Рыночный спрос и факторы, формирующие его

Фирма (предприятие) – это открытая система, которая может существовать лишь при условии активного взаимодействия с окружающей (внешней) средой. Результаты и перспективы деятельности предприятия зависят от огромного числа разнообразных по характеру и уровню факторов. Сложно выявить их все, оценить значимость отдельных факторов в функционировании предприятия и степень их взаимозависимости, определить возможность и варианты управления ими.

В условиях рыночной экономики предприятие может выжить, а тем более улучшить свои позиции на рынке только при условии, что разрабатывает стратегию и своевременно принимает управленческие решения, учитывая как можно больше факторов, определяющих результаты его деятельности.

Одним из доминантных факторов развития предприятия является,бесспорно, спрос на производимую им продукцию. Большинство фирм на рынке работают в условиях конкуренции. Центральная идея конкурентной борьбы состоит в том, чтобы это удовлетворить потребности отдельных индивидов и их групп лучше конкурентов, опираясь на знание рынка, требования и возможности потребителей. На практике она может быть реализована, с одной стороны, за счет тщательного изучения рынка, с другой – в результате активного воздействия на рынок и существующий спрос. Для большинства производителей спрос на их продукцию является в чистом виде экзогенным фактором их деятельности, лишь некоторые из них в состоянии в некоторой степени управлять спросом на свою продукцию. Отметим также, что спрос как экономическая категория выступает, с одной стороны, как ограничитель объемов производства в средне- и долгосрочной перспективе а, с другой стороны, как объективный измеритель эффективности существующего воспроизводственного цикла фирмы.

В любом случае, исследование спроса на свою продукцию является необходимым этапом комплексного изучения фирмой рынка своей продукции и необходимым условием обеспечения ее конкурентоспособности фирмы.

Для целей анализа и прогнозирования спроса на продукцию фирмы могут быть применены три основных подхода: традиционный, классический, модифицированный. Традиционный (генетический) подход – ретроспективный анализ фактического числа заявок сбытовых организаций (розничных покупателей при наличии собственной торговой сети) на производимую продукцию. Позволяет выявить эвристическим путем основные тенденции, определяющие будущее количество и структуру заявок. Классический подход – прогнозирование спроса с учетом ограниченного числа доминантных факторов (как правило – потребительских доходов и уровня товарных цен). Представлен научными трудами известных теоретиков спроса А.Маршалла, В.Парето, Л.Вальраса, Д.Хикса. В рамках указанных исследований – анализ поведения потребителей, изучение соотношений экономических категорий спроса, предложения, цены и доходов потребителей. Модифицированный подход – адаптация классического подхода к современному многофакторному процессу формирования спроса. Базируется на новых концепциях формирования спроса, согласно которым комплекс взаимосвязанных факторов, обуславливающих спрос, определяется как спецификой отраслевого производства, так и особенностями процессов приобретения и потребления продукции в современных условиях. В большинстве исследований, посвященных анализу функций спроса, детерминантами спроса по-прежнему являются цена и доходы, а влияние прочих учитывается константой. В то же время усиливается тенденция анализа и учета других групп параметров, детерминирующих спрос, что графически отображается соответствующим сдвигом кривой спроса относительно осей координат. Таким образом, реализация модифицированного подхода предполагает применение специальных статистических методов обработки результатов наблюдений не только за доходами и ценами, с одной стороны, и расходами – с другой, но и выявление других доминантных факторов, влияющих на потребительские характеристики товара и обусловленный ими спрос. При этом подобный анализ должен приводиться для представительных выборок по различным социально-экономическим группам, которые существенно различаются приоритетами потребительского поведения.

В рамках курса «Управленческая экономика» мы используем определения категорий «спрос» и «объем спроса», которые используются учебной дисциплиной «Микроэкономика».

Рыночный спрос характеризует готовность покупателей приобретать товар по всем возможным на рынке ценам. При рассмотрении спроса принимаем допущение, что покупатель и потребитель это одно и то же лицо.

Величина или объем спроса (QD) – это количество товара, которое готовы приобрести покупатели по определенной цене на рынке за единицу времени.

Цена спроса (PD) – максимальная цена, которую готовы заплатить покупатели за данное количество товара.

Зависимость величины спроса от определяющих его факторов называют функцией спроса. Общий вид функции:

Рыночный спрос и факторы, формирующие его - student2.ru (3.1.1)

где P – цена товара;

PC – цены товаров, дополняющих данный товар в потреблении (комплементов);

PS – цены товаров, заменяющих данный товар в потреблении (субститутов);

W – ожидания изменений цены товара в будущем;

I – доход покупателей;

N – число покупателей;

T – вкусы и предпочтения покупателей. Все факторы, кроме цены товара, называются неценовыми факторами спроса.

Анализ спроса как функции многих переменных весьма сложен. Мы вряд ли сможем учесть все факторы, определяющие спрос и его величину, и выявить степень влияния каждого из них на спрос. Каждый из параметров, определяющих спрос, в свою очередь, является функцией нескольких переменных. И факторы, определяющие спрос и его величину, оказывают взаимное влияние друг на друга. Для упрощения анализа необходимо предположить, что все факторы, формирующие спрос, в данном периоде времени неизменны (кроме цены этого товара). Тогда можно перейти к функции спроса от цены, характеризующей зависимость спроса от цены товара:

Рыночный спрос и факторы, формирующие его - student2.ru (3.1.2)

Функция спроса может быть представлена одним из трёх способов: табличным способом (шкалой спроса); аналитическим способом (уравнением); графическим способом (графиком спроса).

Линия D – графическое отображение функции спроса от цены – называется линией (кривой) спроса изображена на рис 3.1.1.

Рыночный спрос и факторы, формирующие его - student2.ru

Рис. 3.1.1 – Линия спроса

Рыночный спрос и факторы, формирующие его - student2.ru

Рис. 3.1.2 – Изменение величины спроса

Рыночный спрос и факторы, формирующие его - student2.ru

Рис. 3.1.3 – Изменение спроса при изменении неценовых факторов

Необходимо различать изменение спроса и изменение величины спроса. Изменение величины спроса имеет место при изменении цены товара и неизменности всех остальных (неценовых) факторов, формирующих спрос, при этом происходит движение вдоль линии спроса (рис. 3.1.2).

В силу изменения любого из неценовых факторов установится новая зависимость между P и QD, то есть, изменится функция спроса от цены. Графически это показывается сдвигом линии спроса (рис. 3.1.3). Увеличение спроса означает, что теперь при всех ценах на рынке покупатели готовы покупать большее количество товара, линия спроса сдвигается вправо (из D в D1). Снижение спроса показывается сдвигом линии спроса влево (из D в D2), это означает, что теперь при всех ценах на рынке покупатели готовы покупать меньшее количество товара. Обратную зависимость между ценой и объемом спроса часто называют законом спроса. Закон спроса можно сформулировать следующим образом: при прочих равных условиях на рынке товара по более низкой цене покупатели готовы купить большее количество товара. Действием закона спроса объясняется отрицательный угол наклона линии спроса.

В реальной экономике закон спроса иногда нарушается. Это происходит в тех случаях, когда либо цена не является главным критерием выбора потребителя при покупке, либо не существует обратной зависимости между ценой и объемом покупки. Во многих учебниках описаны случаи формирования спроса под воздействием ажиотажа на рынке, «эффекта сноба», «эффекта демонстрационного потребления», «эффекта присоединения к большинству».

Для того чтобы ответить на вопрос, каким образом сотни и тысячи потребителей образуют спрос на рынке конкретных товаров, необходимо рассмотреть совместное влияние спроса отдельных потребителей на рынок данного товара в целом.

При определенной цене товара суммарный объем спроса на данный товар на рынке в целом равняется сумме величин спроса отдельных потребителей при данной цене. Геометрически это означает, что суммарная кривая рыночного спроса на товар получается путем горизонтального сложения кривых спроса отдельных потребителей.

Изучение спроса различных групп потребителей является важной составляющей анализа рынка производителем. В условиях рыночной экономики производитель не может заставить потребителя покупать предлагаемое количество товаров по заранее назначенной цене. Но он может иногда так регулировать цену, чтобы добровольно выбираемое потребителями количество товаров обеспечивало ему наибольший доход.

С другой стороны, в условиях массового спроса каждый отдельный потребитель, изменяя свой спрос, практически не влияет на положение суммарной кривой спроса сотен и тысяч потребителей, так как доля его объема спроса в общей величине ничтожна. Массовый спрос весьма устойчив и меняется только под воздействием серьезных причин, приводящих к изменениям массового потребительского сознания.

Несмотря на устойчивый характер кривой массового спроса на товар, построить ее точное количественное описание практически невозможно, так как нельзя экспериментировать на массе потребителей в широком диапазоне цен. Это может вызвать нежелательные последствия, прежде всего для самих «экспериментаторов» – производителей. Реально кривая рыночного спроса определима только вблизи точки существующего спроса.

Для того чтобы строить прогнозы относительно изменения величины спроса массового потребителя при изменении цены, производителю необходимо знать количественные характеристики спроса на товар. Наиболее распространенной количественной характеристикой спроса является его эластичность.

Наши рекомендации