Сущность инфляции и причины ее возникновения

Инфляция - это:

- чрезмерное увеличение находящихся в обращении наличных бумажных денег или объема безналичного бумажного денежного обращения по сравнению с реальным предложением товаров;

- снижение покупательной способности денег;

- общее длительное повышение цен.

Дезинфляция - замедление темпов роста цен.

Дефляция - процесс, обратный инфляции.

Измерение инфляции. Инфляция, в соответствии с монетаристской теорией денег, должна измеряться излишком денежной массы в обращении. Однако на практике это сделать сложно. Поэтому измерение инфляции сводится к теории роста цен, а именно, к определению основных видов индексов цен.

Индекс цен (I) - это отношение цены t-го года (Рt) к цене базисного года (Рb), т.е.:

I=(Pt/Pb) x 100%

Различают следующие основные виды индекса цен:

- индекс потребительских цен,

- индекс оптовых цен,

- индекс цен - неявный дефлятор ВНП,

- индекс экспортных и импортных цен.

Наиболее часто используемым показателем уровня цен является индекс потребительских цен - это отношение цены потребительской корзины в 1-м году к ее цене в базисном году. При вычислении индекса потребительских цен принимают во внимание не все конечные товары и услуги, а только те, которые составляют так называемую "потребительскую корзину", приобретаемую типичным домашним хозяйством. Сюда входят основные продовольственные товары, набор основных непродовольственных товаров (одежда, обувь, бытовые товары) и основных услуг ('медицинские, транспортные услуги, связь, отдых, культура, личная гигиена).

Индекс оптовых цен представляет собой типичный набор товаров, приобретаемых фирмами.

Сделаем еще одно уточнение. Индекс цен, рассчитываемый для неизменного набора товаров, получил название индекса Ласпейреса. Однако он не учитывает возможности замены более дорогих товаров более дешевыми, т.е. происходит недооценка возможного изменения товарной структуры. Индекс, рассчитываемый для изменяющегося набора, т.е. учитывающий возможность взаимного замещения товаров, называется индексом Пааше. Но в индексе Пааше не отражается происходящее при этом снижение уровня благосостояния. Формула Фишера устраняет недостатки обоих индексов. Аналитическое выражение описанных индексов представлено ниже.

Индекс роста цен по формуле Ласпейреса (Il):

Il=(Pt x Ot)/(Pb x Ob)

Индекс роста цен по формуле Пааше или неявный ценовой дефлятор ВНП (Ip):

Ip=(Pt x Ot)/(Pb x Ot)

Индекс роста цен по формуле Фишера:

If=Il x Ip

If=[(Pt x Ot)/(Pb x Ob)] x [(Pt x Ot)/(Pb x Ot)]

Рt - цена t-го года,

Рb - цена базисного года,

Оt - объем продукции, произведенной в t-ом году,

Оb - объем продукции, произведенной в базисном году.

Если учитывать только стоимость потребительской корзины, то в целом по экономике правильнее использовать более полный показатель - дефлятор ВНП - отношение номинального ВНП к реальному ВНП. Дефлятор охватывает все виды товаров - потребительских, инвестиционных. Хотя он шире, чем индекс роста цен, рассчитываемый по формуле Ласпейреса, однако ежемесячно данные по нему собрать очень сложно, поэтому в ежемесячной статистике во многих странах предпочитают использовать последний. В долгосрочной перспективе эти показатели сближаются.

Часто в расчетах ряда макроэкономических показателей используется так называемый темп инфляции (л). Он определяется как отношение разности индекса цен текущего периода и индекса цен предыдущего периода к индексу цен предыдущего периода:

n=[It-It-1] x 100%

С помощью этого показателя (темп инфляции) можно, например, определить соотношение между номинальной процентной ставкой и реальной процентной ставкой по формуле Фишера:

i=r+n

где: i - номинальное значение процентной ставки,

r - реальное значение процентной ставки.

Для страны, где наблюдаются устойчивые темпы инфляции, с целью расчета количества лет, необходимых для удвоения уровня цен, можно использовать "Правило величины 70", согласно которому число 70 надо разделить на ежегодный уровень инфляции.

Добро инфляция или зло? В классической экономической теории инфляция всегда понималась как зло, с которым нужно бороться на макроуровне. С появлением и развитием кейнсианских взглядов ситуация принципиально изменилась. Кейнсианская теория рассматривает инфляцию и в положительном смысле.

Кейнсианство опиралось на два ключевых положения. Первое - признание того, что рынок, предоставленный сам себе, может привести к серьезным кризисам в масштабах всей экономики. Отсюда кейнсианский вывод о необходимости широкого вмешательства государства в рыночную экономику с целью устранения или хотя бы минимизации кризисных потрясений. Подобное вмешательство государства должно основываться на использовании многочисленных рычагов, находящихся в его распоряжении: финансовых, кредитно-денежных, валютных и др. Второе положение сводилось к утверждению, что основным объектом государственного стимулирования должен являться платежеспособный спрос. Стимулируя его, государство соответственно способствует стимулированию предложения и производства товаров и услуг.

Через проблемы платежеспособного спроса проникла в кейнсианскую теорию и идея о возможном использовании стимулирующей роли дополнительной денежной эмиссии на экономику. В соответствии с кейнсианством рост количества денег в обращении в условиях так называемой неполной занятости (при наличии значительных неиспользованных ресурсов, т. е. недогруженных мощностей, больших товарных запасов, высокой безработицы) должен вести не столько к росту цен, сколько через увеличение денежного спроса - к стимулированию предложения и соответственно производства товаров. При приближении к так называемой полной занятости дополнительная денежная эмиссия усиливает свое воздействие на рост цен. Но и в условиях полной занятости кейнсианство предполагает стимулирующее воздействие на экономику увеличения количества денег, в этом случае через уменьшение ставки процента, что в свою очередь стимулирует инвестиции.

Но рекомендации кейнсианцев, применяемые в 50-60-х годах в ФРГ и США и дававшие положительные результаты, в начале 70-х годов вдруг приобрели прямо противоположный эффект. Чем же это было вызвано? Дело в том, что предлагаемые кеинсианцами методы действительно могут быть эффективными в условиях сильных конкурентных сил: возрастающий денежный спрос стимулирует сначала рост цен, а затем и увеличение предложения вздорожавших товаров и снижение цен. Но в 70-е годы использование этих рекомендаций перестало давать желаемый результат в связи с усилением монополистических тенденций на многих рынках. В этих условиях воздействие увеличения спроса на расширение производства сильно ослаблялось, увеличивались же инфляционные явления.

В западной экономической литературе в положительном смысле рассматривается лишь ползучая инфляция, она стимулирует производство и предложение товаров. В остальных же случаях инфляция понимается как бесспорное зло. По мере нарастания инфляции деньгам все труднее выполнять свои функции, обслуживать обращение товаров и услуг, платежные операции и т.п. Зародившись на денежном рынке, вирусы инфляции затем проникают дальше, поражая другие части экономического организма. Это означает, что в ситуациях, когда инфляционная болезнь сильно запущена, одной только нормализацией денежного оборота уже не обойтись. Нужны еще какие-то действия, касающиеся финансов, капиталовложений, производства. Тем самым правильная денежная политика государства образует лишь необходимое условие торможения инфляции. Но реально на него можно рассчитывать тогда, когда государство, дополняя такую политику, укрепляет механизмы рынка, стимулирует производство и предложение товаров, старается убавить текущий спрос, предпринимает другие действенные меры по отношению к пострадавшим от инфляции областям экономики. Условием инфляции является тот факт, что обращение обеспечивается бумажными деньгами. При использовании в качестве инструмента денежного обращения золота инфляция практически исключена. Данное обстоятельство связано с тем, что золото является таким же товаром, как и все остальные, и производительность в золотодобывающей промышленности не выше, а зачастую даже ниже производительности в других отраслях (кстати, отставание производительности в золотодобывающей промышленности от многих других отраслей и повлекло за собой необходимость замены золотых денег на бумажные: ограниченное количество золотых денег не могло обеспечивать обращение в расширяющейся экономике). Большое же количество бумажных (в том числе и большее, чем нужно) произвести не составляет труда. Эта возможность и является условием того, что денег в экономике может стать больше, чем нужно для нормального обращения и, следовательно, возникнет инфляция.

Что касается причин инфляции, то их существует много, однако часто бывает трудно определить, какая именно причина вызвала инфляцию в каждом конкретном случае, так как они почти всегда существуют в какой-то комбинации. Остановимся на некоторых из них.

В отдельных случаях инфляцию вызывает неправильная политика центрального банка. Главная задача центрального банка заключается в снабжении народного хозяйства необходимым количеством денег. Но часто в экономике возникают такие проблемы, решение которых требует применения тех сильнодействующих инструментов, которые находятся в распоряжении центрального банка. Например, без вмешательства центрального банка трудно предотвратить спад производства или остановить снижение курса акций на фондовой бирже. В этих случаях центральный банк, как правило, начинает увеличивать предложение денег. Денежный рынок реагирует понижением их "цены" (ставок банковского процента). Происходит удешевление кредита. Он становится более доступным для предпринимателей, которые направляют деньги на капиталовложения. Центральному банку приходится наращивать объем денежной массы и в том случае, когда у него берет взаймы правительство, покрывающее таким образом дефицит государственного бюджета.

В указанных случаях количество денег, находящихся в обращении, возрастает. Если скорость, с которой расширяется денежная масса, не выходит за рамки условия долгосрочного равновесия денежного рынка, то, вообще говоря, ничего страшного не происходит:

ras=y+Pe

где ras - долгосрочный (среднегодовой) темп роста предложения денег; y - долгосрочный (среднегодовой) показатель, характеризующий изменение реального (в постоянных ценах) совокупного дохода; Ре - уровень цен в условиях постоянного краткосрочного равновесия.

Но гораздо чаще встречаются случаи, что государство, решая сиюминутные проблемы, прибегает к экономически необоснованной денежной экспансии. Подключение центрального банка к любой из них приводит к тому, что утрачивается истинное предназначение денежной политики. Вместо того, чтобы оберегать хозяйство от инфляции, центральный банк, наводняя экономику лишними денежными знаками, только способствует ее ускорению.

Инфляция неизбежна и в том случае, когда расходы государства превышают его доходы. Если уж в бюджете Дефицит, то, как его ни финансируй, от инфляции не уйти. Но вот скорость ее нарастания зависит от способа покрытия Дефицитных расходов: если государство прибегает к денежной эмиссии, то инфляция будет развиваться очень быстро; наилучший же способ - "занять" денег у населения, т.е. выпустить государственные ценные бумаги.

Инфляция возникает и там, где идет процесс милитаризации. Когда масштабы деятельности ВПК достаточно велики, появляются по крайней мере три инфляционных эффекта. Во-первых, военный сектор создает постоянный дефицит государственного бюджета. Во-вторых, на военные нужды идут огромные людские и материальные ресурсы, которые могли бы быть заняты в производстве товаров массового спроса, что также усиливает инфляцию. И, в-третьих, занятые в оборонном секторе выступают на потребительском рынке исключительно в качестве покупателей: они предъявляют спрос, но никак не способствуют увеличению предложения.

Интенсивность инфляционного процесса сильно зависит от состояния рынков, от того, существует там конкурентный механизм или господствует монополия.

Конечно, монополии не начинают инфляции, но они ее активно продолжают и усиливают. При ослаблении конкурентных сил наблюдается неэластичность цен в направлении понижения.

Инфляционный эффект могут вызвать также неверные действия государства в сфере налогообложения.Когда налоги становятся слишком высокими, предприниматели либо сокращают объем производства в силу его невыгодности, либо, если это возможно, повышают цены на свою продукцию. Такую инфляцию называют налоговой.

Существуют и такие факторы инфляции, которые находятся за пределами экономики данной страны. Если, скажем, банки страны А выплачивают по краткосрочным депозитам 5% годовых, а банки страны Б - 7%, последняя ставка, действуя наподобие магнита, притягивают капиталы из страны А. Получив эти средства, банки страны Б превращают часть из них в кредиты и продвигают в обращение. Там образуется дополнительная денежная масса, за которой, понятно, нет никакого прироста товарного предложения. Протекавший в экономике страны Б инфляционный процесс становится, следовательно, более интенсивным. В случае радикального изменения соотношения процентных ставок капиталы начнут перемещаться в обратном направлении. Если банки страны А будут платить по вкладам больше банков страны Б, капиталы покинут последнюю и удар инфляции ощутит уже экономика страны А.

В экономической литературе выделяют следующие причины инфляции:

1)Увеличение производственных издержек. Речь идет о повышении роста цен на сырье, промежуточные товары, об опережающем росте заработной платы по сравнению с производительностью труда, об издержках финансового характера. При наличии любой из перечисленных причин предприниматель постарается заложить это повышение в себестоимость продукции с целью обеспечения прибылей. Однако это возможно, когда остальные предприниматели, отмечая аналогичное повышение издержек, следуют такой же линии поведения. В противном случае конкуренция является препятствием для повышения цен, которое намеревается осуществить одно предприятие. Такую же роль будет играть конкуренция продукции иностранного производства.

2)Избыток спроса. Между предложением и спросом может возникнуть расхождение. В тех случаях, когда спрос превышает объем производства (например, в результате проведения экспансионистской кредитно-денежной или бюджетно-налоговой политики), продавцы могут увеличивать цены без риска способствовать понижению спроса или обращению спроса к продукции других производителей. Единственным ограничением в повышении цен может оказаться существование конкуренции со стороны продукции иностранного производства. В тех областях, где такой конкуренции не наблюдается (жилищный фонд, услуги), повышение цен может быть существенным.

3)Монопольное ценообразование, ведущее к росту монопольных прибылей и инфляции прибылей.

Все эти причины отмечаются кейнсианской школой. Монетаристская модель распространения инфляции ищет ее корни в излишке образования денежной массы.

4)Излишек в образовании денежной массы.

Обратимся к уравнению количественной теории денег:

М х V=Р х V

Темповая запись этого уравнения выглядит следующим образом:

М,% х V,%=Р,% х V,%

где: М - масса денег,

V - скорость обращения денег,

Р х V - показатель дохода нации,

М,% - прирост денежного предложения в %,

V,% - прирост скорости обращения денег в %,

Р,% - прирост цен в %,

М,% - прирост объема производства в %.

Из уравнения количественной теории видно, что для того, чтобы обеспечить такое равновесие, надо, чтобы масса денег увеличивалась в той же мере, что и рост выпуска товаров. В противном случае излишняя денежная эмиссия приведет к избыточному спросу, к росту показателя Р, т.е. к инфляции (монетаристы придерживаются той точки зрения, что скорость обращения денег постоянна).

Из вышесказанного можно, исходя из причины, разделить инфляцию по следующим видам.

Наши рекомендации