Понятие прибыли и факторы

ВСТУПЛЕНИЕ

Постепенный переход Украины от централизованно-плановой системы хозяйствования к рыночной по-новому ставит вопрос о методах ведения экономики предприятия. Традиционные структуры и уклады меняются. В этих условиях руководство предприятий, изучая и формируя то, что называется цивилизованными формами рыночных отношений, становятся своеобразными “архитекторами” развития новых методов ведения экономики предприятия.

В рыночной экономике особое место отводится предпринимателю, способному выполнять исключительно важную функцию на предприятии – “зарабатывание прибыли”.

В условиях рынка постоянно возникают вопросы, требующие своего решения. Какова роль прибыли в формировании финансовых ресурсов предприятия? Есть ли пути увеличения прибыли? Каково влияние распределения прибыли на общее финансовое состояние предприятия? На эти и другие вопросы, в данной курсовой работе, сделана попытка найти ответы.

Актуальность темы заключается в том, что прибыль служит ориентиром, контрольным показателем деятельности предприятия. Она вбирает в себя все многообразие факторов и условий деятельности предприятия, целесообразность его производственной, маркетинговой, инвестиционной и финансовой деятельности. Можно сказать, что прибыль - это основной источник производственного и социального развития и важнейший источник формирования государственного и личного бюджетов, а также один из основных финансовых показателей плана и оценки хозяйственной деятельности предприятия. Этим определяется значение прибыли.

Прибыль – это денежное выражение основной части денежных накоплений, создаваемых предприятиями любой формы собственности. Прибыль является показателем, наиболее полно отражающим эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости. Вместе с тем прибыль оказывает стимулирующее воздействие на укрепление коммерческого расчета, интенсификацию производства при любой форме собственности.

В условиях рыночной экономики предприятие самостоятельно планирует свою деятельность и определяет перспективы развития, исходя из спроса на производимую продукцию и необходимости обеспечения производственного и социального развития. Самостоятельно планируемым показателем в числе других стала прибыль.

Необходимость планирования прибыли в современных условиях обусловлена несколькими причинами. Ориентируясь на размер прибыли, собственники предприятия принимают решения по поводу дивидендной и инвестиционной политики, проводимой предприятием с учетом перспектив его развития. С планированием прибыли на предприятии возникает возможность эффективного направления средств на обновление производственных фондов и выпускаемой продукции предприятия. Кроме того, планирование прибыли на предприятии всегда сопряжено с выявлением внутрихозяйственных резервов производства, более рациональным использованием производственных фондов, материальных, трудовых и финансовых ресурсов предприятия.

Не менее важен процесс распределения прибыли, остающейся на предприятии после выполнения текущих финансовых обязательств. Эффективная система распределения прибыли должна обеспечить хозяйственную самостоятельность предприятий, повышать эффективность производства, максимально способствовать его производственному и социальному развитию.

Цель курсовой работы – рассмотреть особенности распределения, планирования, формирования прибыли на предприятии.

Для полного освещения выбранной темы были поставлены следующие задачи:

· На основе литературных источников рассмотреть сущность, функции и виды прибыли.

· Ознакомиться с основными методами формирования прибыли на предприятии.

· Выявить основные направления распределения и использования прибыли.

· Пути увеличения прибыли на предприятии.

Объектом курсовой работы является процесс управления прибылью на предприятии.

Предметом курсовой работы – прибыль предприятия.

Методы исследования – теоретической основой исследования послужили фундаментальные положения экономической теории, научные труды отечественных и зарубежных ученых в области управления прибылью. Нормативную базу исследования составили действующие законодательные и нормативные документы.

Теоретической и методологической основой курсовой работы послужили многие положения, изложенные в трудах ученых экономистов и финансистов, таких как: Волков О.И., Гетьман О.О., Колчина Н.В., Остапенко В.В., Осипов В.И., Павлова В.В., Поляка Г.Б., Шабалин Е.М., а также периодические издания «Финансы», «Научный вестник», «Экономист» и др.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ПРИБЫЛИ

Понятие прибыли и факторы

Экономическая сущность прибыли является одной из сложных и дискуссионных проблем в современной экономической теории.

Существует несколько трактовок понятия прибыль. Например, К.Маркс в «Капитале» определил прибыль как модифицированную, затемняющую свою сущность прибавочную стоимость. Источником прибавочной стоимости автор «Капитала» полагал эксплуатацию, неоплаченный прибавочный труд наемных рабочих. По Марксу, это внешняя форма проявления сущности буржуазного экономического строя, буржуазных производственных отношений. Таким образом – эксплуатация – это главное, что лежит в самой основе марксистской трактовке прибыли [16, с.12].

Современная экономическая мысль рассматривает прибыль как доход от использования факторов производства, т.е. труда, земли и капитала.

Основой рыночного механизма являются экономические показатели, необходимые для планирования и объективной оценки производственно-хозяйственной деятельности предприятия, образования и использования специальных фондов, соизмерения затрат и результатов на отдельных стадиях воспроизводственного процесса. В условиях перехода к рыночной экономике главную роль в системе экономических показателей играет прибыль.

Прибыль имеет следующее значение в деятельности предприятий:

• в обобщенной форме отражает результаты предпринимательской деятельности и является одним из показателей ее эффективности;

• используется в качестве стимулирующего фактора предпринимательской дея­тельности и производительности труда;

• выступает источником финансирования расширенного воспроизводства и яв­ляется важнейшим финансовым ресурсом предприятия.

Прибыль характеризует эффективность хозяйственной деятельности предприятия и является источником финансирования его дальнейшего развития. Итак, прибыль — это часть добавленной стоимости, которую получают хозяйствующие субъекты как вознаграждение за вложенный капитал и риск предпринимательской деятельности [7, с.207].

Иначе, прибыль - это часть чистого дохода, созданного в процессе производства и реализованного в сфере обращения, которые непосредственно получают организации. Количественно она представляет собой разность между выручкой (после уплаты налога на добавленную стоимость, акцизного налога и других отчислений из выручки в бюджетные и внебюджетные фонды) и полной себестоимостью реализованной продукции (услуги) [11, с.54]. Представляя собой конечный финансовый результат, прибыль является основным показателем в системе целей предприятия. Вместе с тем прибыль представляет собой весьма сложную экономическую категорию, и потому возможны различные ее определения, интерпретации, представления. В литературе описаны несколько подходов к определению прибыли. Два из них с условными названиями: экономический и бухгалтерский - можно рассматривать как базовые.

Бухгалтерская прибыль – это конечный финансовый результат, выявленный за отчетный период на основании бухгалтерского учета всех хозяйственных операций и оценки статей бухгалтерского баланса.

Под экономической прибылью понимается прирост экономической стоимости предприятия. Показатель экономической прибыли дает представление об эффективности использования предприятием имеющихся активов.

Прибыль, исчисленная в бухгалтерском учете, не отражает действительного результата хозяйственной деятельности предприятия. Бухгалтерская прибыль – результат реализации товаров и услуг, экономическая – результат «работы» капитала.

Выявление факторов, влияющих на величину прибыли, подразумевает под собой изучение экономических условий ее формирования. Экономические условия могу быть как внутренними, так и внешними. Под их действием изменяется абсолютная величина и относительный уровень прибыли. К внешним условиям можно отнести такие как: инфляция, изменения в законодательствах и нормативных документах в области ценообразования, кредитования, налогообложения предприятий, оплаты труда работников и др. К внутренним условиям, влияющим на величину прибыли, к примеру, можно отнести количество работников на предприятии, сокращая количество которых, можно тем самым увеличивать или уменьшать затраты на заработную плату, что в свою очередь может повлиять на величину валовой прибыли и соответственно на величину чистой прибыли.

Факторы, влияющие на величину прибыли, можно разделить на две группы. В первую группу относят так называемые основные факторы, которые непосредственно влияют на объем прибыли торгового предприятия. К ним относятся [5, с.231]:

Взаимозависимые факторы также, как и основные сильно влияют на величину прибыли. Эти факторы не случайно получили такое название. Их особенность состоит в том, что каждый из них в какой-то мере влияет или испытывает влияние других факторов из этой группы [9, с.196].

Таблица 1.1

Факторы, влияющие на прибыль

Основные факторы Взаимозависимые факторы
Прибыль (убыток) от реализации товаров Объем продажи товаров
Прибыль от неторговой деятельности Розничные цены на реализуемые товары
Сальдо доходов и расходов по внереализационным операциям Издержки обращения
Прибыль (убыток) от реализации основных фондов Оборачиваемость и состав капитала
- Фондовооруженность работников
- Налогоемкость предприятия
- Численность работников предприятия
- Затраты, относимые на прибыль

Также существуют факторы, которые влияют на величину прибыли. Они классифицируются по различным признакам (рис.1.1):

Факторы, влияющие на величину прибыли

Понятие прибыли и факторы - student2.ru Понятие прибыли и факторы - student2.ru

Понятие прибыли и факторы - student2.ru Понятие прибыли и факторы - student2.ru Внутренние Внешние
Понятие прибыли и факторы - student2.ru Понятие прибыли и факторы - student2.ru Производственные Внепроизводственные
Экстенсивные Интенсивные

Рис. 1.1 Классификация факторов, влияющих на величину прибыли

Внешние факторы – это природные условия, государственное регулирование цен, тарифов, процентов, налоговых ставок и льгот, штрафных санкций и др. Эти факторы не зависят от деятельности предприятия, но оказывают значительное влияние на величину прибыли.

Внутренние факторы увеличения прибыли на предприятии: уровень хозяйствования, компетентность руководства менеджеров, конкурентоспособность продукции, уровень организации производства и труда, производительность труда, состояние и эффективность производственного и финансового планирования. Внутренние факторы делятся на производственные и внепроизводственные.

Производственные факторы – это факторы которые непосредственно влияют на производство; интенсивные–качественные изменения, экстенсивный – количественное изменение.

Внепроизводственные факторы – снабженческо-сбытовая и природоохранная деятельность, социальные условия труда и быта и др.

Экстенсивные факторы воздействуют на процесс получения прибыли через количественные изменения: объема средств и предметов труда, финансовых ресурсов, времени работы оборудования, численности персонала, фонда рабочего времени и др.

Интенсивные факторы воздействуют на процесс получения прибыли через «качественные» изменения:

- повышение производительности оборудования и его качества;

- использование прогрессивных видов материалов и совершенствование технологии их обработки;

- ускорение оборачиваемости оборотных средств;

- повышение квалификации и производительности труда персонала;

- снижение трудоемкости и материалоемкости продукции;

- совершенствование организации труда и более эффективное использование финансовых ресурсов и др. [9, c.55].

Наши рекомендации