Взаимосвязь внутренних и внешнеторговых цен, причины их расхождения
Взаимосвязь мировых и внутренних цен является предметом научных дискуссий. Ученых-экономистов. Эта связь носит двусторонний характер: внешнеторговые цены влияют на внутренние, а внутренние на внешнеторговые.
Рассматривая степень взаимодействия внутренних цен и цен мировой торговли, следует отметить, что цены мировой торговли с большей силой влияют на внутренние цены, чем внутренние на мировые.
Импорт товаров увеличивает предложение их на внутреннем рынке и действует в направлении снижения внутренних цен.
Экспорт товаров, наоборот, может снижать предложение их на внутреннем рынке и увеличивать спрос, и таким образом способствовать повышению внутренних цен. Кроме того в зависимости от доли экспорта определенного товара данной страны в общемировом объеме экспорта зависит и масштаб влияния внутренних цен на мировые цены.
Соотношение внутренних цен и цен мировой торговли трудно поддается количественному анализу. Это объясняется следующим:
- Неопределенностью понятия мировой цены. Так две пятых внешнеторгового оборота осуществляется в рамках транснациональных компаний по трансфертным ценам, которые отражают внутрикорпорационные интересы. Торговля в рамках ЕС ведется во многом по регулируемым ценам. Следовательно, глобального мирового рынка как некой совокупности продавцов и покупателей из всех стран мира не существует.
- Условностью приведения к единому подобию отдельных параметров товара по качеству, условиям поставки и т.д.
- Множественностью валют, что создает проблему объективного пересчета цены на базе одной валюты из-за колебаний курсов валют, различных темпов инфляции в отдельных странах
Поэтому любое сравнение носит определенную долю условности.
На формирование цен мирового рынка и влияние на уровень различия их в внутренними ценами оказывают следующие причины:
· Обособленность внутренних рынков от мирового, торговля обусловлена наличием экономических границ в форме пошлин, различных таможенных платежей, субсидий и др.
· Степень государственного регулирования внешенеэкономической деятельности: чем больше внешнеторговых барьеров при ввозе товаров в страну, тем ниже уровень конкуренции, что ведет к увеличению внутренних цен.
· Существенное влияние на различие внутренних и мировых цен оказывает влияние широта товарной номенклатуры, значительный объем товарооборота, множественность обслуживающих валют, большая территориальная протяженность, разнообразие каналов товародвижения мирового рынка. Так из-за большой протяженности мирового рынка дифференциация мировых цен намного шире (разные транспортные расходы, условия производства и реализации).
Закономерности в соотношениях внутренних и мировых цен сводятся к следующему:
- внутренние цены, как правило, превышают внешнеторговые как по экспортируемой, так и по импортируемой продукции;
- превышение импортных цен над внутренними может иметь место лишь в редких случаях: например, в условиях дефицита товаров, либо при объявлении ими эмбарго на ввоз товара в импортирующей стране. В других случаях превышение импортных цен над внутренними неприемлемо для любой страны, так как означает убыточность такого импорта;
- формирование внешнеторговых цен на более низком уровне по сравнению с ценами на внутреннем рынке объясняется рядом причин: поставки на мировой рынок осуществляют, как правило, наиболее конкурентоспособные компании; более острая конкуренция в мировой торговле, чем в национальной способствует снижению цен товаров основных поставщиков; увеличение масштаба продаж позволяет экспортерам использовать скидки с цен; уход с национального рынка продукции с более низкими затратами на мировой рынок меняет структуру продаж на национальном рынке в пользу производителей с более высокими затратами, что ведет к формированию относительно высоких внутренних цен.
Формирование более высокого уровня цен на внутреннем рынке по сравнению с мировыми не зависит от уровня развития страны. Для соотношения внутренних и внешнеторговых цен важен не абсолютный уровень развития, и, следовательно, не абсолютные средненациональные затраты на производство продукции, поступающей в каналы внешней торговли.
Определяющее значение имеет сравнение затрат на производство товаров в отдельных отраслях по экспортируемой и импортируемой продукции. Основываясь на разнице среднего уровня затрат, с одной стороны, по экспортируемой, с другой - по импортируемой продукции, можно получить выгоду от международного обмена. Выгода возникает в связи с вывозом продукции с более низкими затратами в национальных уровнях и ввозом товаров, собственное производство которых дороже импорта. Сравнение цен по различным товарным группам в развитых и менее развитых странах дает возможность проследить следующие закономерности: продукты питания, одежда, обувь, бытовые приборы относительно дорогостоящие в менее развитых странах; жилье, топливо, энергия, медицинское обслуживание имеют более высокие цены в развитых странах.
Погрешности при измерении уровня и динамики мировых и внутренних цен на экспортируемые и импортируемые товары на основе обменных валютных курсов происходят в результате отрыва официального курса валюты, в которой они выражаются, от реального. Если рыночный курс валюты движется, в течении длительного времени, в соответствии с реальным, рассчитанным на основе паритета покупательской способности, то динамика цен будет отражаться достаточно объективно и достоверно.
Паритет покупательской способности (ППС) различных валют показывает, сколько требуется двух различных валют для покупки одинакового объема товаров и услуг. ППС выступает показателем общей покупательской способности какой-то определенной валюты по отношению к валюте другой страны.
Сопоставление ППС и официальных обменных курсов отражает относительный уровень национальных цен определенной страны.
Национальный уровень цен (НУЦ) – это отношение стоимости определенного набора товаров в одной стране к их стоимости в другой, рассчитанной в ценах обеих стран, выраженных в одной валюте. Для перевода валюты используется официальный (или рыночный) обменный курс.
,
где ППС – паритет покупательской способности валют,
ОК – официальный обменный курс.
Уровень национальных цен рассматривается в качестве низкого, когда ППС меньше обменного курса, и, наоборот, считается более высоким, если ППС больше обменного курса.
Сбор данных и анализ проводится раз в три года по географическим регионам мира. В каждом регионе определяется страна, на базе которой проводятся все сопоставления. В Европе такой страной является Австрия.
Если курс валюты А к валюте Б превышает паритетное значение, становится выгодным покупать товары в стране Б и экспортировать их в А. Это увеличивает предложение товаров в стране А, спрос на товары в стране Б, спрос на валюту страны Б и предложение валюты страны А, что ведет к возвращению курсов к паритетному соотношению.
Пример: если цена единицы товара в России 30 рублей, а в США - 2 доллара, то курс рубля к доллару должен составлять 15 рублей за доллар. Если курс составляет 25 рублей за доллар, то покупая товар в России (за 30 рублей), продавая в США (за 2 доллара) и обменивая 2 доллара на 50 рублей по текущему курсу, на каждой такой сделке можно получать доход, составляющий 20 рублей на единицу товара. Соответственно, цены на товар в США будут снижаться, цена на товар в России - расти, а курс доллара к рублю — снижаться. В итоге будет достигнуто равновесие на новом уровне цен и курса (к примеру, товар стоит 1,7 долларов в США, 34 рубля в России, курс доллара - 20 рублей за доллар).
Поскольку функционирование модели паритета покупательной способности возможно лишь в условиях свободного движения товаров и денег, на практике валютные курсы могут существенно отклоняться от паритета (чем больше таможенные пошлины, экспортные и импортные ограничения, транспортные расходы, тем большее расхождение между номинальным курсом валют и паритетным значением необходимо для того, чтобы изменение объёмов и структуры экспорта и импорта было экономически оправданным). Плюс к этому, нужно учитывать, что спрос на ту или иную валюту на бирже зависит от очень многих других факторов.
Контрольные вопросы:
1. Какие цены считаются мировыми, от каких факторов они зависят и кем определяется их уровень?
2. Виды цен мировой торговли, и их отличие.
3. Что такое дефлятор?
4. Как рассчитать индекс цен производителей (ИЦП)?
5. Каковы отличия индекса потребительских цен (ИПЦ) от дефлятора ВВП?
6. В чем заключается отличие внутренней от мировой цены?
7. Назовите способы (методы) государственного регулирования цен.
Список используемых источников:
1. Беляева, И.Ю., Панина, О.В., Головинский, В.В. Цены и ценообразование. Управленческий аспект: Учебное пособие / И.Ю. Беляева, О.В. Панина, В.В. Головинский. — М. : Кнорус, 2004. – 203 с.
2. Абрютина, М.С. Ценообразование в рыночной экономике: / М.С. Абрютина . - М. : Издательство "Дело и Сервис", 2002. – 245 с.
3. Шуляк, П.Н. Ценообразование: Учебно-практическое пособие.7-е изд., пе- рераб. и доп./ П.Н. Шуляк. — М: Издательско-торговая корпорация "Дашков и Ко", 2004. – 147 с.
4. Деева, А.И. Цены и ценообразование: Учебное пособие / А.И. Деева. — М.: Экзамен, 2003. – 305 с.
5. Полещук, И.И., Терешина В.В. Ценообразование: учебник / Под общ. ред. И.И. Полещук. – Мн. : БГЭУ, 2001. – 303 с.
6. Герасименко, В.В. Ценообразование: Учеб. пособие / В.В. Герасименко. – М. : ИНФРА-M, 2009. – 422 с.