Тактика односторонних уступок или приспособления

Для успешного применения этого метода существует ряд специфических предпосылок, связанных с конкретными особенностями конфликтной ситуации:

1) обнаружившаяся в ходе конфликта явная ошибка, допущенная одной из сторон, например, администрацией завода, при установлении норм выработки производимой продукции; в этих условиях невозможен ни уход от конфликта, ни его силовое подавление, а единственно возможной тактикой, которая поможет администрации “сохранить лицо” станет уступка работникам в виде, например, снижения до разумного предела норм выработки. Подобный шаг администрации несомненно будет воспринят как проявление ее самокритичности, ее способности к объективной оценке требований работников, что в конечном итоге поведет к укреплению единства коллектива, повышению эффективности его работы;

2) в условиях, когда значимость необходимой уступки для одной из сторон оказывается несопоставимой с ее значением для другой стороны. В этих обстоятельствах, идя на некоторые небольшие уступки, одна сторона предотвращает возможность значительного выброса конфликтной энергии другой стороной и тем самым опять-таки добивается восстановления согласия. Так, удовлетворив просьбу сотрудника о предоставлении кратковременного внеочередного отпуска по семейным обстоятельствам, руководитель не только предотвращает возможный конфликт, но и приобретает в лице этого сотрудника нового союзника;

3) в преддверии возможных в ближайшем будущем кризисных событий для группы, когда необходимо беречь силы, энергию, ресурсы для этого будущего и ценой уступок сохранить в данный период мир и спокойствие. Так поступают, например, правительства в условиях возникновения военной угрозы, спешно разрешая путем отдельных уступок споры с соседними государствами в расчете привлечь их на свою сторону в качестве союзников в грядущей войне;

4) к тактике уступок поневоле приходится прибегать тогда, когда отказ от них грозит одной из сторон значительно более серьезным непосредственным уроном, когда складывается ситуация выбора, как говорят, “между жизнью и кошельком”. Подобная ситуация нередко возникает при ведении переговоров с преступниками, захватившими заложников.

Все же и метол односторонних уступок имеет свои слабости, поскольку при его применении выгоду получает лишь одна сторона, а вторая так или иначе оказывается в убытке, что рано или поздно может оказаться источником новой напряженности.

Тактика компромисса или сотрудничества.

Под компромиссом понимается путь взаимных уступок, взаимовыгодной сделки, создание условий для хотя бы частичного удовлетворения интересов противоборствующих сторон. Компромисс, таким образом, есть вид соглашений, основанных на взаимной корректировке позиций обеих сторон по обсуждаемым проблемам, поиск взаимоприемлемой позиции по спорным вопросам.

Для успешной реализации этого метода необходим некоторый комплекс благоприятных условий. К числу таких условий можно отнести: 1) готовность обеих сторон к реализации своих целей путем взаимных уступок; 2) полную невозможность разрешения конфликта силовым методом или способом ухода.

Тактика компромисса не является универсальной. Ее применение также, как и использование других рассмотренных методов, является проблемным, сопряжено с рядом трудностей, возникающих при практическом использовании тактики компромиссов. Наиболее часто возникают такие трудности:

1) отказ одной из сторон от первоначально занятой позиции из-за обнаружения в ходе переговоров ее нереалистичности;

2) выработанное решение из-за содержащихся в нем взаимных уступок может оказаться противоречивым, нечетким и потому трудно осуществимым. Так, обещания, данные обеими сторонами ускорить выполнение взаимных обязательств, могут оказаться необеспеченными ресурсами, которые у них реально имеются;

3) содержащийся в любом компромиссном соглашении в той или иной степени элемент отказа от первоначально занятой позиции, ее некоторая корректировка могут впоследствии повлечь за собой оспаривание принятого решения.

Но несмотря на эти и некоторые другие трудности компромиссные решения являются оптимальными для разрешения конфликтной ситуации, поскольку они имеют много явных достоинств, важнейшие из которых состоят в том, что они:

· способствуют выявлению и учету взаимных интересов, будучи нацелены на взаимовыгодный результат .

· демонстрируют уважение сторон к профессионализму и достоинству друг друга.

Таково основное содержание тактики взаимовыгодного сотрудничества, которая признается наукой в качестве наиболее эффективного способа регулирования конфликта.

Сотрудничество

Применение тактикисотрудничества основывается на убежденности участников конфликта в том, что расхождение во взглядах - это неизбежный результат того, что у умных людей есть свои представления, что правильно, а что нет. При такой стратегии участники признают право друг друга на собственное мнение и готовы его принять, что дает им возможность проанализировать причины разногласий и найти приемлемый для всех выход.
Тот, кто опирается на сотрудничество, не старается добиться своей цели за счет других, а ищет решения проблемы. Кратко установку на сотрудничество обычно формулируют так: "Не ты против меня, а мы вместе против проблемы

Наиболее убедительным свидетельством эффективности применения как общих стратегических принципов, так и конкретных тактик регулирования конфликтов служат реальные результаты. Результаты управления конфликтом могут быть двух родов: 1) позитивные, или конструктивные, 2) негативные, или деструктивные.

Позитивный, или конструктивный результат успешно разрешенного конфликта может быть выражен в:

· разрядке эмоциональной напряженности;

· глубоком взаимопонимании сторон, их сближении, обеспечении информационно-связующего результата;

· росте производительности труда, стимуляции социальных изменений, прогресса;

· вскрытии имеющихся противоречий и определении путей их преодоления;

· увеличении возможностей переоценки прежних ценностей и норм;

· усилении взаимного доверия, терпимости членов данной группы, их сплоченности.

Негативные последствия конфликтов состоят в следующем:

· чувстве неудовлетворенности, подавленности, депрессии, снижении активности, падении производительности труда, текучести кадров;

· низкой степени сотрудничества, дистанцировании и отчуждении между конфликтующими сторонами;

· утверждении “комплекса врага”, т.е. представлений о другой стороне как о враге;

· тенденции к увеличению враждебности между сторонами по мере уменьшения сотрудничества;

· сохранении возможности дальнейшего разрастания конфликта.

Сопоставление двух полярных по своему характеру типов завершения конфликтной ситуации еще раз показывает высокую цену эффективного управления конфликтом, а также особое социальное и психологическое значение его своевременного предупреждения.

Глава

2.1Картография конфликта:

Предмет: столкновение интересов

Противоречие:Различие взглядов на проводимую работу по закрытию вакансии веб-дизайнера в существующих условиях

Проблема: Наличие в организации незакрытой позиции веб-дизайнера

1субъект:Руководитель отдела рекламы и PR (Саранин Александр Викторович)

Потребности:

· Максимально продуктивное и эффективное функционирование отдела рекламы и PR при наименьших затратах.

· Полная укомплектованность отдела рекламы и PR.

· Закрытие позиции веб-дизайнера в кротчайшие сроки.

· Высокий профессионализм кандидата на должность веб-дизайнера.

· Конкретные (минимальные) притязания к уровню заработной платы со стороны кандидата на позицию веб-дизайнера.

· Наличие у кандидата на позицию веб-дизайнера специфических знаний и опыта работы в системе MODX.

Опасения:

· Необходимость выполнения обязанностей веб-дизайнера , помимо руководителя отдела рекламы и PR.

· Невыполнение поставленных задач перед отделом рекламы и PR.

· Лишение премии

· Увольнение с поста руководителя отдела рекламы и PR.

2субъект: Менеджер по персоналу. (Брова Любовь Александровна)

Потребности:

· Понимание сложности проводимой работы по закрытию вакансии веб-дизайнера, со стороны сотрудников компании.

· Лояльность руководителя отдела рекламы и PR к срокам закрытия вакансии веб-дизайнера

· Адекватные требования к предоставляемым кандидатам на должность со стороны руководителя отдела рекламы и PR.

Опасения:

· Переход вакансии веб-дизайнера в разряд «незакрываемой»

· Недовольство работой отдела кадров со стороны генерального директора.

· Лишение премии.

· Увольнение с работы.

Наши рекомендации