Теория общественного выбора. РиЫгс Скоке ТНеогу (Л.ВисЬапап, С
РиЫгс Скоке ТНеогу (Л.ВисЬапап, С. ТиИок)
Частная |
Общественная
Институциональная среда ("правила игры")
Неоклассическая Прочие
теория теории
Неконтрактная
(технологическая),
парадигма
Контрактная (институциональная)
парадигма (Л. Соттопз)
Рис.6—1. Основные подходы к анализу экономических организаций ("дерево институционализма")
Институциональная парадигма может быть, в свою очередь, разбита на два основных течения. Первое анализирует организации "извне" через институциональную среду, т. е. исследует социальные, юридические и политические "правила игры", без которых невозможно понять особенности функционирования и развития экономических организаций, их роль в производстве, распределении, обмене и потреблении товаров и услуг. В рамках этого направления теория прав собственности изучает институциональную среду деятельности экономических организаций в частном секторе экономики, а теория общественного выбора — институциональную среду деятельности индивидов и организации в общественном секторе (такой подход, естественно, является упрощением, концентрирующим внимание на главном направлении исследований указанных теорий).
1 Подробнее см/ ЦГгШатпзоп О Е Сотогапзоп о{ АКегпаиуе АрргоасЬез 1о Есопогтс ОН // Лоигпа! о{ ТпзШиЬопа! апй ТЬеогейса! Есопогтсз Уо1. 146, 1990, № 1.
6.2. Основные формы деловых предприятий
Второе направление институционализма исследует организации прежде всего "изнутри", т. е. через систему соглашений, контрактов. Теория агентов (принципала-агента) концентрирует свое внимание на предварительных предпосылках (побудительных мотивах) контрактов (ех ап{;е), а теория трансакционной экономики — на уже реализованных соглашениях (ех роз!;), выражающихся в различных управленческих структурах.
Не следует, однако, абсолютизировать предложенную Оливером Уильямсоном схему. Различия между теориями действительно имеют место, однако все они (теории трансакционной экономики, агентов, прав собственности, общественного выбора) с разных сторон анализируют предпосылки становления, развития и упадка экономических организаций на базе контрактной парадигмы. Так что есть предпосылки для становления уже в недалеком будущем комплексной институциональной науки об организациях.
6.2. Основные формы деловых предприятий
Основными формами деловых предприятий являются частнопредпринимательские фирмы и корпорации, регулируемые и государственные фирмы, потребительские кооперативы и неприбыльные организации, партнерства и самоуправляющиеся фирмы. Наиболее распространенными из них являются частнопредпринимательские фирмы, партнерства и корпорации
Если мы сравним эти формы друг с другом, то окажется, что на частнопредпринимательские фирмы приходится свыше 70% общего числа фирм, но только 6—7% совокупного выпуска частных фирм США, на партнерства — 10% общего числа и 4—5% выпуска, на корпорации — соответственно 18—20% и 88—90% (см. рис. 6—2).
Количество
Общий выпуск
Рис. 6—2Формы деловых предприятий США (80-е гг., в %)
188 Глава 6. Фирма как совершенный конкурент
Подобный парадокс легко объясним, если мы подробнее познакомимся с достоинствами и недостатками каждого из указанных типов деловых предприятий.
Частнопредпринимательская фир-
Частнопредпринимательская ма _ это фирма> ^аделец кото-
фирмарО22 самостоятельно ведет дела в
собственных интересах; управляет ею, получает всю прибыль
(остаточный доход,) и несет персональную ответственность по
всем ее обязательствам (т. е. является субъектом неограничен
ной ответственности). Собственник классической фирмы явля
ется центральной фигурой, с которой владельцы всех остальных
ресурсов заключают контракты. Он обладает правом найма и уволь
нения, т. е. контролирует поведение всех остальных членов коман
ды. Поэтому он получает весь остаточный доход — всю прибыль за
вычетом издержек по ведению дела. Наконец, он вправе продать
все, чем он обладает, передать все свои права другому лицу.
Обычно собственником классической фирмы является владелец наиболее важного (интерспецифического) ресурса. Таким интерспецифическим ресурсом может быть как физический, так и человеческий капитал. Например, в проектно-конструктйрских организациях или в рекламном бюро и т. д. роль человеческого капитала чрезвычайно высока, поэтому владельцами фирмы являются талантливые работники.
Несомненными достоинствамичастнопредпринимательской фирмы являются:
1) простота организации (учреждения, управления и т. д.);
2) свобода действий (не связанная с необходимостью согласо
вания в принятии решений и т. д.);
3) сильный экономический стимул (получение всей прибыли
одним лицом).
Среди очевидных недостатковчастнопредпринимательской фирмы следует назвать в первую очередь:
1) ограниченность финансовых и материальных ресурсов (свя
занная как с недостатком средств собственника фирмы, так и с
трудностью получения кредитов);
2) отсутствие развитой системы внутренней специализации про
изводственных и управленческих функций (особенно в условиях
мелкого и среднего производства, наиболее типичного для данной
формы собственности);
3) существование неограниченной ответственности (когда соб
ственник в случае банкротства рискует не только капиталом, вло
женным в дело, но и всей своей личной собственностью).
_ Партнерство— это фирма, орга-
Партнерствонизованная рядом лиц, совместно
и самоуправляющаяся фирмавладеющих ' убавляющих пред-приятием. Основные права здесь принадлежат всем партнерам.
6.2. Основные формы деловых предприятий 189
Они осуществляют эффективный контроль за деятельностью друг друга. Партнерства типичны для различных сфер интеллектуальной деятельности, таких, как искусство, юриспруденция, медицина и т. д. Они, как правило, жизнеспособны при ограниченном числе участников. Бывает, что все партнеры принимают активное участие в работе фирмы, но чаще наряду с активными членами встречаются и партнеры, играющие пассивную роль. В ряде случаев возникают партнерства с ограниченной ответственностью. Это означает, что наряду с основными участниками, полностью отвечающими за деятельность фирмы, имеются партнеры, ответственность которых ограничивается суммой, вложенной в дело (партнеры с ограниченной ответственностью).
Партнерства разделяют большинство достоинств частнопредпринимательской фирмы (в частности, их легко организовать и ими несложно управлять). В то же время они обладают рядом преимуществ по сравнению с частнопредпринимательской фирмой. Здесь уже в большей мере можно использовать разделение труда и специализацию в производстве и управлении, легче преодолеть финансовые барьеры для начала и продолжения деятельности.
Как и частнопредпринимательская фирма, партнерства обладают рядом недостатков (скудность финансовых средств, неограниченная ответственность и др). К ним, однако, добавляются новые. Главными из них являются разделение функций (в результате которого может возникнуть несогласованность действий и даже несовместимость интересов) и угроза потенциального распада партнерства (в результате возникающих противоречий или выхода из дела одного из партнеров).
Иногда по типу партнерства организованы большие трудовые коллективы. Так возникли самоуправляющиеся фирмы югославского типа.В этом случае владельцами предприятия являются все — владельцы как интерспецифических, так и общих ресурсов. Все они имеют одинаковые права. Поскольку все стратегические вопросы решаются совместно, нередким является распределение прибыли в пользу настоящего (повышения зарплаты) и в ущерб будущему (инвестициям в производство). Проедание средств создает инвестиционный голод и, как следствие, медленные темпы научно-технического прогресса и развития производства. КорпорацияТретьим, основным видом делового предприятия является современная (открытая) корпорация. Корпорация— это фирма, имеющая форму юридического лица, где ответственность каждого собственника ограничена его вкладом в данное предприятие.
Корпорация— общество, основанное на паях. Покупая ценные бумаги (акции и облигации), индивиды (домохозяйства) становятся собственниками корпорации. Через рынок ценных бумаг возможно быстрое привлечение финансовых средств огромного числа людей. Держатели акций получают часть дохода (дивиденд) и рискуют только той суммой, которую они заплатили при покупке ак-
190 Глава 6. Фирма как совершенный конкурент
ций (облигаций). Кредиторы предъявляют иск к корпорации в целом, но не к акционерам как частным лицам (право ограниченной ответственности).
Более глубокая специализация, широкое привлечение высококвалифицированных кадров способствуют росту эффективности корпорации. Благодаря корпорациям стало возможным внедрение достижений научно-технического прогресса, постоянное обновление ассортимента выпускаемой продукции, освоение технологий массового производства.
Корпорация — это специфический тип деловых предприятий, который имеет форму существования, отличную от физических лиц (форма юридического лица). Корпорация существует независимо от ее владельцев — акционеров. Если им не нравится проводимая корпорацией политика, они вправе продать свой пай, но, как правило, не в состоянии ликвидировать компанию как таковую. Поэтому современные корпорации характеризуются известной стабильностью. Они сохраняют свои специфические ресурсы независимо от воли и желания отдельных акционеров.
Наряду с несомненными достоинствами корпораций обладают и вполне ощутимыми недостатками.
Корпорации открывают широкий простор для всевозможных злоупотреблений. Возникает разрыв между функцией собственности и функцией управления. Мелкие и средние держатели обычно не обладают необходимой и достаточной информацией для осуществления действенного контроля. В корпорации происходит размывание прав собственности, поскольку возможности контроля за деятельностью команды ослабляются Держатели контрольного пакета акций могут осуществлять контроль лишь за высшими управляющими. Возможности оппортунистического поведения расширяются. Стремясь к личному обогащению, высшие менеджеры участвуют в чрезвычайно рискованных операциях, а иногда идут и на прямые злоупотребления властью (махинации с ценными бумагами, перелив капитала в дочерние компании, сомнительная производственная деятельность и т. д).
Однако, как правило, такие злоупотребления возможны лишь в определенных пределах. Сдерживающим фактором выступает сам рынок. Если корпорация начинает работать плохо, опасность вмешательства акционеров в повседневные дела компании возрастает. Возникает угроза "поглощения" данной фирмы другой и полной смены команды (во всяком случае, ее верхнего эшелона). К тому же падает престиж менеджеров компании на рынке менеджерского труда, что может в перспективе привести к резкому сокращению их доходов.
Другим крупным недостатком деятельности современной корпорации является двойное налогообложение. Дело в том, что часть дохода корпорации, которая выплачивается акционерам в виде дивидендов, сначала облагается налогом как прибыль корпора-
6.2. Основные формы деловых предприятий 191
ции, а потом как часть дохода держателя акций. В результате большая часть прибыли превращается в налоги, уплачиваемые государству.
Деятельность ряда фирм регулируется госу-
и ^^дарственнаяДаРств0М- в этом случае государство вводит
сЬирмыограничения на размеры прибыли, т. е. регу-
лирует остаточный доход. Такая политика
государства приводит к тому, что часть прибыли либо превращается в издержки (путем повышения заработной платы, дополнительного премирования и т. д.), либо дарится потребителям путем снижения цены выпускаемой продукции.
Государство не только регулирует деятельность частных фирм. Ряд фирм находится в собственности государства. Государственная собственность означает отсутствие права на свободную продажу имеющихся правомочий. Таким образом, деятельность менеджеров не получает прямой рыночной оценки. Менеджеры государственных предприятий контролируются собственниками (гражданами государства) в меньшей степени, чем менеджеры частных компаний. Ослабление контроля открывает широкие возможности для оппортунистического поведения и различных злоупотреблений. Срок службы управляющих, как правило, дольше, чем в частном секторе. Они меньше рискуют, меньше заботятся о прибыли. Государство нередко занижает цены на продукцию своих предприятий, ведь убытки могут быть покрыты за счет налогоплательщиков.
„- Неприбыльные (некоммерческие) организа-
Неприбыльная ч 1.
организацияции ~ широко распространенная форма в ус-
и потребительскийловиях современной рыночной экономики. К
кооперативним относятся профсоюзы, клубы, церкви, гос-
питали, колледжи, общества милосердия и
другие организации, которые не стремятся к получению прибыли. Некоторые из них полностью зависят от пожертвований, другие получают доходы от своей деятельности — продажи товаров и услуг. Многие из этих организаций имеют статус корпораций. Однако это специфический вид корпораций. Это корпорации без акционеров. Обычно они управляются советом попечителей, выбранных или сформированных в соответствии с уставом данной организации. Если в результате деятельности такой организации появляется прибыль, то она обычно вкладывается в дело.
Кооперативыобразуются путем объединения части ресурсов своих членов с целью извлечения взаимной выгоды. Кооперативы могут быть потребительскими или сбытовыми. В первом случае покупатели приобретают возможность получать товары по оптовым ценам, во втором — контролировать продажу произведенной ими продукции. Прибыль обычно не является самоцелью деятельности таких организаций, хотя появление ее не исключено.
192 Глава 6. Фирма как совершенный конкурент
6.3. Фирма: издержки производства и прибыль
Экономическаяв общем виде прибыль (рго/»4)опре-
и бухгалтерская прибыльделяется как разность между совокупной выручкой (1о1а1 теVепие)и совокупными издержками (1о1а1 соз1) :
ТК — ТС = п, (6.1)
где ТК (1о1а1 геч/епие) — совокупная выручка (доход);
ТС (1о1а1 соз1) — совокупные издержки;
п (ргоШ) — прибыль.
Однако сами издержки бывают внешними (явными) и внутренними (неявными). К внешним издержкам относятся платежи внешним (по отношению к данной фирме) поставщикам. Вычтя из совокупной выручки (дохода) внешние издержки, мы получаем бухгалтерскую прибыль. Бухгалтерская прибыль, однако, не учитывает внутренние (или скрытые) издержки. Внутренними издержками являются: 1) издержки на ресурсы, принадлежащие самому предпринимателю, а также 2) нормальная прибыль, которая приходится на такой важнейший ресурс, каким является предпринимательская способность. Вычтя из бухгалтерской прибыли внутренние издержки, мы получаем экономическую прибыль (см. рис. 6—3).
Выручка
I (платежи от покупателей) I
Внешние издержки Бухгалтерская прибыль
(платежи внешним поставщикам)
V
Внутренние издержки Экономическая прибыль
Издержки на ресурсы, Нормальная прибыль
принадлежащие предпринимателю
Рис.6—3. Структура выручки предпринимателя
Таким образом, в отличие от бухгалтерской прибыли, которая учитывает только внешние издержки, экономическая прибыль определяется путем вычета из выручки как внешних, так и внутренних издержек (включая нормальную прибыль) Внешние и внутренние издержки в сумме образуют экономические, или альтернативные, издержки. Это значит, что при определении объема реальной прибыли следует исходить из такой цены ресурса, которую получил бы его владелец при наилучшем его использовании.
6.3. Фирма: издержки производства и прибыль
и предельный доход |
Экономические издержки позволяют понять различие между
подходами бухгалтера и экономиста к оценке деятельности фирмы.
Бухгалтераинтересуют прежде всего результаты деятельности
фирмы за определенный (отчетный) период. Он анализирует про
шлое, имеющийся опыт в деятельности фирмы. Экономиста,на
оборот, интересуют перспективы деятельности фирмы, ее будущее.
Именно поэтому он пристально следит за ценой наилучшей альтер
нативы использования ресурсов, которыми он располагает.
Обши" с и йДля более детального анализа экономической де-
' ятельности фирмы введем понятия совокупного,
среднего и предельного дохода (выручки).
Совокупный доход (1о1а1 теъепие — ТЕ.) — это сумма дохода, получаемого фирмой от продажи определенного количества блага:
ТК = Р х (2,
(6.2)
ТК (1о1а1 геуегше) — совокупный доход;
Р (рпсе) — цена;
С} (циапШу) — проданное количество благ.
Средний доход (аиегаде геиепие— АН.) — доход, приходящийся на единицу проданного блага. В условиях совершенной конкуренции средний доход равен рыночной цене:
ТК Рх(2
где
Предельный доход (татдгпа1 теVепие — МК)— приращение дохода, которое возникает за счет бесконечно малого увеличения выпуска продукции:
с1ТК с1(Р х СЭ) с1СЭ
МК = —— = ——— = Р-------------------- = Р. (6.4)
Если отложить на оси абсцисс количество продукта, а на оси ординат — совокупную выручку (доход), то зависимость дохода от продукции изображается в форме луча, выходящего из начала координат (см. рис. О—4).
ТК
Общая выручка
О Количество <2
продукции
Рис. 6—4. Совокупная выручка (доход)
Глава 6. Фирма как совершенный конкурент
Согласно графику
АН =
ТК
МЫ
оы
= МК = Р.
В условиях совершенной конкуренции, когда производителей бесконечно много, никто из них не может оказать существенного влияния на цену производимой продукции. Для фирм цена складывается объективно, независимо от их воли и желания, в результате чего каждая из фирм выступает как ценополучатель. Поэтому если отложить на оси абсцисс количество продукции С}, а на оси ординат — цену Р, то их взаимосвязь изображается прямой, параллельной оси абсцисс (см. рис. 6—5). С экономической точки зрения это означает, что эластичность спроса по цене бесконечно велика.
РА
Цена
О N количество С}
Рис.6—5. Цена, средний и предельный доход в условиях совершенной конкуренции
Совместив эти графики, мы получаем элементарные условия равновесия для отдельной фирмы: пересечение кривой предельного дохода с совокупной выручки показывает равновесный объем производства при данной цене (см. рис. 6—6).
Цена, средний,
предельный и валовой доход Р,АК,МК,ТК
ТК
В = МН - Р
О Требуемое количество продукции
(продано)
Рис.6—6. Спрос, предельный и совокупный доход в условиях совершенной конкуренции
6.3 Фирма, издержки производства и прибыль 195
Перейдем теперь к анализу издержек. В теории фирмы важную роль играет фактор времени Поэтому, прежде чем охарактеризовать издержки, введем понятия краткосрочного и долгосрочного периодов времени.
Кпаткоспочный Краткосрочный (или короткий) (зНоП-гип) пе-
пеоиол РИОД— Э7П° отрезок времени, в течение кото-
рого одни факторы производства являются постоянными, а другие — переменными. К постоянным факторам производства относятся такие ресурсы, как общие размеры зданий и сооружений, количество используемых машин и оборудования и т. д., а также количество фирм, функционирующих в отрасли. Предполагается, что возможности свободного доступа новых фирм в отрасль в краткосрочном периоде весьма ограничены. В краткосрочный период фирма имеет возможность варьировать только степень загрузки производственных мощностей (путем изменения протяженности рабочего времени, количества использованного сырья и т. д.).
Долгосвочный Долгосрочный (длительный) (1опд-гип) пери-
п иод од— это отрезок времени, в -течение которого
все факторы являются переменными. В долгос
рочном периоде фирма имеет возможность изменить общие разме
ры зданий и сооружений, количество используемых машин и обо
рудования и т. д., а отрасль — число функционирующих в ней фирм.
Долгосрочный период — это период, в течение которого преодоле
ваются барьеры для входа и выхода из отрасли. В отличие от крат
чайшего периода, в котором все факторы производства постоянны,
и краткосрочного, где часть факторов является постоянной, а часть
переменной, в долгосрочном периоде фирма может изменять все
параметры производства. Разграничение трех периодов имеет важ
ное значение для анализа издержек и особенностей поведения фир
мы в условиях совершенной конкуренции, чистой монополии, оли
гополии, монополистической конкуренции и других типов рыноч
ных структур. , ,
д Постоянные издержки (/гхеасоз1) — это из-
держки, величина которых в краткосрочном периоде не изменяется с увеличением или сокращением объема производства. К постоянным издержкам относятся издержки, связанные с использованием зданий и сооружений, машин и производственного оборудования, арендой, капитальным ремонтом, а также административные расходы.
Следует учесть, однако, что административные расходы и расходы по ремонту могут быть отнесены к постоянным издержкам с известной долей условности, так как они в некоторой степени зависят от размеров производства.
Понятие постоянных издержек может быть проиллюстрировано на графике (см. рис. 6—7).
Отложим на оси абсцисс количество выпускаемой продукции, а на оси ординат — издержки. Тогда прямая постоянных издержек,
Глава 6. Фирма как совершенный конкурент
С
Издержки
ГС
О Произведенное С}
количество
Рис. 6—7. Постоянные издержки
представляющая собой константу, параллельна оси абсцисс. Она обычно обозначается РС. Поскольку с увеличением объема производства растет общая выручка, то средние постоянные издержки представляют собой все меньшую и меньшую величин}, приходящуюся на единицу изделий (см. рис. 6—8). Средние постоянные издержки обозначаются АРС (АVе^аде ЕЧхес! Соз!;):
АРС = РС/<2,
где <2 — объем производства.
С 1Издержки
О С^!---------------- •- С}2 Произведенное С}
количество Рис. 6—8. Кривая средних постоянных издержек
(6.5)
6.3. Фирма, издержки производства и прибыль
Наряду с постоянными издержками выделяют переменные издержки, которые зависят от изменения объема производства. Пепеменн 1е Переменные издержки (уаггаЫе соз1) — это из-
„„Гоп^^м держки, величина которых изменяется в зависи-
издерэкки~
мости от увеличения или уменьшения объема
производства. К переменным издержкам относятся затраты на сырье, электроэнергию, вспомогательные материалы, оплату труда. Они обозначаются УС.
В отличие от постоянных издержек, величина которых не зависит от изменения производства, переменные издержки увеличиваются или уменьшаются пропорционально выпуску продукции. В начальный период организации производства переменные издержки растут более быстрыми темпами, чем произведенная продукция (см. рис. 6—9).
С Издержки
О С?! Произведенное <2
количество
Рис. 6—9. Переменные издержки
По мере достижения оптимальных размеров производства (в точке О^) происходит относительная экономия переменных издержек. Однако дальнейшее расширение производства приводит к новому росту переменных издержек, когда увеличение выпуска требует более быстрого роста издержек по сравнению с ростом производства.
Средние переменные издержки АУС (Ауега§е УапаЫе Соз*) определяются путем деления переменных издержек на объем продукции О: АУС = УС/О. Они достигают своего минимума, когда достигнут технологически оптимальный размер предприятия (см. рис. 6—10).
Понятие средних переменных издержек необходимо для определения эффективности хозяйствования фирмы, положения равновесия и определения ближайших перспектив развития — рас-
Глава 6. Фирма как совершенный конкурент
АУС |
Издержки
1 Произведенное количество
Рис. 6—10. Кривая средних переменных издержек
ширения, сокращения производства или ухода из отрасли. Разграничение постоянных и переменных издержек имеет важное значение для анализа процесса производства и поведения фирмы в условиях разных рыночных структур.
Общие издержки об1Чие издержки (Ша1 со$1) — совокупность постоянных и переменных издержек фирмы в
связи с производством продукции в краткосрочный период. Они обозначаются ТС или С. Общие издержки являются функцией от произведенной продукции (О): ТС = {(О).
Часть издержек, не изменяющаяся с увеличением или сокращением производства, называется постоянными издержками, другая часть, зависящая от размеров производства, — переменными. Общие издержки представляют собой их сумму:
ТС = РС + УС,
(6.6)
где РС (ЕЧхес! Соз*) — постоянные издержки;
УС (УапаЫе Соз*) — переменные издержки.
Графически это означает суммирование кривых постоянных и переменных издержек (см. рис. 6—11).
Средние общие издержки можно получить путем деления общих издержек на количество выпущенной продукции:
АТС = ТС/О
6.3. Фирма: издержки производства и прибыль
ТС |
Общие издержки
Произведенное количество Рис. 6—11. Общие издержки
или путем сложения средних постоянных (АГС) и средних переменных издержек (АУС):
АТС = АГС + АУС = (ГС+УС) /Я. (6.7)
Иногда средние общие издержки (АТС) обозначаются сокращенно как АС. Графически АТС могут быть получены путем суммирования кривых АГС и АУС (см. рис. 6—12).
АГС |
Общие
издержки
АУС |
АТС
Произведенное С} количество
Рис 6—12. Средние общие издержки
Глава 6. Фирма как совершенный конкурент
Понятие средних общих издержек имеет важное значение для
теории фирмы. Сравнение средних общих издержек с уровнем цен
позволяет определить величину прибыли. Прибыль определяется
как разность между общей выручкой ТК (ТоЫ Кеуепие) и общими
издержками ТС (То1а1 Соз1;). Эта разница позволяет выбрать пра
вильную стратегию и тактику в деятельности фирмы.
п В заключение введем понятие предельных издержек.
излеожки Предельные издержки (тагдгпа.1 со&) — это при-ращение совокупных издержек, вызванное бесконечно малым увеличением производства. Под предельными издержками обычно понимают издержки, связанные с производством последней единицы продукции:
МС =
с!ТС сЦРС + УС)
аре
+
аус
(6.8)
Из этой формулы видно, что постоянные издержки не влияют на величину предельных издержек. Предельные издержки — производная функция только от переменных издержек:
МС =
с!УС
Когда МС < АС, кривая средних издержек идет вниз: произ
водство каждой новой единицы продукции уменьшает средние из
держки; X
когда МС > АС, кривая средних издержек идет вверх: производство новой единицы продукции увеличивает средние издержки;
когда АС = тт, то МС = АС.
АУС |
С 1
Рис. 6—13.Предельные и средние издержки
6.4. Фирма, условия равновесия
Кривая предельных издержек пересекает кривую средних переменных издержек и кривую совокупных издержек в точках их минимального значение (см. рис. 6—13).
Графики, характеризующие взаимосвязь предельной и средней производительности, а также предельных и средних переменных издержек, зеркально симметричны по отношению друг к другу (см. рис. 6—14). Предоставляем читателю возможность самим это доказать.
Средняя
II предельная
.АР- |
'МР |
производительность
Количество труда 1МС АУС |
Издержки
Количество продукции
Рис6—14. Взаимосвязь средних и предельных издержек и средней и предельной производительности