Ресурсов, т. е. нормативная база предприятия
Метод планирования себестоимости продукции по технико-
Экономическим факторам является более предпочтительным по
Сравнению с нормативным методом, так как он позволяет учесть
Многие факторы, которые будут самым существенным образом
влиять на себестоимость продукции в плановом периоде. При этом
методе учитываются следующие факторы:
1) технические, т. е. внедрение на предприятии в плановом пе-
риоде новой техники и технологии;
Организационные. Под этими факторами понимается совер-
Шенствование организации производства и труда на предприятии
в плановом периоде (углубление специализации и кооперирования, со-
Вершенствование организационной структуры управления предприя-
тием, внедрение бригадной формы организации труда, НОТ и др.);
Изменение объема, номенклатуры и ассортимента выпускае-
мой продукции;
4) уровень инфляции в плановом периоде;
Специфические факторы, которые зависят от особенностей
Производства. Например, для горных предприятий —изменение
горно-геологических условий разработки полезных ископаемых;
Для сахарных заводов —изменение содержания сахара в сахарной
Свекле. Все эти факторы в конечном итоге влияют на объем выпус-
Ка продукции, производительность труда (выработку), изменение
Норм и цен на материальные ресурсы.
Для определения величины изменения себестоимости продук-
ции в плановом периоде вследствие влияния вышеупомянутых фак-
торов могут быть использованы следующие формулы:
А) изменение величины себестоимости продукции от измене-
Ния производительности труда
Индекс средней заработной платы,
индекс производительности труда (выработки);
Доля заработной платы с отчислениями единого социального налога
В себестоимости продукции,
Изменение величины себестоимости продукции от измене-
ния объема производства (АС,,):
- индекс условно-постоянных расходов,
Индекс объема производства,
- доля условно-постоянных расходов в себестоимости продукции;
В) изменение величины себестоимости продукции от измене-
Ния норм и цен на материальные ресурсы
индекс норм материальных ресурсов;
индекс цен на материальные ресурсы;
Доля материальных ресурсов в себестоимости продукции.
Общая величина изменения себестоимости продукции в плано-
Вом периоде составит
Методику планирования себестоимости продукции по технико-
Экономическим факторам покажем на условном примере.
Пример. За отчетный год на предприятии объем товарной про-
Дукции составил 15 млн руб., ее себестоимость-—2 млн руб., в том
Числе заработная плата с отчислениями Единого социального нало-
га • .•4,8 млн руб., материальные ресурсы —6 млн руб. Условно-
постоянные расходы в себестоимости продукции составили 50%.
В плановом периоде предусматривается за счет реализации плана
Организационно-технических мероприятий увеличить объем товар-
ной продукции на 15%, повысить производительность труда на 10%,
среднюю заработную плату — на 8%. Нормы расхода материальных
ресурсов в среднем снизятся на 5%, а цены на них возрастут на 6%.
Определите плановую себестоимость товарной продукции и
плановые затраты на 1 руб. товарной продукции.
Решение
Определяем затраты на 1 руб. товарной продукции в отчет-
ном периоде:
12: 15 = 0,8 руб.
2. Рассчитаем плановые затраты на выпуск товарной продукции
при условии, что в плановом периоде затраты на 1 руб. товарной
продукции остались на уровне отчетного периода:
15 •1,15 •0,8 =13,8 млн руб.
Определяем величину изменения себестоимости продукции
за счет реализации в плановом периоде организационно-техниче-
ских мероприятий:
а) за счет роста производительности труда:
т. е. за счет этого фактора себестоимость продукции снизится на 0,8%;
б) за счет изменения объема производства:
т. е. за счет этого фактора себестоимость продукции снизится на 6,5%;
в) за счет изменения норм и цен на материальные ресурсы:
(1 - 0,95 •1,06) •0,5-100 = 0,35%,
Т. е. за счет этого фактора себестоимость продукции увеличится
на 0,35%.
Общая величина снижения себестоимости продукции за счет
влияния всех факторов составит:
0,8 + 6,5-0,35 = 6,95%.
4. Определяем плановую себестоимость продукции:
13,8 •0,9305 = 12,84 млн руб.
5. Определяем плановые затраты на 1 руб. товарной продукции:
12,84: 17,25 = 0,74 руб.,
где 17,25 млн руб. —плановый объем товарной продукции (15 •1,15).
Таким образом, затраты на 1 руб. товарной продукции снизи-
лись на 7,5% ((0,74 : 0,8) •100 = 92,5%).
УПРАВЛЕНИЕ ИЗДЕРЖКАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ
С ЦЕЛЬЮ ИХ МИНИМИЗАЦИИ
В последние годы в российской практике получает все большее
применение планирование затрат на производство и реализацию про-
дукции в разрезе переменных и постоянных затрат. Такое планирова-
Ние позволяет определить зависимость финансовых результатов дея-
Тельности предприятия от издержек и объема реализации продукции.
Как было отмечено выше, переменные затраты —это такие за-
Траты, которые изменяются прямо пропорционально изменению
Объема производства продукции. К ним можно отнести затраты на
Сырье и материалы, топливо и энергию, на технологические цели,
Сдельную заработную плату, транспортные издержки и др.
Постоянные затраты —это такие затраты, которые не изменя-
Ются при изменении объема производства продукции за какой-то