Конкуренция: сущность, виды и роль в экономике

Конкуренция -представляет собой борьбу между хозяйствующими субъектами за лучшие условия производства и сбыта продукции. Конкуренция является основой рыночного механизма саморегулирования экономики. Ведь в результате конкурентной борьбы хозяйствующие субъекты постоянно стремятся к совершенствованию деятельности своих фирм.

Роль конкуренции - благодаря ей на рынке возникает и поддерживается спонтанный порядок, который не зависит от чьей-либо воли, желания и намерения. Каждый стремится осуществить на рынке свою цель или выгоду, но эти стремления, сталкиваясь друг с другом в ходе конкуренции, независимо от желания участников рынка, объективно координируются и корректируются друг с другом, и в результате за их спиной возникает спонтанный, самопроизвольный, ни кем не предусмотренный порядок, который находит выражение в установлении соотношения между спросом и предложением. Негативные стороны – конкуренция иногда приводит к диспропорциям между спросом и предложением, замедлению технического прогресса, а следовательно, нерациональному использованию ограниченных ресурсов общества.

Для характеристики уровня конкуренции на том или ином рынке используют следующие параметры:

1) Количество производителей и потребителей на рынке.

2) Тип производимой продукции.

3) Способность отдельного производителя влиять на рыночную цену.

4) Наличие барьеров для вступления в отрасль.

5) Наличие неценовых факторов конкурентной борьбы на том или ином рынке.

Являясь непременным условием существования рынка и реализации его функций, конкуренция приобретает различные формы. Внутриотраслевая конкуренция- соперничество между предпринимателями, занятыми производством и реализацией одинаковой или взаимозаменяемой продукции. Этот вид конкуренции направлен на то, чтобы завоевать и удержать «место под солнцем». Другой вид конкуренции - межотраслевая, т.е. соперничество между предпринимателями, вложившими свои средства в отрасли, выпускающие различные виды продукции. Положительный эффект конкуренции во многом зависит от тех условий, в которых она действует, от количества соперников, степени открытости экономики и экономической свободы. Один вид конкуренции может отличаться от другого по средствам его ведения. Различают конкуренцию ценовую и неценовую. Ценовая конкуренция ведется путем маневрирования ценами в целях наиболее выгодного использования рыночной конъюнктуры. В неценовой конкуренции используются средства, не имеющие непосредственного отношения к ценам. Сюда относятся улучшение качества продукции, реклама, организация выставок и ярмарок. В практике рыночных отношений различают также добросовестную и недобросовестную конкуренцию. Добросовестная к - это такая, при которой соблюдаются правовые и этические нормы взаимоотношений с партнерами. Под недобросовестной конкуренцией понимается технический шпионаж, переманивание специалистов, ложная реклама и т.д.

Виды конкуренции - совершенная и несовершенная К.

Совершенная (свободная) В настоящее время только два рынка (рынок ценных бумаг и сельскохозяйственной продукции) приближаются к условиям совершенной конкуренции, а в чистом виде она не наблюдается.

Признаки:

- достаточное количество продавцов и покупателей на рынке, так что ни один из них не может повлиять на рыночную цену;

- практически отсутствуют экономические барьеры, т.е. существует свободный перелив капиталов и ресурсов из отрасли в отрасль;

- производятся идентичные товары, так что потребителю без разницы, у какого производителя их покупать

- полная информируемость о ценах и их изменениях

Если хотя бы один из признаков совершенно конкуренции не проявляется или проявляется по-другому, то на рынке существует несовершенная конкуренция - такая , когда отдельные предприятия могут оказывать влияние на результаты к., цены, сбыт и сущ. ограничения:

Виды несовершенной конкуренции:

1. Монополистическая конкуренция представляет собой тип рынка, в условиях которого большое количество мелких фирм предлагает разнородную продукцию. Вход на рынок, как и уход с него, обычно не представляет каких -либо трудностей. Существуют различия в качестве, внешнем виде и других характеристиках товаров, производимых разными фирмами, которые делают эти товары чем-то уникальным, хотя и взаимозаменяемыми; развита неценовая конкуренция.

2. Олигополия предполагает существование на рынке нескольких крупных фирм, равных по своему потенциалу, продукция которых может быть как разнородной, так и однородной. Вступление новых фирм в отрасль, как правило, затруднено. Особенностью олигополии является взаимная зависимость фирм в принятии решений о ценах на свою продукцию.

3. чистая монополия является противоположностью совершенной конкуренции. В условиях монополии одна фирма является единственным продавцом данной продукции, не имеющей близких заменителей. Барьеры для вступления других фирм в отрасль практически непреодолимы.

Наши рекомендации