Поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

8. Проведение мероприятий по деинституализации образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, расширение сети опекунских, приемных и патронатных семей.

В результате реализации приоритетных направлений развития образования в периоддо 2020 года планируетсяувеличить долю детей 3-7 лет, получающих дошкольную образовательную услугу и (или) услугу по их содержанию в организациях, в общей численности детей с 76,9% до 85,0%.

За предстоящие десять лет доля школ, со зданий которых, начиная с 2009 года, снят статус аварийности, увеличится с 30,5% до 76,2%.

В результате политики, направленной на обновление педагогических кадров, доля учителей со стажем менее 5 лет сохранится на уровне 12,3%.

Будет обеспечен 100%-ный охват дистанционным образованием детей-инвалидов, обучающихся на дому (в 2011 году – 45,5%).

Доля детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи, стабилизируется на уровне 70%, что связано с ежегодно увеличивающимся количеством детей, имеющих серьезные заболевания и патологии в развитии, препятствующие их передаче на воспитание в семьи.

В числе учреждений начального и среднего профессионального образования увеличится доля современных учреждений (центров) и многоуровневых многопрофильных учреждений (с 10,9% до 25,0%).

4.4.3. КУЛЬТУРА

Деятельность учреждений культуры и образовательных учреждений в области культуры Красноярского края направлена на создание условий, обеспечивающих доступ населения к высококачественным культурным услугам и формирующих благоприятную культурную среду для всестороннего развития личности.

Услуги населению Красноярского края предоставляют библиотеки, учреждения музейного, культурно-досугового типа, театры, концертные организации, парки культуры и отдыха, зоопарки, организуется кинопоказ, обеспечивается предоставление дополнительного образования детям, среднего и высшего профессионального, дополнительного профессионального образования в области культуры.

Ведущими направлениями деятельности в настоящее время являются:

· формирование и развитие единого культурного пространства края: ввод новых зданий учреждений культуры и реконструкция существующих (крупнейший модернизационный проект – Красноярский драматический театр им.Пушкина); внедрение новых информационно-коммуникационных технологий (оснащение техникой и подключение библиотек и музеев к сети Интернет, создание системы дистанционного обучения специалистов учреждений культуры и образовательных учреждений в области культуры); повышение доступности культурных благ, возрождение культуры села и малых городов (гастрольная деятельность, акция «Культурная столица Красноярья» и др.); развитие материально-технической базы, поддержка инициатив и проектов муниципальных учреждений культуры (целевая программа «Культура Красноярья», предоставление субсидий бюджетам муниципальных образований края на реализацию социокультурных проектов муниципальных учреждений культуры и образовательных учреждений в области культуры); внестационарное обслуживание жителей малочисленных сельских поселений;

· создание условий для обеспечения свободы творчества и развития культурного и духовного потенциала населения края: сформирована и успешно действует система поиска, поддержки и сопровождения одаренных детей и молодежи (конкурсные мероприятия, фестивали, выставки; летняя творческая школа «Я – профессионал»); поощряются лучшие творческие работники, талантливая молодежь;

· сохранение и развитие многонационального культурного наследия края: поддержка традиционных форм народного художественного творчества (фестивали, конкурсы, выставки декоративно-прикладного искусства, мастер-классы, творческие мастерские); ремонтно-реставрационные работы на объектах культурного наследия г. Енисейск; реализация долгосрочной целевой программы «Обеспечение сохранности и эффективное использование объектов культурного наследия города Красноярска» на 2010-2012 годы;

· интеграция в общероссийское и мировое культурное пространство: проведение мероприятий общероссийского и международного уровня (Красноярская международная музейная биеннале, Всероссийский форум «Балет XXI век», Международный фестиваль этнической музыки и ремесел «МИР Сибири», Международный музыкальный фестиваль стран Азиатско-Тихоокеанского региона, Всероссийский фестиваль профессионального народного танца «Истоки. Ветер перемен» и другие); гастроли и участие красноярских творческих коллективов в фестивалях и конкурсах в России и за рубежом.

Вместе с тем в развитии отрасли имеются проблемы:

· Обеспеченность жителей края услугами учреждений культуры и образовательных учреждений в области культуры не соответствует нормативам, рекомендованным распоряжением Правительства РФ от 03.07.1996 № 1063-р.

Обеспеченность населения общедоступными библиотеками составляет 79,2%, детскими школами искусств – 60,9%, музеями – 51,1%, учреждениями культурно-досугового типа в городских округах – 30,1%, кинотеатрами – 20,6%, парками культуры и отдыха – 11,4% от рекомендованных нормативов. Учреждения культуры и образовательные учреждения в области культуры отсутствуют в 427 населенных пунктах.

Сохраняется тенденция к сокращению сети муниципальных учреждений культурно-досугового типа (с 1340 ед. в 2002 году до 1276 ед. в 2011 году), которые остаются наиболее массовыми, доступными и востребованными учреждениями в сфере культуры, особенно в сельской местности.

· Сохраняется дифференциация в уровне доступа к культурным благам по территориальному признаку. Основные культурные ресурсы сосредоточены в городе Красноярске, населению в других городских округах и муниципальных районах предлагаются культурные услуги в меньших объемах и более низкого качества. Особенно остро проблема доступности культурных и образовательных услуг в области культуры стоит для жителей отдаленных и труднодоступных сельских поселений.

· Материально-техническая база учреждений культуры и образовательных учреждений в области культуры характеризуется высокой степенью износа. Капитального ремонта и реконструкции требуют здания 650 учреждений (24,4% общего числа зданий), здания 18 учреждений находятся в аварийном состоянии. Наиболее сложная ситуация – в учреждениях культурно-досугового типа в сельской местности, где срок эксплуатации 70% зданий составляет 50-30 лет. Требуется оснащение учреждений современным оборудованием, средствами охранной и пожарной безопасности, компьютерной техникой, музыкальными инструментами, автотранспортом.

· Низкие темпы развития информационно-коммуникационной инфраструктуры в отрасли не позволяют обеспечить внедрение электронных услуг, системы учета и ведения электронного каталога в музеях и библиотеках, новых информационных технологий, способствующих развитию выставочной, культурно-просветительной, образовательной, культурно-досуговой деятельности.

· Разнообразие и качество оказываемых услуг и производимого культурного продукта в связи с низкой ресурсной обеспеченностью учреждений культуры отстают от требований населения и стандартов, обеспечивающих привлекательность Красноярского края как места постоянного жительства.

· Наблюдается дефицит и старение кадров. Невысокая заработная плата как в сравнении с экономикой, так и в целом с социальной сферой, социальная незащищенность творческих работников и работников культуры не способствует притоку и удержанию профессиональных кадров.

· Недостаточность финансирования межрегиональных и международных культурных проектов наряду с удаленностью от культурных центров России и зарубежных стран препятствует полноценному включению Красноярского края в общероссийский и мировой культурный процесс.

Стратегическая цель региональной политики Красноярского края в сфере культуры – формирование единого социально-культурного пространства, обеспечивающего продвижение творческих инициатив населения как основы устойчивого и динамичного развития края.

В качестве основного вектора культурного развития края предлагается модель многослойного культурного пространства с точками опережающего развития в виде создаваемых культурных центров, появлением культурных маршрутов и карты виртуального пространства края за счет внедрения информационных технологий.

Формирование единого социально-культурного пространства в крае будет осуществляться по принципу культурных сетей на осях «Красноярск ® малые города, районные центры ® сельские населенные пункты». Каждый культурный центр будет формировать свой культурный образ и пространство культурной жизни близлежащих территорий.

В динамично развивающихся городах Ачинске, Канске, Минусинске, Лесосибирске планируется создание многофункциональных культурных центров – учреждений культурно-досугового типа, выполняющих функции театрально-концертной площадки, выставочного зала, центра любительского творчества, информационных технологий, молодёжного интеллект-центра, места реализации крупных социокультурных проектов межмуниципального уровня.

В остальных городах и административных центрах муниципальных районов, а также в поселениях, выполняющих роль опорных пунктов культурного развития для северных территорий и обеспечивающих культурными услугами коренные малочисленные народы Севера, планируется укрепление материально-технической базы учреждений культуры, выполняющих функции межпоселенческого характера (капитальный ремонт и реконструкция, оснащение компьютерной техникой, оборудованием, музыкальными инструментами, библиобусами, автоклубами, киноустановками и др.).

В сельских населенных пунктах края, жители которых лишены доступа к культурным ценностям и благам в связи с отсутствием в них учреждений культуры, планируется развитие внестационарного культурного обслуживания и строительство многофункциональных учреждений культурно-досугового типа, соединяющих в едином центре клуб, библиотеку, выставочный зал (прежде всего на основе проектов повторного применения) с использованием дифференцированного подхода в зависимости от численности населения, транспортной доступности и перспектив экономического развития населенных пунктов.

Достижению стратегической цели будет способствовать реализация комплекса мер по следующим приоритетным направлениям.

1.Обеспечение максимальной доступности и повышение качества и разнообразия культурных благ и услуг:

· модернизация и оптимизация сети учреждений культуры края (создание многофункциональных культурных и культурно-социальных центров, строительство модульных и быстровозводимых зданий на основе проектов повторного применения, межведомственное взаимодействие на основе кластерного подхода и др.);

· создание открытого культурного пространства края (развитие гастрольной, выставочной, фестивальной деятельности и др.);

· создание виртуального культурного пространства края (оснащение учреждений культуры современным программно-аппаратным комплексом, позволяющим демонстрировать культурные события (концерты, художественные выставки, спектакли, творческие конкурсы, фестивали и др.) в «on-line» и «off-line» режимах; создание инфраструктуры, обеспечивающей доступ населения к электронным фондам музеев и библиотек края, мировым культурным ценностям и информационным ресурсам (в том числе пунктов подключения к сети Интернет, центров общественного доступа к электронным фондам и др.);

· создание благоприятных условий для творческой самореализации граждан, получения художественного образования и приобщения к культуре и искусству всех групп населения: детей и молодежи, взрослых, граждан с ограниченными возможностями, коренных малочисленных народов;

· активизация просветительской деятельности учреждений культуры (гражданско-патриотическое просвещение, культурно-историческое и художественно-эстетическое воспитание, повышение правовой культуры, популяризация научной и инновационной деятельности и др.);

· развитие системы непрерывного профессионального образования в области культуры, повышение социального статуса работников культуры;

· формирование нормативно-правовой базы культурной политики региона, обеспечивающей рост и развитие отрасли;

· инновационное развитие учреждений культуры и образовательных учреждений в области культуры, в том числе путем технического и технологического обновления, внедрения информационных и телекоммуникационных технологий, использования новых форм организации культурной деятельности.

2.Сохранение, популяризация и эффективное использование культурного наследия края:

· сохранение и пополнение библиотечного, музейного, архивного, кино-, фото-, видео- и аудио-фондов края;

· создание электронной библиотеки краеведческих документов;

· возрождение и развитие народных художественных промыслов и ремесел, декоративно-прикладного творчества, поддержка фольклорных коллективов;

· комплексный подход к сохранению культурно-исторического наследия, облика исторических поселений;

· обеспечение сохранности объектов культурного наследия, введение их в экономический и культурный оборот;

· формирование достопримечательных мест, историко-культурных заповедников и музеев-заповедников;

· развитие культурно-познавательного туризма, включение историко-культурного потенциала края в систему туристических потоков.

3.Создание устойчивого культурного образа края как территории культурных традиций и творческих инноваций, интеграция в общероссийский и мировой культурный процесс:

· культурное сотрудничество с субъектами Российской Федерации, другими государствами (приглашение творческих лиц, коллективов, экспертов для участия в культурных акциях, субсидиарная и грантовая поддержка, обеспечение иных условий);

· проведение межрегиональных, всероссийских, международных фестивалей, выставок, конкурсов, семинаров и иных проектов;

· продвижение культуры края в форме гастролей, участие в конкурсах, выставках, фестивалях и стажировках в России и за рубежом;

· обеспечение доступности населению лучших отечественных и зарубежных образцов культурных услуг;

· использование современных информационных технологий для интеграции культурных связей и формирования образа края как культурного центра Сибири.

4.Развитию инфраструктуры отрасли будет способствовать реализация ряда крупных инвестиционных проектов, в том числе:

· в области профессионального искусства: реконструкция Красноярского, Ачинского, Канского, Минусинского драматических театров; строительство краевого театра кукол, органного зала Красноярской филармонии, создание открытых театральных площадок;

· в области библиотечного дела: создание филиала Президентской библиотеки имени Б.Н. Ельцина, строительство фондохранилища Государственной универсальной научной библиотеки Красноярского края;

· в области музейного дела: строительство фондохранилища для Историко-этнографического музея-заповедника «Шушенское», краевого государственного Музея науки и технологий, выставочно-художественного центра;

· в области образования: строительство Красноярского хореографического колледжа с интернатом и Красноярской краевой специальной музыкальной школы (колледжа), строительство муниципальных детских школ искусств; реконструкция зданий Красноярского колледжа искусств имени П.И. Иванова-Радкевича» и Красноярского художественного училища (техникума) им. В.И. Сурикова с полным их приспособлением для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, внедрение системы дистанционного обучения специалистов краевых государственных и муниципальных учреждений культуры;

· строительство многофункциональных культурных и культурно-социальных центров в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют учреждения культуры;

· создание археологических музеев-заповедников в Шарыповском и Курагинском районах.

Реализация приоритетных направлений развития отрасли позволит к 2020 году расширить доступ населения к культурной деятельности и культурным ценностям, создать условия для дальнейшей модернизации деятельности краевых государственных и муниципальных учреждений культуры и образовательных учреждений в области культуры, активизировать процессы интеграции края в общероссийское и мировое культурное пространство

В результате будет формироваться благоприятная социально-культурная среда, обеспечивающая высокое качество жизни населения края и повышение привлекательности проживания и работы в крае.

К 2020 году планируетсядостижение следующихцелевых индикаторов развития отрасли:

- увеличение удельного веса жителей края, участвующих в деятельности клубных формирований, организованных краевыми государственными и муниципальными учреждениями культурно-досугового типа с 5,0% в 2011 году до 5,7% в 2020 г.:

- увеличение доли детей, участвующих в творческих мероприятиях (конкурсы, фестивали, мастер-классы, творческие школы и др.), в общем числе детей с 4,0% до 8,0%;

- сохранение доли специалистов краевых государственных и муниципальных учреждений культуры и образовательных учреждений в области культуры, повысивших квалификацию и прошедших профессиональную подготовку, на уровне 37%;

- сохранение числа посещений общедоступных библиотек края на 1 тыс. человек населения на уровне 3546;

- поддержание ежегодного количества экземпляров новых поступлений в библиотечные фонды общедоступных библиотек на 1 тыс. человек населения на уровне 250 единиц;

- расширение гастрольной деятельности – увеличение доли мероприятий, проведенных краевыми государственными и муниципальными театрами и концертными организациями на выездах и гастролях, в общем числе мероприятий с 40,9% до 41,4%;

- сохранение доли учреждений культурно-досугового типа, находящихся в удовлетворительном состоянии, на уровне 67,8%;

- увеличение доли образовательных учреждений среднего специального образования в области культуры, приспособленных для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, с 0% до 33,3%;

- увеличение уровня удовлетворённости жителей Красноярского края качеством предоставления государственных и муниципальных услуг в области культуры до 90%.

4.4.4. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

В 1990-е - начале 2000-х гг. в Красноярском крае, как и во всей стране, во многом были утрачены позиции, достигнутые ранее в развитии массового спорта и спорта высоких достижений. За последние годы наметилось улучшение основных показателей. Растет число спортивных сооружений, увеличивается их пропускная способность. Реконструируются спортивные объекты краевого и муниципального уровня, вводятся новые физкультурно-оздоровительные комплексы, в том числе на условиях государственно-частного партнерства. В крае функционирует 10 учреждений по подготовке спортивного резерва для сборных команд страны: «Академия борьбы», «Академия биатлона», «Академия зимних видов спорта», 7 СДЮСШОР. Ежегодно растет численность населения края, вовлеченного в физкультурно-оздоровительную деятельность. В 2011 году было проведено 389 физкультурных и спортивных мероприятий среди всех слоев населения с участием 183,8 тысяч человек.

Вместе с тем, уровень развития физической культуры и спорта в Красноярском крае нельзя признать удовлетворительным. Большинство жителей края (более 80%), включая студентов, детей и подростков, не занимаются систематически физкультурой и спортом, тогда как в развитых странах спортом на регулярной основе занимается до 60% населения. Среди людей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов доля занимающихся спортом составила в 2011 г. лишь 3,0% от их общего числа.

Уровень обеспеченности населения края объектами спорта, исходя из их пропускной способности, составил в 2011 году 25,9%, что выше среднероссийского показателя (24,5%), однако уступает показателям Сибирского федерального округа (28,7%). Большинство городов и населенных пунктов Красноярского края не имеет мощностей физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений и учреждений, достаточных для оказания доступных услуг населению и поддержания его физического здоровья.

Основныепроблемы в развитии массового спорта в Красноярском крае:

· несоответствие имеющейся материально-технической базы задачам массового спорта и качественного проведения физкультурных занятий;

· большие различия среди муниципальных образований в обеспеченности объектами и в доступности для населения услуг физкультурно-оздоровительного характера;

· дефицит образованных высокопрофессиональных кадров, готовых к активной инновационной деятельности с учетом особенностей отдельных групп населения;

· несовершенство системы стимулирования частно-государственного партнерства в части поддержки физкультуры и спорта;

· неразвитость пропаганды здорового образа жизни, физической культуры и спорта, их роли и вклада в повышении качества и продолжительности жизни, успешности профессиональной деятельности.

Роль физической культуры и спорта в развитии человеческого потенциала страны определена Концепцией долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 г. и конкретизирована Стратегией развития физической культуры и спорта в РФ до 2020 г.

С учетом федеральных документов в области физической культуры и спорта и целей социально-экономического развития края стратегической цельюполитики в сфере физической культуры и спорта в Красноярском крае является совместное создание органами власти края, бизнесом и обществом полноценного инфраструктурного и ценностного пространства здорового образа жизни, физической культуры и спорта для всех возрастных, территориальных и социальных групп населения, последовательное превращение Красноярского края в «Край массового здорового образа жизни, физкультурного движения и спорта».

Приоритетные направления деятельности в сфере развития физической культуры и спорта края:

1. Развитие детско-юношеского спорта как механизма освоения и принятие культуры здорового образа жизни, как системы развития различных видов спорта, подготовки спортивного резерва и спортсменов высокого класса: расширение сети и разнообразия спортивных учреждений и организаций, форм и методов работы с детьми – открытие до 2015 года 500 отделений по видам спорта, создание 9 ДЮСШ в муниципальных образованиях края; создание многоэтапной системы спортивных мероприятий; подготовка комплекса мероприятий по проведению в Красноярске «Универсиады-2019».

2. Поддержка спорта высших достижений, обеспечение конкурентоспособности спортсменов и укрепление имиджа Красноярского края на всероссийской и международной спортивной арене: поддержка команд мастеров и спортивных учреждений по отдельным видам спорта; развитие и укрепление в крае общероссийских центров высокого мастерства – Академий борьбы, биатлона, зимних видов спорта, единоборств, летних видов спорта, игровых видов спорта.

3. Совершенствование инфраструктуры физической культуры и спорта Красноярского края на принципах государственно-частного партнерства и софинансирования из регионального, федерального и муниципальных бюджетов: реконструкция существующих и создание новых объектов краевого, межмуниципального и муниципального значения – дворец для хоккея с мячом, крытые футбольный и легкоатлетические манежи, водный стадион и др.; внедрение новых проектов образовательных учреждений с обязательным строительством объектов спорта; обеспечение каждого муниципального образования сетью спортивных сооружений общего пользования с учетом шаговой доступности. В период с 2012-2015 гг. на территории районов края предполагается ввод 15 крытых объектов спортивной инфраструктуры (включающих 61 спортивное сооружение), эти темпы строительства важно сохранить до 2020 года.

4. Развитие адаптивной физической культуры, создание условий беспрепятственного доступа к спортивным сооружениям и услугам инвалидов различных категорий: совершенствование форм и методов работы, в том числе индивидуальной; организация системы межведомственного взаимодействия с органами социальной защиты.

5. Активная пропаганда здорового образа жизни, систематических занятий физкультурой и спортом: развитие социальной рекламы, пропагандирующей здоровый образ жизни; проведение современных пиар-компаний в средствах массовой информации и социальных Интернет-сетях; производство и распространение спортивной атрибутики и символики.

6. Институционализация новых направлений и форм межведомственного взаимодействия с целью массового вовлечения населения в занятия физкультурой и спортом, развития кадрового потенциала: реализация совместных инвестиционных проектов; создание и оснащение физкультурно-спортивных клубов по месту жительства, учебы и работы; социальная поддержка отдельных категорий населения; интеграция образовательной и научно-экспертной деятельности; развитие спортивной медицины.

В результате реализации приоритетных направлений развития физической культуры и спорта к 2020 году планируется достижение следующих показателей:

- увеличение количества спортивных сооружений на 236 ед. (с 5644 до 5880 единиц) и рост уровня обеспеченности населения края объектами спорта, исходя из их пропускной способности, с 25,9% до 26,9%;

- увеличение удельного веса населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, с 19,5% в 2011 году до 35% в 2020 году;

- рост удельного веса лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, систематически занимающихся спортом, в общей численности данной категории населения, с 3% до 4,6%.

4.4.5. МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА

Молодежная политика создает формирующую и развивающую среду, благодаря которой вырабатываются навыки самоорганизации молодого человека, определяющие его социальное поведение и гражданскую ответственность. Многоуровневая краевая инфраструктурная сеть отрасли «Молодежная политика» включает как государственные учреждения, так и общественные некоммерческие организации.

«Три краевых государственных учреждения по работе с молодежью (КГБУ «Красноярский краевой Дворец Молодежи», КГБУ «Центр молодежных проектов «Лидер», КГАУ «Центр молодежных инициатив «Форум») координирует ключевые направления государственной молодежной политики. Девять методических центров из числа общественных некоммерческих организаций оказывают методическое сопровождение приоритетных направлений молодежной политики. Одиннадцать крупных краевых движений («Патриоты», «Волонтеры», «КВН», «Экстремальный спорт», «Молодежное правительство дублеров», «Молодежный парламент», «Красноярские краевые студенческие отряды» и др.) и 671 молодежная организация и объединение вовлекают молодежь в деятельность по своим направлениям. В крае действует 62 молодежных центра в 50 муниципальных образованиях. Доля молодежи, систематически посещающей центры, составляет 2,3% (18891 чел.), молодежными мероприятиями и проектами охвачены – 25,0% молодежи края.

Отрасль «Молодежная политика» находится на этапе активного формирования. Проблемами, требующими дальнейшего решения, являются:

· неразвитость механизмов поддержки молодежных инициатив на муниципальном уровне (30% муниципальных образований края не имеют учреждений по работе с молодежью);

· слабая материально-техническая база муниципальных молодежных центров, нехватка отлаженных технологий работы, методического сопровождения;

· несовершенство системы работы с категориями молодежи, нуждающимися в особом сопровождении при социализации (находящиеся в трудной жизненной ситуации, социально-опасном положении, состоящие на учете в органах правопорядка, освободившиеся из мест заключения и т.п.);

· отсутствие механизмов межведомственного взаимодействия при переходе молодежи от студенчества к трудовой или социальной деятельности, системы закрепления молодого человека в профессии;

· недостаточная структурированность управления и функционирования отрасли, несформированность полноценной управленческой вертикали и эффективной кадровой политики.

Стратегическая цельмолодежной политикикрая -формирование системы социальной самореализации и профессионального самоопределения молодежи, развитие потенциала молодежи и его использование в интересах инновационного развития края.

Приоритетными направлениями реализации молодежной политики являются:

1. «Формирование актива» - создание условий для возникновения и проявления социальных инициатив и гражданской активности молодежи. Деятельность в данном направлении призванаповысить социальную и гражданскую активность молодежи, выработать у представителей молодежи края навыки командной работы, самоуправления, самоорганизации.

2. «Поддержка и забота» - создание условий для поддержки, самореализации и интеграции молодежи в социально-экономические отношения.Направление предусматривает включение в практическую позитивную деятельность, которое позволяет молодым людям сделать осознанный выбор в дальнейшей социальной и профессиональной деятельности, решает проблему подработки и занятости.

3. «Современность и развитие» - создание условий для формирования современных, актуальных трендов, норм, и ценностей в молодежной среде. Деятельность в данном направлении предусматривает формирование молодежного медиа-сообщества, транслирующего моду на социально ответственное поведение, гражданское самосознание; формирование системных механизмов популяризации позитивного образа современной молодежи.

4. «Внутренние процессы молодежной политики» - развитие инфраструктуры молодежной политики, повышение доступности и качества услуг в сфере молодежной политики. В рамках направления предусматривается формирование полноценной сети муниципальных учреждений по работе с молодежью; внедрение модели содержательной деятельности муниципальных молодежных центров; совершенствование межведомственного взаимодействия; модернизация инфраструктуры и системы отраслевого управления, кадровой политики; внедрение и совершенствование системы мониторинга и анализа молодежной аудитории.

В результате реализации стратегических направлений молодежной политики к 2020 году:

- будет достигнут 100%-ный охват городов и районов края учреждениями по работе с молодежью (в 2011 году 21% муниципальных образований края не имели учреждений по работе с молодежью);

- до 97% увеличится доля учреждений по работе с молодежью, укомплектованных кадрами в соответствии с нормативами штатной численности (в 2011 году – 90,0%);

- доля молодых людей, охваченных деятельностью молодежных центров, услугами в области молодежной политики, в общем числе молодежи края вырастет с 25,0% до 40,0%;

- количество молодежных общественных объединений и организаций социальной направленности возрастет в крае на 22,3% (с 417 до 510 единиц);

- количество заявленных молодежных проектов (зарегистрированных в грантовых программах муниципального, краевого, федерального уровней) увеличится на 18,5% (с 350 до 415 единиц).

4.4.6. СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ

Важным элементом улучшения качества жизни отдельных категорий граждан является система социальной защиты населения. Социальная защита населения Красноярского края – многопрофильная отрасль, осуществляющая социальную поддержку и социальное обслуживание слабо защищенных групп населения, прежде всего граждан пожилого возраста, лиц с ограниченными возможностями, семей с детьми. Перечень оказываемых населению видов социальной помощи, категорий льготополучателей ежегодно расширяется, увеличиваются бюджетные расходы по отрасли. На сегодняшний день различные виды социальной поддержки получают более 1,3 млн. граждан. Повышается доступность и качество услуг, создаются условия для роста уровня жизни нетрудоспособных и малоимущих граждан.

В крае функционирует 177 учреждений социального обслуживания, в том числе 85 краевых и 92 муниципальных. Из общего количества учреждений 110 учреждений предоставляют социальные услуги гражданам пожилого возраста, инвалидам и 63 учреждения осуществляют свою деятельность в интересах семей с детьми. Помощь в реализации законных прав и интересов лиц, освобожденных из мест лишения свободы, оказывается на базе 4-х центров социальной реабилитации. Ежегодно услугами социального обслуживания на дому пользуются 25 тыс. граждан пожилого возраста и инвалидов, в стационарных условиях проживают более 9 тыс. человек, в том числе 1,5 тыс. детей.

Несмотря на положительные итоги развития отрасли на протяжении последних лет, в ее деятельность сохраняется ряд проблем, основными из которых являются неудовлетворительное состояние материально-технической базы действующих стационарных учреждений и высокий спрос населения на социальные услуги в стационарных условиях, превышающий возможности имеющихся учреждений. Так на сегодняшний день требуют реконструкции 3 корпуса стационарных учреждений соцзащиты, находящиеся в аварийном и ветхом состоянии (в 2006 году таких корпусов было 28). Уровень обеспеченности жилыми помещениями в расчете на одного человека составляет 83,3% от требований санитарно-эпидемиологического законодательства. В 2011 году была решена многолетняя проблема ликвидации очередности в дома интернаты общего типа, однако сохраняется очередность на помещение в интернаты психоневрологического профиля, которая на сегодняшний день составляет 485 человек.

Стратегическая цель развития отрасли социальной защиты населения Красноярского края – повышение эффективности социальной поддержки и социального обслуживания населения с учетом социально-экономических приоритетов, определенных на уровне Российской Федерации и края.

Приоритетные направленияреализации стратегической цели до 2020 года:

1. Повышение уровня и качества жизни граждан пожилого возраста и других категорий граждан Красноярского края, нуждающихся в социальной защите: совершенствование системы государственной поддержки граждан на основе адресности в предоставлении социальной помощи; переход на предоставление государственных услуг в электронном виде; дополнительная социальная поддержка ветеранов войны и пожилых граждан.

2. Повышение уровня социальной защищенности инвалидов, в том числе детей-инвалидов, развитие системы реабилитации: поэтапноеформирование в Красноярском крае территории равных возможностей; обеспечение доступа к объектам социальной и транспортной инфраструктуры за счет оснащения социально значимых объектов пандусами, входными группами и автономными лифтами; создание службы «Мобильная социальная помощь»; обеспечение для инвалидов доступа к информационным технологиям; совершенствование системы комплексной реабилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов; развитие системы реабилитации, обеспечивающей комплексное межведомственное сопровождение семей, имеющих детей-инвалидов; развитие социального партнерства органов государственной власти края с общественными организациями инвалидов, родителями детей-инвалидов; повышение квалификации и методическое обеспечение специалистов учреждений, предоставляющим реабилитационные услуги инвалидам и детям-инвалидам.

3. Повышение эффективности социальной поддержки семей, имеющих детей: обеспечение отдыха и круглогодичного оздоровления детей из многодетных семей, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, детей-инвалидов; осуществление мероприятий, направленных на улучшение демографической ситуации в

Наши рекомендации