Улучшение использования оборотных средств

Эффективность использования оборотных средств зависит от многих факторов. Среди них можно выделить внешние факторы, оказывающие влияние независимо от интересов и деятельности предприятия, и внутренние, на которые предприятие может и должно активно влиять.

К внешним факторам относятся: общая экономическая ситуация, особенности налогового законодательства, условия получения кредитов и процентные ставки по ним, возможность целевого финансирования, участие в программах, финансируемых из бюджета. Учитывая эти и другие факторы, предприятие может использовать внутренние резервы рационализации движения оборотных средств.

Повышение эффективности использования оборотных средств обеспечивается ускорением их оборачиваемости на всех стадиях кругооборота.

Значительные резервы повышения эффективности использования оборотных средств заложены непосредственно в самом предприятии. В сфере производства это относится, прежде всего, к производственным запасам. Запасы играют важную роль в обеспечении непрерывности процесса производства, но в то же время они представляют ту часть средств производства, которая временно не участвует в производственном процессе. Эффективная организация производственных запасов является важным условием повышения эффективности использования оборотных средств. Основные пути сокращения производственных запасов сводятся к их рациональному использованию; ликвидации сверхнормативных запасов материалов; совершенствованию нормирования; улучшению организации снабжения, в том числе путем установления четких договорных условий поставок и обеспечения их выполнения, оптимального выбора поставщиков, налаженной работы транспорта. Важная роль принадлежит улучшению организации складского хозяйства.

Сокращение времени пребывания оборотных средств в незавершенном производстве достигается путем совершенствования организации производства, улучшения применяемых техники и технологии, совершенствования использования основных фондов, прежде всего их активной части, экономии по всем стадиям движения оборотных средств.

В сфере обращения оборотные средства не участвуют в создании нового продукта, а лишь обеспечивают его доведение до потребителя. Излишнее отвлечение средств в сферу обращения – отрицательное явление. Важнейшими предпосылками сокращения вложений оборотных средств в сферу обращения являются рациональная организация сбыта готовой продукции, применение прогрессивных форм расчетов, своевременное оформление документации и ускорение ее движения, соблюдение договорной и платежной дисциплины.

Ускорение оборота оборотных средств позволяет высвободить значительные суммы и таким образом увеличить объем производства без дополнительных финансовых ресурсов, а высвобождающиеся средства использовать в соответствии с потребностями предприятия.

Тема 9. Разработка бизнес-плана организации (предприятия).

Понятие, сущность и функции бизнес-плана. Содержание бизнес-плана. Разработка бизнес-плана. Международная практика обоснования проектов.

Понятие, сущность и функции бизнес-плана.

В современных условиях одним из важнейших инструментов планирования является бизнес-план. Традиционно он выступает инструментом малого и среднего бизнеса, нуждавшегося во внешней помощи (партнера или инвестора) для реализации проектов, которые в одиночку было трудно осилить. Сегодня бизнес-планы, не утратив своего традиционного назначения, разрабатываются практически всеми ведущими зарубежными компаниями на постоянной основе. Они являются как бы стержнем всей системы внутрифирменного планирования.

Выделяют несколько функций бизнес-планирования:

1. Использование бизнес-плана для разработки общей экономической стратегии предприятия.

2. Применение для функции планирования – даёт возможностьоценить и контролировать процесс развития основной деятельности предприятия.

3. Предполагает привлечение ссуд или кредитов со стороны.

4. Отражает привлечение к осуществлению проектов, реализации планов развития предприятия потенциальных партнёров, которые могут вложить собственный капитал или технологию.

Бизнес-план – это план развития бизнеса на предстоящий период, в котором сформулированы предмет, основные цели, стратегии, направления и географические регионы хозяйственной деятельности, в котором определены ценовая политика, емкость и структура рынка, условия осуществления поставок и закупок, транспортировки, страхования и переработки товаров, факторы, влияющие на рост/снижение доходов и расходов по группе товаров и услуг, являющихся предметом деятельности предприятия.

Бизнес-план всегда носит вероятностный характер, предполагает возможность различных вариантов делового поведения предприятия. В этом его коренное отличие от технико-экономического обоснования, в котором существует достаточно жесткая увязка с определенной технологией, присутствует конкретная проектно-сметная документация и т.п. Бизнес-план – это план возможных действий предприятия на рынке. Любая информация, представленная в бизнес-плане (хозяйственная стратегия, формулы распределения прибыли, схемы работы с поставщиками и субподрядчиками и т.п.), может стать предметом обсуждения, дальнейшего анализа.

Бизнес-план всегда имеет адресата. Им может быть партнер, инвестор, вышестоящее руководство или органы государственного управления, поэтому в любом случае в бизнес-плане должны быть учтены интересы того, кому он адресован.

Содержание бизнес-плана

Стандартный бизнес-план имеет определенную структуру, последовательность разделов. Бизнес-план включает следующие содержательные блоки.

Резюме – краткое изложение предмета бизнес-плана, т.е. обоснование привлекательности нового бизнеса, коммерческого предложения или инвестиционного проекта для адресата бизнес-плана. С самого начала в бизнес-плане обосновывается, какие ресурсы или какая помощь необходима новому бизнесу, и какую отдачу этот бизнес сможет обеспечить.

Общая часть, в которой описываются цели (финансовые и нефинансовые) и стратегии бизнес-плана, предмет бизнес-плана, своеобразие продукции или услуг, текущее состояние рынка сбыта, история фирмы-разработчика и перспективы развития нового бизнеса; демонстрируется, в чем, собственно, состоит неудовлетворенная потребность, диктующая необходимость создания или развития данного бизнеса; описывается управленческая команда, которая будет заниматься проектом. Главное назначение этой части бизнес-плана – продемонстрировать адресату бизнес-плана, что именно данная фирма (структурное подразделение), люди ее возглавляющие, по своим знаниям, опыту работы в состоянии наилучшим образом реализовать цели нового бизнеса, что именно им (и почему) можно доверить деньги инвестора или иные ресурсы партнера или вышестоящего руководства.

План маркетинга показывает результаты исследования рынка для нового бизнеса, оценивает профиль потребителя, сильные и слабые стороны конкурентов, географические и иные факторы рынка. Здесь находят отражение результаты маркетингового исследования, которое лежит в основе бизнес-плана.

Назначение данного раздела бизнес-плана – показать, что на рынке имеется достаточное число потребителей данного продукта, обосновать, что потребители предпочтут именно эту продукцию или торговую марку конкурентам, показать, на чем следует сделать основные акценты в стратегии рекламы и сбыта продукции, в ценовой политике.

Оперативные планы – это планы создания и развития производства товаров и услуг, являющихся предметом бизнес-плана. Здесь описывается механизм запуска нового бизнеса, последовательность шагов по созданию производственных мощностей, организации каналов сбыта, формы и бюджет рекламы, сети снабжения, состав и численность необходимой рабочей силы и т.п.

Другие планы, входящие в состав бизнес-плана, – это план капитальных вложений (подробно расписанный по видам затрат), план исследований и разработок, технической доработки продукции и услуг, модернизации технологии производства.

Каждый раздел бизнес-плана должен иметь выход на финансовый раздел, т.е. содержать цифры, данные, по которым можно рассчитывать соответствующую позицию финансовых планов.

Финансовый разделбизнес-плана обязательно включает 3 основных документа (план доходов и расходов, план движения денежных средств и расчетный баланс), а также предварительные замечания – своего рода комментарий по финансовым условиям бизнеса (порядок расчетов с поставщиками и потребителями, сроки возврата кредитов и проценты по ним, методы определения себестоимости продукции и т.п.).

Не менее важно составить наиболее вероятный оптимистический и пессимистический прогнозы финансовых результатов, а также рассчитать издержки по подготовке к пуску производства (табл. ).

Один из основных документов финансового раздела –это план доходов и расходов (табл. ). Он показывает финансовую осуществимость нового предприятия и готовится, используя прогноз продаж и соответствующие ему производственные затраты.

Таблица.Издержки подготовки производства

Единовременные расходы    
Оборудование, машины, движимое имущество    
Стоимость установки оборудования    
Благоустройство территории и реконструкция производственных помещений  
Начальные запасы сырья и материалов    
Различного рода единовременные выплаты    
Плата за лицензии и допуски    
Регистрация и презентация    
Наличность для неожиданных расходов    
Итого единовременных расходов    
Текущие (повторяющиеся) расходы за три месяца    
Вся заработная плата и вознаграждения    
Аренда    
Реклама    
Транспортные расходы    
Эксплуатационные расходы    
Страхование всех типов    
Налоги (государственные и местные)    
Выплата процентов по займам и кредитам    
Ремонт и профилактика    
Расходы по подготовке персонала    
Неожиданные расходы    
Общие текущие расходы за три месяца    
Итого издержек подготовки производства  

Для составления плана доходов и расходов необходимо, прежде всего, рассчитать объемы продаж (по месяцам), а также предусмотреть все возможные статьи расходов и правильно спланировать их динамику по месяцам. При прогнозировании общефирменных издержек следует иметь и виду, что план не должен содержать заниженных оценок расходов, и если уж ошибаться, так лучше в сторону их завышения. Если финансовый план покажет, что даже при таких издержках можно получить прибыль, значит, предприятие имеет неплохие шансы на успех.

Составляя данный план, необходимо определить и точку безубыточности, т.е. такое состояние, при котором разность между всеми расходами и доходами равна нулю (по сути, это состояние, при котором предприятие не получает прибыли, но и не несет убытков). Точка безубыточности определяется по формуле:

 
  Улучшение использования оборотных средств - student2.ru

Таблица.План доходов и расходов

Доходы и расходы   Месяцы  
…    
Доходы от продаж                            
Себестоимость реализованной продукции                            
Валовая прибыль                            
Эксплуатационные издержки, всего                            
В том числе:                            
заработная плата                            
амортизация                            
Остаток прибыли до уплаты налогов                            
Налоги                            
Чистая прибыль                            

Следующим шагом является подготовка кассового плана (или, иначе, плана движения денежных средств ) (табл. ).

Таблица . Кассовый план

Поступления и расходы Месяцы  
  …      
Начальный кассовый баланс                          
Кассовый приход: наличность от продаж Платежи по продажам в кредит Займы                        
Общая располагаемая наличность                        
Расход наличных средств: · на закупку материалов · на заработную плату на административно-управленческие расходы                        
Баланс наличности в конце месяца                        

Важно спрогнозировать движение кассовой наличности помесячно для первого года операций и поквартально, по крайней мере, для двух лет, детально выделив величину и время ожидаемых приходов и расходов; определить потребности и сроки дополнительного финансирования и указать максимум в потребном оборотном капитале, а также показать, каким образом должно быть получено дополнительное финансирование (через акционерное финансирование, банковские займы, по линии краткосрочного банковского кредита), на каких условиях, как должны выплачиваться заемные средства.

И, наконец, третий документ – балансовый план (табл. 12.4). К его составлению приступают после составления плана доходов и расходов и кассового плана, которые используются при подготовке балансового плана (или балансовой ведомости).

Балансовая ведомость характеризует финансовые условия предприятия к определенной дате. Она детально представляет элементы собственности данного предприятия (активы) и величину обязательств (пассивы). Она также показывает чистую стоимость предприятия и ее ликвидность (превращаемость в наличные деньги). Этот документ необходимо составлять на 3–4 года вперед.

В заключение данного раздела следует дать оценку по основным финансовым показателям деятельности предприятия:

Таблица 12.4.Балансовая ведомость _______, г.

Активы Текущие активы: Наличность Запасы Принятые счета  
Всего текущих активов    
Фиксированные активы: Земля Сооружение Оборудование  
Всего фиксированных активов    
Накопленная амортизация    
Неосязаемые активы: Владение патентами Другие неосязаемые активы  
Всего неосязаемых активов    
Всего активов    
Пассивы Текущие пассивы: Счета, предъявляемые к платежу Векселя, предъявляемые к платежу  
Всего текущих пассивов    
Фиксированные пассивы: Долгосрочные займы Закладные  
Всего фиксированных пассивов    
Всего пассивов    
Структура капитала: Капитал собственников Другие акционеры  
Всего капитала  

Разработка бизнес-плана. Международная практика обоснования проектов.

Если законченный вариант бизнес-плана должен начинаться с резюме, то процесс его разработки обычно резюме завершается. Главное здесь – правильное формулирование целей бизнес-плана, количественных и качественных, финансовых и нефинансовых, а также их обоснование при помощи соответствующего маркетингового исследования, результаты которого смогли бы подтвердить обоснованность сделанных оценок, исходных финансовых показателей, прежде чем проводить какие-либо финансовые расчеты.

Известный экономист А.С. Пелих подтвердил, что не существует жестко регламентированной формы и структуры бизнес-плана, и предложил следующую последовательность составления бизнес-плана (рис. ).

Улучшение использования оборотных средств - student2.ru

Рис. Последовательность составления бизнес-плана

1 — принятие решения о создании нового предприятия или совершенствовании действующего;

2 — анализ собственных возможностей и способности взяться за реализацию задуманного проекта;

3 — выбор изделия или услуги, производство (или оказание) которых будет являться целью задуманного проекта;

4 — исследование возможного рынка сбыта;

5 — составление прогноза объемов сбыта (для первого года — помесячно, для второго — поквартально);

6 — выбор места для осуществления производственной или коммерческой деятельности;

7 — разработка плана производства;

8 — разработка плана маркетинга;

9 — разработка организационного плана;

10 — разработка юридической схемы будущей коммерческой деятельности;

11 — решение вопросов организации бухгалтерского учета;

12 — решение вопросов страхования;

13 — разработка финансового плана;

14 — написание резюме к бизнес-плану.

Международная практика обоснования проектов применяет несколько обобщающих показателей для подготовки решения о целесообразности вложения средств. В их числе:

• чистая текущая стоимость;

• рентабельность;

• внутренний коэффициент эффективности;

• период возврата капитальных вложений;

• максимальный денежный отток;

• норма безубыточности.

Показатель чистой текущей стоимости (называемый нередко в отечественных источниках интегральным экономическим эффектом) представляет собой разность совокупного дохода от реализации продукции, рассчитанного за период реализации проекта, и всех видов расходов, суммированных за тот же период, с учетом фактора времени (т.е. с дисконтированием разновременных доходов и расходов).

Рентабельность исчисляется как отношение прибыли к капитальным вложениям или как отношение прибыли к акционерному капиталу; для каждого года реализации предпринимательского проекта рентабельность рассчитывается и как среднегодовая величина. При этом учитывается и налогообложение.

Внутренний коэффициент эффективности определяется как такое пороговое значение рентабельности, которое обеспечивает равенство нулю интегрального эффекта, рассчитанного за экономический срок жизни инвестиций. Проект считается рентабельным, если внутренний коэффициент эффективности не ниже исходного порогового значения.

Показатель периода возврата капитальных вложений широко применяется в отечественной практике как срок окупаемости капитальных вложений. Он представляет собой количество лет, в течение которых доход от продаж за вычетом функционально-административных издержек возмещает основные капитальные вложения. Остается дискуссионным вопрос о том, должен ли период возврата рассчитываться с дисконтированием или без него.

Максимальный денежный отток — наибольшее отрицательное значение чистой текущей стоимости, рассчитанной нарастающим итогом. Этот показатель отражает необходимые размеры финансирования проекта и должен быть увязан с источниками покрытия всех затрат.

Тема 10. Товарная стратегия предприятия. План производства и реализации продукции.

Цели и задачи, условия формирования товарной стратегии. Формирование ассортимента. Процесс планирования нового продукта. План реализации продукции. Понятие производственной программы, её варианты, показатели и их характеристика. Производственные мощности: виды и показатели использования. Расчет величины производственной мощности. Проект производственных мощностей.

Наши рекомендации