Задания для самостоятельной работы. ВЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ВЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультет экономики и менеджмента
Кафедра экономики
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ
Методические указания для подготовки к семинарским занятиям
по микроэкономике
|
Киров 2010
Часть 1. Введение в экономическую теорию.
Тема 1. Предмет и метод экономической теории.
Программная аннотация темы
Экономическая наука и общая экономическая теория. Определения предмета общей экономической теории. Основные этапы развития экономической теории. Методы экономической теории. Позитивный и нормативный, функциональный и системный анализ. Фактор времени в экономическом анализе. Отбор экономических фактов. Индукция и дедукция. Роль абстракций и предпосылок. Метод моделирования. Эксперимент. Экономические категории. Экономические законы и специфика их проявления в процессе хозяйствования. Экономические интересы и цели. Экономическая политика и экономическая стратегия.
Понятийный аппарат
Экономия– первая из известных экономических наук: наука о ведении домашнего хозяйства.
Экономикс, экономика– наука об использовании людьми ограниченных экономических ресурсов для наиболее полного удовлетворения потребностей членов общества.
Основные экономические школы:
- маржинализм;
- физиократия;
- классическая политическая экономия;
- марксистская политическая экономия;
- маржинализм;
- кейнсианство;
- монетаризм;
- институционализм.
Метод – совокупность способов, приемов, с помощью которых изучаются экономические явления.
Позитивная экономика– познание, объяснение и прогнозирование объективно складывающихся экономических явлений и процессов.
Нормативная экономика – выяснение условий достижения максимального результата при данных затратах.
Формальная логика– совокупность средств мысли, необходимых для рационального познания (понятие, суждение, умозаключение, анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, гипотеза и т.д.).
Диалектическая логика – наука о наиболее общих законах процесса познания.
Экономическая модель– формализованное описание экономического процесса или явления, структура которого определяется как его объективными свойствами, так и субъективными целями исследования.
Экономический эксперимент– искусственное воспроизведение экономического явления с целью его практического изучения в наиболее благоприятных условиях.
Экономическая категория– понятие, которое выражает наиболее общие свойства экономического явления.
Экономический закон –повторяющиеся, устойчивые связи экономических явлений.
Интерес – потребность, которая может быть измерена и представлена в виде денежной или иной величины.
1.3 Контрольные вопросы
1. Какие вы знаете различные интерпретации предмета экономической теории?
2. В какой связи с экономической теорией находятся общественные науки (философия, история, право, этика), а также прикладные экономические науки (финансы, статистика)?
3. Развитие идей меркантилизма совпало с эпохой великих географических открытий и быстрым ростом торговли между Европой и Азией. Есть ли между этими событиями причинно-следственная взаимосвязь или они независимы друг от друга?
4. Какие события экономической истории ХХ века оказали определяющее влияние на развитие экономических идей – на революции в экономической теории?
5. Назовите известных Вам российских экономистов первой половины ХХ века, чьи идеи предвосхитили последующие научные разработки западных экономистов – лауреатов Нобелевской премии.
6. Что выражают собой экономические категории и экономические законы?
7. Что такое экономическое моделирование и в чем его специфика?
8. Какое значение для познания экономических процессов имеет использование математических методов?
9. В чем заключается отличие и единство анализа и синтеза, индукции и дедукции, логического и исторического, количественного и качественного?
Задания для самостоятельной работы.
1. Рассмотрите следующие зависимости:
а) доход и образование;
б) низкий доход и многодетность;
в) рост заработной платы и рост общего уровня цен в стране;
г) изменение предложения товара на рынке и изменение цены этого товара.
Что является причиной и что следствием? Могут ли причина и следствие меняться местами?
2. Дайте характеристику понятия «научная абстракция» и ее взаимосвязи с экономической категорией. Приведите примеры абстрагирования применительно к окружающему нас миру и миру экономики.
3. Продемонстрируйте на примере любых экономических категорий использование методов индукции и дедукции, анализа и синтеза.
4. В политической экономии и в экономиксе объектом исследования является поведение:
а) естественного человека;
б) экономического человека;
в) лиц наемного труда;
г) человека, руководствующегося этическими ценностями.
5. Под индукцией понимается:
а) проведение эксперимента;
б) конструирование системы законов и категорий;
г) выведение теории из фактов;
д) умозаключение от общих суждений к частным выводам.
6. Анализ – это:
а) соединение различных элементов в единое целое;
б) разделение исследуемого предмета на составные части;
г) изучение исследуемого предмета на микроуровне;
д) изучение исследуемого предмета на макроуровне.
7. Меркантилисты отождествляли богатство с:
а) золотыми деньгами;
б) бумажными деньгами;
в) товарами и услугами;
г) все ответы верны.
8. Термин «физиократизм» означает власть:
а) государства;
б) денег;
в) природы;
г) нет правильного ответа.
9. Под «невидимой рукой» А.Смит понимал:
а) свободную конкуренцию;
б) государственное регулирование;
в) налоги;
г) все ответы подходят.
10. Монетаристы сводят управление экономикой прежде всего к:
а) регулированию налогов;
б) наращиванию инвестиций;
в) контролю над денежной массой;
г) государственному вмешательству во все сферы.
11. Наука о том, как следует действовать, чтобы достичь желаемых результатов – это;
а) нормативная экономика;
б) позитивная экономика;
в) информатика;
г) все ответы верны.
12. К частным приемам исследования принадлежат:
а) графические;
б) исторический;
в) экономический эксперимент;
г) верны ответы «б» и «в»;
д) верны ответы «а» и «в».
13. Перед вами четверостишие Э.Асадова:
У соседа – борца, чемпиона мира,
Была восьмикомнатная квартира.
Будь у меня такая квартира,
Я тоже бы стал чемпионом мира!
Какой прием научного исследования здесь нарушен?
14. Как вы понимаете высказывание К.Маркса: « При анализе экономических форм нельзя пользоваться ни микроскопом, ни химическими реактивами. То и другое должна заменить сила абстракции».
Раскройте содержание метода абстракции.
Вопросы для обсуждения на семинарском занятии
1. Предмет экономической теории – многообразие критериев определения его границ.
2. Метод экономической теории как способ выявления существенных свойств и взаимосвязей экономической действительности и их проявлений.
3. Диалектический метод как основа познания экономической действительности: причинно-следственная зависимость экономических явлений и процессов и их внутренние противоречия. Функциональные взаимосвязи.
4. Инструментарий научного исследования: метод познания и изложения, историческое и логическое, абстрактное и конкретное, анализ и синтез.
Вопросы для дискуссионного обсуждения:
1. Когда Пола Самуэльсона спросили, зачем изучают экономическую теорию, он назвал несколько причин. Во-первых, в надежде получить деньги. Во-вторых, к вам относятся как к безграмотному, если вы не знаете законов спроса и предложения. В-третьих, потому, что политэкономию называют «королевой общественных наук» - старейшей из искусств, новейшей из наук.
А как бы вы ответили на этот вопрос?
2. Какое направление экономической мысли более всего подходит для описания социально-экономической ситуации в сегодняшней России?
3. Когда (на каком уровне исследования) экономическая теория прибегает к построению моделей? Что представляет собой моделирование и необходимо ли оно в экономической науке?