая в основе советов по профессиональному обучению, заключалась в том, что, поскольку компании могут переманивать друг у друга квалифицированных работников, у каждого из них практически отсутствует стимул вкладывать средства и финансировать профессиональное обучение своих работников. А наличие квалифицированной рабочей силы является, как известно, одним из ключевых факторов выживания отрасли. Таким образом, каждая компания в отрасли должна вносить вклад в агрегированные затраты общества на профессиональное обучение; размер этого вклада пропорционален числу наемных работников в компании.
Сторонники взимания налога на обучение предупреждают, что система свободного рынка не может удовлетворить национальные потребности в профессиональных навыках. Они утверждают, что неквалифицированная рабочая сила ведет к снижению производительности труда и потерям бизнеса, а впоследствии — к снижению спроса на квалифицированных работников (что, в свою очередь, снижает мотивы для обучения). Так воспроизводится цикл низкоквалифицированной и низкопроизводительной рабочей силы, что существенно сокращает конкурентную мощь экономики страны. В этих условиях единственной основой конкуренции страны на междуна-
Практические аспекты управления человеческими ресурсами
родном рынке может стать себестоимость продукции. Вследствие этого уровень заработной платы станет понижаться и начнется обнищание общества. При этом, как утверждают сторонники платного обучения, специфические выгоды системы национального профессионального обучения сводятся к следующему.
(а) Наличие централизованного органа, который вместо отдельных компаний принимает ключевые решения по вопросам приоритетов в профессиональном обучении, овладении навыками и в определении адекватного уровня профессиональной подготовки. Государственные структуры могут позволить себе долгосрочный взгляд на проблему общенациональных потребностей в профессиональном обучении.
(б) Компании в любом случае не могут избежать затрат на профессиональное обучение (даже полагаясь на переманивание работников у конкурентов). Компаниям, не затрачивающим средств на обучение своего персонала, приходится платить повышенную заработную плату работникам, которых они переманивают у других работодателей, обеспечивших их обучение. Кроме того, чем меньше компаний участвуют в профессиональном обучении, тем меньше на рынке труда квалифицированных работников и тем уязвимее делается компания, которая проводит профессиональную подготовку своего персонала фактически для посторонней компании.
Противники налога на профессиональное обучение утверждают, что это вмешательство в дела компании и посягательство на личную свободу выбора. Другие их аргументы состоят в следующем.
• Реальную выгоду от профессионального обучения могут получить только молодые мужчины, причем за счет молодых женщин, этнических меньшинств и лиц более старших возрастов.
• Налаживание этой системы для обеспечения ее справедливости и распространения на всех работодателей — задача крайне сложная и дорогостоящая.
• Некоторые компании могут затратить на профессиональное обучение гораздо больше, чем размер налога.
• Вряд ли от этой системы выиграет малый бизнес.
В 1989 г. все советы по профессиональному обучению и все налоги на обучение с работодателей были запрещены, за исключением строительной индустрии. Советы были заменены не имеющими силы закона организациями по профессиональному обучению, которые представляли собой добровольные органы, ответственные за
21. Управление и принципы обучения персонала
прогнозирование будущих потребностей в квалифицированных рабочих и за координацию профессионального обучения в своей отрасли. В настоящее время подобных организаций насчитывается 100. Они не имеют законных полномочий и полностью финансируются за счет добровольных пожертвований. Некоторые из них обеспечивают непосредственную профессиональную подготовку, другие просто осуществляют мониторинг за уровнем профессиональной подготовки, предоставляемой внешними организациями. Следует обратить внимание, что в ряде стран Европейского союза все еще имеется налог на профессиональное обучение.
Схемы обучения
В последние годы правительство Великобритании ввело ряд схем профессионального обучения для безработных- Как правило, работодатели используют эти схемы для обучения своих работников с отрывом от основного производства по организованной налаженной программе. Обучающиеся получают стипендию как за счет государства, так и за счет работодателей. Считается, что по окончании программы работники станут более квалифицированными и смогут получить постоянную работу.
Ответственность за администрирование этих схем возложена на агентов по профобучению, т.е. на одобренные государством организации, трудоустраивающие учеников в местных компаниях, которые не должны платить не только заработную плату ученикам, но и страховые взносы в национальную систему страхования. Однако эти компании все же должны вносить небольшой вклад в общие затраты на обучение. Размер этого вклада определяется путем переговоров с менеджером-инструктором, так же, как и продолжительность периода пребывания обучающегося в компании, а также на других объектах обучения. Максимальный совокупный период обучения составляет 12 месяцев.
В 1990 г. ответственность за координацию профессионального обучения в различных районах страны была передана советам по профессиональной подготовке и предпринимательству, в состав которых входят управляющие местных компаний и прочие высшие руководители (участвующие в советах на добровольной основе), а также оплачиваемые государственные служащие. В Великобритании в настоящее время насчитывается 80 таких советов. Их задача состоит в обеспечении страны квалифицированной рабочей силой. Для решения этой задачи они привлекают на контрактной основе местные колледжи или агентов по профессиональному обучению для организации и ведения курсов подготовки и прочих мероприя-
Практические аспекты управления человеческими ресурсами
тий, которые отвечают требованиям, определяемым местным советом по профессиональной подготовке и предпринимательству. Цель этой деятельности — обеспечить соответствие между программами профессионального обучения и потребностями местного бизнеса. Сами советы не ведут курсов обучения, а являются только координирующим органом.