Факторы, влияющие на спрос
При изучении развития рынка автосервисных услуг важным аспектом является рассмотрение механизма его функционирования, определение и классификация факторов его формирования. Основными факторами влияющими на спрос автосервисных услуг являются следующие.
Парк автомобилей, находящихся в личном пользовании и собственности граждан (по данным ГИБДД (на конец 2014г.) в г. Калуге на 1000 человек приходится 352 легковых автомобиля). Ситуация на рынке обслуживания автомобилей напрямую зависит от тенденций развития автопарка. За последние 10 лет автомобильный парк г. Калуга увеличился в 2,5 раза и в настоящее время состоит из 96001 машин. Ежегодно этот показатель повышается на 8–8,5%.
С каждым годом растет число автомобилей, находящихся в индивидуальном пользовании, что приводит к необходимости увеличения количества городских и фирменных станций технического обслуживания. Его общая численность и структурные характеристики — распределение по маркам и моделям, величина годового и общего пробега с начала эксплуатации, срок службы, оценка общего технического состояния. Мощности отечественного автомобилестроения, экспорт и импорт автомобилей существенно определяют прирост парка автотранспортных средств. Кроме количественных изменений в парке автомобильного транспорта, в том числе и благодаря государственному регулированию в таможенном законодательстве, происходит существенное омоложение парка.
В городской черте построен технопарк «Грабцево», главным резидентом которого является автомобильный завод «Volkswagen». Кроме того, в пригороде (п. Росва) построен автомобильный завод французской компании «PSA Peugeot Citroën» совместно с японской компанией «Mitsubishi Motors». Эта особенность значительно играет на структуру автопарка.
Уровень организации автотехобслуживания — количество станций технического обслуживания и других предприятий отрасли, их производственных возможностей, номенклатуры и комплексности производственных работ; времени обслуживания клиента, зависящего от пропускной способности постов по каждому виду технического обслуживания и ремонта; удобства для клиента размещения сети автосервисных услуг; резервов запасных частей (как для производства ремонта, так и для продажи); среднего уровня качества производимых работ, а также ряда экономических показателей — цены на услуги и запасные части, обеспеченности ресурсами и т. д. Для удовлетворения потребностей и увеличения спроса населения в ТО и ремонте автомобилей существенное значение имеет проблема рационального размещения СЦ, которые должны быть территориально приближенными к клиенту.
Структура рынка техобслуживания пока недостаточно четко выражена, т. к. преобладают автостанции с недостаточно квалифицированными сотрудниками и обслуживающим персоналом, а также полупрофессиональным оборудованием. Наблюдается недостаточное количество автосервисов, предлагающих комплексный подход к обслуживанию а/м. Необходимо также отметить что не на многих сервисах персонал обходителен и вежлив с клиентами, поэтому нужно разработать соответствующую организационную культуру и привить персоналу вежливое обращение с клиентами, а также создать для последних комфортные условия (доступное месторасположение сервиса, удобный паркинг, кафе или комнату отдыха).
Таким образом, можно выделить основные тенденции развития и требования к проектируемым сервисным центрам:
- повышение квалификации специалистов;
- перенос акцента на более комплексное обслуживание и уход за а/м (ремонт, монтаж, диагностика, мойка, химчистка);
- увеличение инвестиций на оснащение и приборы;
- применение новых технологий и разработок;
- деловую культуру общения и обходительность с клиентами.
Все выше перечисленное приводит:
- к снижению продолжительности пребывания автомобиля в мастерской для ремонта;
- сокращению расходов производственных средств;
сокращению потребности в материалах и запасных частях.
Интенсивность эксплуатации автомобиля зависит от величины города, развития общественного транспорта, расстояния до постоянного места стоянки, технического состояния автомобиля, возраста, доходов и характера работы владельца, местных и других факторов. Условия эксплуатации автомобилей, при которых используется автомобиль, влияют на режимы работы агрегатов и деталей, ускоряя или замедляя интенсивность изменения параметров их технического состояния. Использование автомобилей в г. Калуге имеет ряд особенностей и тенденций:
- уровень развития дорожной сети, прежде всего в Калуге, не соответствует уровню развития автомобильного парка – практически 5-кратный рост количества автомобилей с начала 80-х годов привел к перегруженности основных транспортных магистралей города, что, в свою очередь, ведет к росту аварийности, ухудшению экологической ситуации и т.д., протяженности и плотности автомобильных дорог интенсивности дорожного движения и соответствия ему размещения СЦ по территории города, района, области;
- автомобили эксплуатируются в городе и за его пределами на дорогах с не достаточно хорошим покрытием (более 40% общего пробега автомобилей);
- в целом по региону состояние дорожного покрытия неудовлетворительное: недостаточность ремонта автодорог составляет 73% от нормативной величины;
- недостаточное финансирование работ по реконструкции дорожной сети региона и низкое качество ремонтных работ не способствуют улучшению ситуации.
До 30 % всех ДТП происходят из-за различных неисправностей автомобиля. К автокатастрофам приводит выход из строя отдельных узлов и агрегатов автомобиля:
- тормозной системы – 47%
- рулевого управления – 19 %
- шин – 13%
- осветительных приборов – 11 %
- подвески – 6 %
- других элементов – 4 %
Комплекс социальных условий — демографической характеристики населения, структуры занятости с дифференциацией по уровням доходов, квалификации владельцев автомобилей как водителей, уровня их технического образования, навыков, склонности к самообслуживанию, транспортной подвижности населения, соблюдения экологических требований к размещению предприятий автосервиса и т.п.
Город Калуга – административный центр Калужской области. Располагается центральной России, на берегах р.Оки. Население г. Калуга на 01.01.2014 г. составляет 331721 человек. Вблизи города проходит автомагистраль «Москва-Киев». В Калуге сосредоточена основная торговля и деловой потенциал Калужской области.
Вывод: Анализ перечисленных выше факторов позволяет сделать вывод, что создаваемый автосервис сможет конкурировать и приносить прибыль, только если он будет ориентирован на клиента и откликаться на потребительский спрос, учитывая характерные особенности места предоставления услуги.