Процесс максимизации выгоды монополией. Монопольная власть и факторы ее определяющие
Большинство ресурсов продаются на конкурентных рынках, а значит, в этом отношении фирма-монополия не отличается от
Р,C(руб.)
Pm
А
MC
AC C
B
E D
Q(ед.) Qm
MR
абсолютно конкурентной фирмы: она покупает их и применяет примерно в тех же условиях. Поэтому все виды издержек фирмы- монополии формируются и изменяются в соответствии с общими законами, а мак- симизируют выгоду они также при условии равенст- ва предельного дохода и предельных издержек (MR=MC). Максимизация прибыли монополией гра- фически выглядит следую-
Рис. 42.Максимизация прибыли монополией
щим образом (рис. 42):
Площадь АВСРm
символизирует величину
монопольной прибыли. Выпуск больше или меньше Qe сократит прибыль.
Однако обладание монопольной властью на рынке не всегда га-
рантирует получение в краткосрочном периоде экономической прибы- ли. Из-за снижения спроса и роста издержек производства фирмы- монополии могут оказаться в ситуации, когда в краткосрочном периоде вынуждены будут работать с убытками. Они минимальны также при объеме, при котором MR =МС.
В длительном же периоде экономическая прибыль монополиста, как и совершенного конкурента, не может быть отрицательной. С дру- гой стороны, поскольку монополист работает на рынке без соперников,
и вход в монополизированную отрасль закрыт, то, в отличие от совер-
шенного конкурента, он может получать экономическую прибыль не только в краткосрочном, но и в долгосрочном периоде. Невозможность свободного вхождения в монополизированную отрасль новых фирм по- зволяет фирме-монополии удерживать цены в длительном периоде вы- ше, чем, если бы они были в случае совершенной конкуренции.
В отличие от совершенного конкурента, у которого величина предельного дохода одинакова при любом объеме продаж, фирма- монополия для того, чтобы максимизировать прибыль, должна знать величину своих предельных издержек и предельного дохода при раз- личных объемах выпуска и продаж, а также цену, по которой она мо- жет продать оптимальный объем. А максимизирующим прибыль объ-
емом является такой, при котором предельные издержки фирмы равны ее предельному доходу (MR=MC). Так как предельный доход монопо- лии меньше цены, то цена, по которой монополия будет продавать оп- тимальный объем продукции, должна быть выше ее предельных из- держек при этом объеме. Из условия максимизации выгоды (равенства предельного дохода и предельных издержек) вытекает:
MC = MR = P(1− 1
ED
) , а P =
MC .
1 −1 / ED
Из формулы видно, что монопольная цена выше предельных из- держек. Зная предельные издержки при каждом объеме выпуска и сте- пень эластичности рыночного спроса, можно определить цену для ка- ждого объема продаж.
Чтобы определить возможную величину относительного пре-
вышения монопольной цены над предельными издержками, вышепри-
веденную формулу следует записать иначе:
MC = P − P ED
. Отсюда
P − MC =
P
1 . В левой части уравнения разница между ценой и пре-
ED
дельными издержками, отнесенная к самой цене, показывает, какую долю в цене составляет превышение ее над предельными издержками. Она равна величине, обратной степени ценовой эластичности спроса. К примеру, если эластичность спроса равна 2, предельные издержки для какого-либо объема 10 долл., то доля превышения цены над пре- дельными издержками составит в самой цене 1/2 или 50 %, а значит, цена должна быть равна 20 долл.;
1 – величина, обратная степени эластичности рыночного
ED
спроса, называется коэффициентом Лернера (L) (по имени англий- ского экономиста Аббы Лернера (1905–1982)). Он измеряет силу вла- сти монополии на рынке: чем выше его значение, тем больше эта власть. А его значение находится в обратной зависимости от величины коэффициента эластичности рыночного спроса. Поэтому и сила власти монополии в отношении цены на рынке находится в обратной зависи- мости от ценовой эластичности спроса. Численное значение коэффи- циента Лернера находится между 0 и 1.
Так как спрос на продукцию отдельных конкурентных фирм со- вершенно эластичен, то ни одна из них не может влиять на рыночную цену. Для совершенно конкурентной фирмы Р=МС и L=0.
Однако представление о том, что, коль монополия обладает большей возможностью влиять на цену, то она может сколь угодно поднимать цену без потери доходов, ошибочно. Так как предельные издержки производства всегда положительны, а когда спрос неэласти- чен, предельный доход отрицательный, то он никогда не может срав- няться с предельными издержками, что необходимо для максимизации выгоды. Поэтому монополист для максимизации выгоды будет регу- лировать объем выпуска и цену так, чтобы спрос на его продукт был эластичен.