Искусственная и естественная монополии. Факторы, определяющие рыночную власть фирмы (концентрация и централизация). Организационные формы монополий

В условиях чистой монополии отрасль состоит из одной фирмы, т.е. понятия «фирма» и «отрасль» совпадают. Чистая (экономическая) монополия возникает обычно там, где отсутствуют альтернативы, нет близких заменителей, выпускаемый продукт в известной степени уникален.

Основные черты монополии:

1. На рынке единственная фирма осуществляет весь выпуск. Действия фирмы оказывают влияние на рыночную цену.

2. Монополист осуществляет контроль над ценой и может влиять на нее, изменяя количество товара.

3. Продукт монополии уникален.

4. Высокие барьеры для вступления новых фирм в отрасль. Барьеры являются причиной возникновения монополий.

Барьеры для вступления фирм в отрасль:

1) экономия, обусловленная ростом масштабов производства. Такие отрасли называются естественными монополиями (муниципальные коммунальные хозяйства, газовые и электрические компании, метрополитен, железные дороги). Увеличение числа фирм в отрасли вызывает рост средних издержек. Характерным признаком естественной монополии является снижение средних затрат вплоть до полного насыщения отраслевого спроса;

2) легальные барьеры. Государство создает официальные барьеры, выдавая патенты и лицензии, возникает легальная монополия;

3) владение уникальными природными ресурсами (исключительное право на какой-либо ресурс);

4) директивный запрет заниматься некоторыми видами деятельности (например, государственная монополия на производство и продажу алкогольной продукции, оружия);

5) высокий начальный капитал, когда необходимо осуществить большие единовременные вложения в основной капитал, которые в случае выхода из отрасли, нельзя вернуть.

Кривая спроса на продукт монополии является кривой рыночного спроса. Монополист может определять объем производства и назначать цену (рис.6.2). Чтобы максимизировать прибыль, монополист выпускает такой объем продукции, при котором MR = MC. Цена превышает предельный доход (P > MR). В случае простой монополии (не прибегающей к ценовой дискриминации) предельный доход всегда ниже ее цены. Когда спрос эластичен, значения предельного дохода положительны и общий доход растет. Когда спрос неэластичен, предельный доход меньше нуля и общий доход падает. Когда спрос единичной эластичности, MR = 0, общий доход максимален.

       
 
P, MC
  Искусственная и естественная монополии. Факторы, определяющие рыночную власть фирмы (концентрация и централизация). Организационные формы монополий - student2.ru
 

             
    Искусственная и естественная монополии. Факторы, определяющие рыночную власть фирмы (концентрация и централизация). Организационные формы монополий - student2.ru
 
Pm
 
   
   
Q
 

Рис.6.2. Определение цены и объема производства в условиях чистой монополии

Когда спрос эластичен, предельная выручка больше нуля (MR>0) и совокупная выручка растет. А когда спрос неэластичен, предельная выручка меньше нуля (MR<0) и совокупная выручка падает. Предельная выручка меньше цены при всех уровнях выпуска:

MR < Р

Разрыв между ценой и предельной выручкой возникает потому, что фирма продает всю продукцию, произведенную в течение данного периода, по одинаковой цене.

Монопольная власть является величиной, обратной эластичности спроса на продукцию фирмы (1/ Е). Опираясь на это положение, А.П. Лернер в 1934г. предложил следующий индекс:

  IL= Pm - MC   = 1/ε ,
Pm

где IL– лернеровский индекс монопольной власти;

Pm – монопольная цена;

MC – предельные издержки;

ε – коэффициент ценовой эластичности спроса на продукцию.

Чем выше этот индекс, тем больше монопольная власть.

Для характеристики монопольной власти используется и показатель, определяющий степень концентрации рынка. Он назван индексом Херфиндаля-Хиршмана (Iнн):

Iнн = S12 + S22+ S32+ … + Sn2,

где S1– удельный вес самой крупной фирмы в выпуске всей отрасли;

S2- удельный вес следующей по величине фирмы в выпуске всей отрасли;

Sn- удельный вес наименьшей фирмы в выпуске всей отрасли.

Наихудшим для потребителя случаем является монополия, практикующая ценовую дискриминацию.

Наши рекомендации