Рыночная концентрация и монопольная власть.

Вопрос о взаимосвязи концентрации продавцов на рынке и уровня монопольной власти является одним из базовых в рамках теории отраслевой организации. Микроэкономическая теория рассматривает модели рыночных структур, в которых основами монопольной власти служат высокий уровень концентрации продавцов на рынке в сочетании с наличием барьеров входа в отрасль (монополия, олигополия), а также дифференциация продукта (монополистическая конкуренция).

Рассмотрим показатели, которые используются для характеристики, с одной стороны, рынка, с другой стороны, рыночной власти фирм. Согласно парадигме «структура-поведение-результат», монопольная власть находится в прямой зависимости от концентрации.

Однако связь эта не прямолинейна. Существует множество других факторов - мы назовем их нестратегическими факторами рыночной структуры, поскольку они не зависят от сознательных действий фирм, - которые, наряду с концентрацией, определяют поведение и монопольную власть фирм, действующих на рынке.

Показатели концентрации продавцов на рынке

Концентрация продавцов отражает относительную величину и количество фирм, действующих в отрасли. Чем меньше число фирм, тем выше уровень концентрации. При одинаковом числе фирм на рынке, чем меньше отличаются они друг от друга по размеру, тем ниже уровень концентрации.

Уровень концентрации влияет на поведение фирм на рынке: чем выше уровень концентрации, тем в большей степени фирмы зависят друг от друга. Результат самостоятельного выбора фирмой объема выпуска и цены продукции определяется ответной реакцией действующих на рынке конкурентов. Уровень концентрации влияет на склонность фирм к соперничеству или сотрудничеству: чем меньше фирм действует на рынке, тем легче им осознать взаимную зависимость друг от друга, и тем скорее пойдут они на сотрудничество. Поэтому, чем выше уровень концентрации, тем менее конкурентным будет рынок.

Формы рыночной концентрации

Показатели концентрации основаны на сопоставлении размера фирмы с размером рынка, на котором она действует. Чем выше размер фирм по сравнению с масштабом всего рынка, тем выше концентрация производителей (продавцов) на этом рынке.

Существует четыре основных показателя, характеризующих размер фирмы относительно размера рынка:

• доля продаж фирмы в рыночном объеме реализации;

• доля занятых на предприятии в численности занятых в производстве данного продукта;

• доля стоимости активов фирмы в стоимости активов всех фирм, действующих на рассматриваемом рынке;

• доля добавленной стоимости на предприятии в сумме добавленной стоимости всех производителей, действующих на рынке.

Результаты расчета показателей концентрации могут существенно зависеть от выбора меры «размера» фирмы. Например, если крупные фирмы используют более капиталоемкие технологии по сравнению с мелкими, то уровень концентрации, измеренный по доле стоимости активов фирм в стоимости активов отрасли, будет больше уровня концентрации для той же отрасли, но измеренного по уровню продаж или занятости.

Уже сам по себе размер крупнейших фирм может служить характеристикой концентрации на рынке. Именно этот критерий лежит в основе определения монопольной ситуации в России (свидетельством монополизма служит контроль не менее 35% рынка), в Великобритании (соответственно не менее 25% рынка).

Показатели концентрации. Индекс концентрации

Измеряется как сумма рыночных долей крупнейших фирм, действующих на рынке:

Ck = ΣYi,

i =1, 2...k,

где Yi - размер фирмы (например, рыночная доля);

k - количество фирм, для которых рассчитывается показатель.

Индекс концентрации измеряет сумму долей k крупнейших фирм, на рынке. Для одного и того же числа крупнейших фирм, чем больше индекс концентрации, тем дальше рынок от идеала совершенной конкуренции.

Однако информация, которую дает нам индекс концентрации, далеко не достаточна для характеристики рынка. Показатель индекса концентрации не говорит о том, каков размер фирм, которые не попали в выборку k, а также об относительной величине фирм из выборки. С этой особенностью индекса концентрации связана возможная неточность при его использовании.

Индекс Херфиндаля-Хиршмана

Определяется как сумма квадратов долей всех фирм, действующих на рынке:

HHI = ΣYi2, i = 1, 2,...,n.

Индекс Херфиндаля-Хиршмана принимает значения от 0 (в идеальном случае совершенной конкуренции, когда на рынке бесконечно много продавцов, каждый из которых контролирует ничтожную долю рынка) до 1 (когда на рынке действует только одна фирма, производящая 100% выпуска). Если считать рыночные доли в процентах, индекс будет принимать значения от 0 до 10 000. Чем больше значение индекса, тем выше концентрация продавцов на рынке.

Индекс энтропии

Индекс энтропии представляет собой показатель, обратный концентрации: чем выше его значение, тем ниже концентрация продавцов на рынке. Энтропия измеряет неупорядоченность распределения долей между фирмами рынка: чем выше показатель энтропии, тем ниже возможности продавцов влиять на рыночную цену.

Проблемы рыночной власти

Рыночная власть фирмы зависит от ее доли на рынке. Кроме того можно рассматривать долю производства продукта, приходящегося на отдельную фирму. Фирма может производить большую часть готовой продукции, но имеется проблема экспорта, импорта и проблема границ рынка, поэтому, хотя производство и является одним из важнейших показателей, с точки зрения рыночной власти самый показательный момент — это продажи. Чем выше доля продаж каждой фирмы, чем выше концентрация, тем выше вероятность того, что будет сотрудничество фирм, их тесная взаимосвязь, тем ниже вероятность конкуренции. Если фирмы вступят в борьбу, то это будет не конкуренция, а соперничество, так как при совершенной конкуренции невозможно взаимодействие фирм.

Показатели концентрации показывают отклонение от совершенной конкуренции. Также показателем отклонения от совершенной конкуренции являются барьеры. Если есть нестратегические барьеры, то конкуренция практически невозможна. Если барьеры низки или их нет, то даже высокая степень концентрации может совмещаться с квазиконкурентными рынками.

Для определения концентрации необходимо решить две главные проблемы:

1 . Определение границ рынка;

2. Определение доли фирмы на рынке (размера фирмы для данного рынка).

Три вида границ рынка:

A) Продуктовая (по коэффициенту перекрестной и прямой эластичности);

Б) Локальная (по доле и динамике доли транспортных расходов в

себестоимости (или цене) продукции);

B) Временные (они определяются степенью корреляции динамики цен, объема выручки нескольких рынков).

Сбор данных для выводов о том, каким является тип границ очень трудоемкий и должен учитывать доля импорта и экспорта на рынке. Здесь может быть достаточно большая корректировка, например, если доля импорта и экспорта велики, то мы можем иметь дело с мировым рынком.

Наиболее корректным является определение размера фирмы по доле объема продаж данной i-той фирмы на определенном рынке (Sj). Если такое определение затруднительно, то размеры фирм могут определяться по отраслевым показателям: доле занятых на предприятии i-той фирмы в численности всех занятых в производстве продукта, по стоимости активов i-­той фирмы в численности всех активов, занятых в производстве продукта, по доле добавленной стоимости i-той фирмы в добавленной стоимости всего произведенного продукта.

ИЛИ другой ответ

Целью любого предприятия в условиях рынка является получение максимальной прибыли, что в большинстве случаев вызывает стремление фирм к возможности контролировать ситуацию на рынке товара с тем, чтобы задавать свои условия всему рынку. Западные экономисты выявили следующую зависимость, что, если доля рынка предприятия не превышает 7%, то его норма прибыли не превышает 10%; при увеличении доли рынка до 18% норма прибыли возрастает до 14%; если доля рынка составляет не более 22%, то норма прибыли не превысит 18%; но как только доля рынка начинает превышать 33-35%, норма прибыли резко возрастает до уровня 32%. То есть чем больше доля рынка предприятия, тем больше его оборот, а при одновременном увеличении нормы прибыли, сумма прибыли такого предприятия будет расти большими темпами, чем у конкурентов с меньшей долей рынка. В тоже время рыночная власть может проявляться в том, что производитель может оказывать влияния на требования к качеству товаров, использование рекламы, марки и др., в том, что предприятие может быть лидером в разработке и создании новых товаров, в том, что предприятие-продавец каким-либо образом создало приверженность покупателей к товару. В результате этого, несмотря на возможные изменения цены (повышение или понижение), покупатели не отказываются от приобретения товара. Власть покупателя может проявиться в том, что он может отказаться от приобретения и возвратить товар в случае его ненадлежащего качества, в том, что предприятие-покупатель может выбирать поставщика, может повлиять на изменение условий договора поставки и т.п. Таким образом, на практике (за исключением условий совершенной конкуренции) все продавцы и покупатели в той или иной степени обладают определенной рыночной властью. Поэтому различают власть производителя или продавца, монопольную власть, и власть потребителя или покупателя - монопсоническую власть, однако, чаще всего речь ведется о власти монопольной. Также можно отметить, что рыночная власть предприятия на рынке складывается из его власти как продавца на товарном рынке и из его власти как покупателя на рынке ресурсов.

Понятие рыночной системы

Рынок - базовое понятие экономики отрасли.

Рынокпредставляет собой систему отношений, при которой связи покупателей и продавцов свободны, поэтому цены на один и тот же товар быстро выравниваются, иначе рынок можно оценить как совокупность сделок купли-продажи, т.е. рынок – социальный механизм, осуществляющий постоянную связь между производителями и потребителями продукции.

Рассмотрим квалификационные признаки рыночной системы:

1) в зависимости от объекта сделок: товарные рынки;

рынки факторов производства;

финансовые рынки;

рынки недвижимости;

2) в зависимости от условий функционирования: открытые и закрытые;

стихийные и организованные;

стабильные и нестабильные;

продавца и покупателя;

3) в зависимости от степени локализации сделок на определенной территории или

в определенное время;

4) в зависимости от типов взаимосвязи: горизонтальные и вертикальные;

5)в зависимости от характера взаимодействия фирм: конкурентный и

неконкурентный.

Структура рынка - это основные характерные черты рынка, которые определяют соотношение и характер взаимосвязи между субъектами рынка.

К этим характеристикам относятся:

1) Количество и размеры предприятий или фирм

2) Степень сходства или различия разных фирм

3) Доступность рыночной информации

4) Легкость входа и выхода с конкретного рынка.

Различают 4 типа рыночных структур: монополия,

олигополия,

монополистическая конкуренция,

чистая (совершенная) конкуренция.

Наиболее часто рынки классифицируют по числу участников.

Покупатели Продавцы
много несколько один
много Двухсторонняя полиполия Олигополия (до 10 продавцов) Монополия
несколько Олигопсония Олигополия Монополия, ограниченная олигопсонией
один Монопсония Монопсония, ограниченная олигополией Двухсторонняя монополия

Двухсторонняя полиполия - рыночная ситуация, при которой существует ограниченное число крупных продавцов, достаточное для поддержания крупной конкуренции.

Олигопсония - несколько покупателей; доля каждого настолько велика, что он может влиять на изменение рыночной цены.

Монопсония - монополия со стороны покупателей.

Двухсторонняя монополия - единственный покупатель сталкивается с единственным продавцом.

На практике для характеристики рынков используют понятия совершенной и несовершенной конкуренции.

При совершенной конкуренциини один из производителей продукции не имеет достаточной доли рынка, чтобы оказывать влияние на цену продукции. Так как модель совершенной конкуренции является теоретической абстракцией, то все реально существующие рынки в той или иной мере несовершенны.

Несовершенная конкуренция - характеристика рынка, где 2 или более продавцов обладают некоторым контролем над ценой, конкурируют между собой.

К ней относятся:

1) монополия (1 предприятие) - очень высокая степень контроля над ценой;

2) дуополия (2 фирмы) - частичный контроль над ценами;

3) олигополия (2-10 фирм) - выпускают однородную продукцию; также частичный контроль над ценами.

4) монополистическая конкуренция - с дифференциацией качества продукта (множество производителей); очень слабый контроль над ценами.

Т.о., главное отличие между типами рыночных структур в том, сколько на рынке продавцов, и какими возможностями они обладают с точки зрения формирования рыночных цен.

Кроме этого, для классификации рынков используют три критерия:

1) взаимозаменяемость товаров, предлагаемых разными предприятиями. Этот критерий оценивается коэффициентом ценовой перекрестной эластичности спроса на товары, предлагаемые предприятиями; он характеризует влияние изменения цены 1 предприятия на объем выпуска 2 предприятия.

2) взаимозависимость предприятий - характеризуется коэффициентом количественной перекрестной эластичности, т.е. показывает влияние выпуска 1 предприятия на цену 2-го.
Чем выше коэффициент эластичности, тем более жесткая взаимозависимость предприятий.

3) условия входа на рынок (Е) - определяются превышением действительной цены товара над его рыночной ценой к его конкурентной цене, равной средним общим затратам длительного периода.

Наши рекомендации