Этапы развития системного подхода в управлении качеством продукции

Теория и практика управления качеством продукции у нас в стране и за рубе­жом начали активно развиваться после Второй мировой войны. Объективной осно­вой тому послужили возрастающие требования к качеству продукции. Многолетний опыт борьбы за качество продукции показал, что никакие эпизодические, разроз­ненные мероприятия не могут обеспечить планомерное и устойчивое улучшение качества продукции. Эта проблема может быть решена только на основе внедрения в производство системных методов повышения качества продукции.

Началом системного подхода считают разработку и внедрение в 1955 г. на предприятиях Саратовской области системы бездефектного изготовления продук­ции (БИП). В основу БИП была положена количественная оценка качества труда непосредственных изготовителей продукции с помощью единого показателя - про­цента сдачи продукции ОТК с первого предъявления. Таким образом, в саратовской системе управление качеством продукции осуществлялось посредством управления качеством труда.

На основе саратовской системы на передовых предприятиях Львовской области была разработана более универсальная система - система бездефектного труда (СБТ). Оценку труда работников всех категорий проводили с помощью коэффициен­та качества труда. Бездефектную работу принимали за единицу. За каждое отклоне­ние от нормы, каждую ошибку, допущенный дефект оценку снижали в соответствии со специально разработанной шкалой на доли единицы. Все возможные дефекты бы­ли строго классифицированы, и каждый из них имел свою строго определенную оценку. При снижении оценки отдельным членам бригады соответственно снижалась общая оценка качества труда коллектива. По итоговому коэффициенту качества тру­да определяли меры морального и материального стимулирования. Система СБТ по­лучила применение не только на предприятиях нашей страны, но нашла широкое распространение и в других социалистических странах, а также в капиталистических, особенно в США (там ее назвали программой «Нуль дефектов»).




Основы управления качеством продукции



Дальнейшим развитием системного подхода в управлении качеством продукции явилось создание системы КАНАРСПИ (качество, надежность, ресурс с первых из­делий). Система впервые была разработана и внедрена на предприятиях Горьковской области в 1957-1958 гг. Основная цель системы - не допустить в серийное производ­ство и эксплуатацию изделия с большим количеством дефектов. Предпосылкой для создания системы послужили результаты анализа причин недостаточной надежности машин, выпускаемых предприятиями. Было установлено, что 80-85% отказов, выяв­ленных при эксплуатации, приходится на конструктивные и технологические дефек­ты и только 15-20% - на брак в производстве. С целью ликвидации выявленных не­достатков были разработаны мероприятия по обеспечению качества на каждом этапе создания нового изделия: на стадиях проектирования и подготовки производства, изготовления и эксплуатации. В системе КАНАРСПИ впервые было найдено удачное решение - организационное сочетание работ по доводке опытного образца силами конструкторского бюро-разработчика, коллектива завода-изготовителя и специали­стов по эксплуатации. При внедрении этой системы на ряде предприятий сократи­лись сроки доводки новых изделий до заданного уровня в 2-3 раза, повысилась на­дежность, в частности безотказность в 1,5-2 раза, увеличился ресурс в 2 раза.

Дальнейшее развитие система КАНАРСПИ получила на Ярославском мотор­ном заводе, где в 1963 г. была разработана система НОРМ (научная организация работ по повышению моторесурса двигателей). Особенность системы НОРМ заклю­чалась в том, что она предусматривала не только стабильную реализацию требова­ний действующих стандартов, но и систематическое и планомерное повышение их требований. Основным планируемым показателем был выбран моторесурс двигате­ля. Система предусматривала следующий порядок работ по повышению моторесур­са: определение фактического моторесурса и выявление деталей и узлов, лимити­рующих моторесурс; планирование оптимального уровня увеличения моторесурса; разработка и реализация комплекса конструкторско-технологических мероприятий по освоению двигателя с новым ресурсом в массовом производстве; закрепление достигнутого уровня в производстве; поддержание достигнутого уровня в эксплуа­тации. Таким образом, в системе НОРМ были применены методы комплексной и опережающей стандартизации.

В начале 70-х годов XX в. на ряде предприятий Львовской области в содруже­стве с НИИ Госстандарта начали разрабатывать и внедрять комплексную систему управления качеством продукции (КС УКП), которая вобрала в себя передовой опыт БИП, СБТ, КАНАРСПИ, НОРМ и опыт передовых предприятий страны. Целью КС УКП являлось создание продукции, соответствующей высшим достижениям пере­довой науки и техники и мировым аналогам. Система называлась комплексной, так как охватывала управляющими воздействиями все факторы и условия, влияющие на уровень качества продукции. Комплексность системы заключалась также и в том, что появилась возможность управлять качеством на всех стадиях жизненного цикла продукции: на стадии исследования и проектирования, когда в конструкторскую документацию закладывают технический уровень будущей продукции; на стадии изготовления, где важной задачей становится обеспечение стабильного соответствия качества продукции тем требованиям, которые заложены в конструкторскую и тех­нологическую документацию; на стадии обращения и реализации, где необходимо обеспечить сохранность качества при транспортировании и хранении продукции; на стадии эксплуатации, где нужно обеспечить использование продукции по назначе-



Глава 18

нию и поддержание необходимого качества путем технического обслуживания из­делия, ремонта и т.д.

Принципиальные основы КС УКП были использованы и модернизированы при создании аналогичных систем управления качеством продукции в других регионах страны. Так, на предприятиях Днепропетровской области была разработана ком­плексная система управления качеством продукции и эффективным использованием ресурсов (КС УКП и ЭИР), на предприятиях Краснодарского края - комплексная система повышения эффективности производства (КС ПЭП).

Для предприятий и организаций сельскохозяйственного производства была разработана комплексная система управления качеством труда и продукции (КС УКТП), которая внедрялась во многих хозяйствах РСФСР, УССР, БССР и дру­гих республик быв. СССР. В 1989 г. были изданы методические материалы, состав­ляющие нормативное обеспечение КС УКТП. В них были отражены основные цели, задачи, основные принципы и функции, порядок разработки и внедрения КС УКТП.

Основные принципы КС УКТП были следующие:

• управление качеством труда и продукции является составной частью общей системы управления хозяйственной деятельностью сельскохозяйственного предприятия. Единство систем обеспечивается введением в должностные обя­занности работников всех служб и подразделений предприятия функций, свя­занных с реализацией задач по повышению качества труда и продукции;

• управление качеством осуществляется на всех уровнях управления предприятием;

• управление качеством осуществляют непрерывно на всех стадиях жизненного цикла продукции;

• при управлении необходимо обеспечение единства и взаимосвязи технических, организационных, экономических и социальных мероприятий по улучшению качества продукции;

• управление осуществляется на основе реализации взаимосвязанных функций управления;

• организационно-технической основой системы управления качеством является
стандартизация и действующие нормативные документы: международные, регио­
нальные, национальные стандарты, технические условия и стандарты предприятий.
При управлении качеством сельскохозяйственной продукции должны выпол­
няться функции, указанные на рис. 18.3.

КС УКТП создавалась и функционировала на основе стандартов предприятия (СТП). Главная роль СТП - определение порядка и сроков выполнения агротехниче­ских и зоотехнических мероприятий, помощь специалистам в организации рациональ­ного и эффективного использования материальных и трудовых ресурсов. Они позволя­ли согласовать специфические условия каждого конкретного предприятия с требова­ниями ГОСТ, ГОСТ Р и другой нормативной документации по вопросам качества.

Стандарты предприятия упорядочивали и стабилизировали процесс управления качеством труда и продукции, точно определяли обязанности работников. Их требова­ния - закон для каждого работника. Они четко разграничивали права и обязанности исполнителей, устанавливали методы и средства контроля качества и оценки конечных результатов. СТП разрабатывали по функциям управления качеством, которые уста­навливали применительно к местным условиям сельскохозяйственного предприятия.

Методическое руководство разработкой КС УКТП на сельскохозяйственном предприятии осуществляли Белорусский научно-исследовательский институт эко-

Основы управления качеством продукции



номических проблем АПК и Всесоюзный научно-исследовательский институт стан­дартизации.

Планирование качества труда и продукции   Подбор, расстановка, воспитание и обучение кадров   Нормативное обеспечение качества
  \        
Материально-техническое обеспечение качества \ / Совершенствование организации труда и производства
  \   / /  
  Комплексная система управления качест­вом труда и продукции в сельском хозяйстве  
Технологическое обеспечение качества   Контроль и оценка качества труда и продукции
  /     \  
Метрологическое обеспечение качества /   Стимулирование качества труда и продукции
  /        
/ Совершенствование транспортирования, хранения и реали­зации продукции  
Информационное обеспечение качества     Правовое обеспечение управления качеством

Рис. 18.3.Функции КС УКТП

С 1988 г. на промышленных предприятиях начинают внедряться государствен­ные стандарты серии 40.000, которые предусматривали управление качеством на основе международного опыта, обобщенного в МС ИСО серии 9000.

Наши рекомендации