Эволюционное развитие системного подхода к управлению качеством продукции
Ключом ко всякой науке является
вопросительный знак.
Оноре де Бальзак
Россия имеет более чем полувековую практику совершенствования работ по улучшению качества продукции на основе системного подхода. Она характеризуется интенсивным поиском новых форм и методов организации и управления производством на всех уровнях.
Одним из первых шагов на этом пути явилась разработанная в начале 50-х годов прошлого столетия на машиностроительных предприятиях г. Саратова система бездефектного изготовления продукции (БИП), получившая вдальнейшем название "Саратовской системы". В системе впервые был применен принцип количественной оценки качества труда. Показателем качества труда являлся подсчитываемый для каждого рабочего в отдельности и для производственных коллективов в целом процент продукции, сданной с первого предъявления службе технического контроля.
В соответствии с этим показателем, осуществлялось моральное и материальное стимулирование работников, и этим самым обеспечивалась их личная заинтересованность в бездефектном изготовлении продукции.
Последовательное развитие методов управления качеством продукции привело к возникновению концепции комплексного Решения этой задачи, согласно которой качество продукции формируется и реализуется на всех этапах ее создания и потребления 'в процессе изучения требований потребителя, исследования и пробирования, производства и использования). Комплексный под-
ход к управлению качеством в 60-х годах находит широкое распространение во всем мире.
Начало разработки новых комплексных норм и методов управления у нас в стране положила Львовская комплексная система управления качеством продукции.
Внедрение системы способствовало увеличению выпуска из-1 делий с государственным Знаком качества в 1,5-2 раза, сокращению потерь от брака в 3 раза. Улучшились и другие производственные показатели: быстрее осваивалась новая продукция, росла производительность труда, производство становилось более ритмичным. К началу 90-х годов более 31 тыс. отечественных предприятий полностью завершили работу по внедрению указанных систем.
Причиной высоких результатов явилось: творческое внедрение на данных предприятиях комплексных систем; широкое использование принципов внутризаводского хозрасчета, коллективных норм и нормативов, экономических рычагов и стимулов. Управление техническим уровнем и качеством продукции в системе осуществлялось на всех стадиях ее жизненного цикла — исследование и проектирование, обращение и реализация, потребление и эксплуатация, утилизация. Для обеспечения высокого технического; уровня и качества вновь создаваемой продукции и ускорения сроков ее освоения предусматривалось: определение (совмести" с заводом-изготовителем, потребителем и разработчиком) перспек-Э тив роста технического уровня продукции; совершенствование производства; разработка продукции высокого технического уровня и качества на основе опережающих стандартов.
На стадии изготовления оснащенность и технологическая подготовка производства осуществлялись таким образом, чтобы обеспечить выпуск высококачественной продукции в кратчайшие сроки. В результате согласованных действий двух или более пред-* приятии, связанных в единой технологической цепи (например, горно-обогатительные комбинаты, коксохимические, металлургические и трубопрокатные заводы), обеспечивалось не только эффективное и рациональное использование сырья, материалов, энергии, но и увеличивался объем выпуска высококачественной продукции.
На стадии обращения и реализации предусматривалось создание таких условий сохранности свойств продукции, чтобы потребитель получил продукцию с уровнем качества, достигнутым при ее изготовлении. v На стадии потребления системой была предусмотрена организация ряда мер для правильной и надежной эксплуатации продукции.
Для утилизации предусматривалось построение технологического процесса с учетом возврата бракованной продукции в повторный передел, комплексное использование сырья, сбор отходов основного производства с целью его повторного использования.
На базе внедрения передовыми предприятиями комплексных систем повышения эффективности производства и качества работы родилась аттестация рабочих мест, а затем и аттестация организационно-технического уровня производства предприятия в целом.
Аттестация организационно-технического уровня производства, рабочих мест, бригад, цехов и технологических процессов позволяла выявлять недостатки и резервы в организации и технической оснащенности предприятия и его подразделений, осуществлять обновление и модернизацию производства продукции. Аттестация производства проводилась с целью создания условий для стабильного выпуска высококачественной продукции. Причем, данная аттестация рассматривалась как составная часть управления эффективностью производства и качеством работы па предприятии.