Кафедра уголовно-процессуального права
УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС
Методические рекомендации по подготовке
К практическим, семинарским занятиям и деловым играм
для курсантов и слушателей факультета очного и заочного обучения
Специальность: 030501.65 – юриспруденция
Владимир 2009
У 26
Уголовный процесс: Методические рекомендации по подготовке к практическим и семинарским занятиям. Ч.I: Общая часть уголовно-процессуального права/ Под ред. канд. юрид. наук А.В. Ильина; Сост.: А.В. Ильин, И.И. Гусева, Л.В. Казаринова, Е.А. Киреева, А.С. Клементьев, В.В. Рябчиков, М.А. Бородкин; ВЮИ ФСИН России. Владимир, 2008. 52 с.
Включают в себя вопросы к семинарским занятиям и самостоятельной подготовке слушателей, к ним приведены необходимые для изучения тем подробные библиографические списки. К практическим занятиям предложены условия задач по каждой из тем, составленные на основе примеров из практики следственных и судебных органов.
Предназначены для курсантов (слушателей) 2-го курса факультета очного обучения, изучающих Общую часть Уголовно-процессуального права РФ в соответствии с тематическим планом по данной дисциплине.
Рецензенты:
А.Ф. Кулаков,начальник кафедры уголовного права Владимирского юридического института ФСИН России, кандидат юридических наук, полковник внутренней службы.
Е.П. Харитонова,советник юстиции старший прокурор отдела по надзору за следствием, дознанием и ОРД прокуратуры Владимирской области
ã ФГОУ ВПО «Владимирский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний», 2009
ã А.В.Ильин, И.И.Гусева, Л.В.Казаринова, Е.А.Киреева, А.С.Клементьев, В.В.Рябчиков, М.В. Бородкин, составление, 2009
Пояснительная записка
В соответствии с учебным планом подготовки специалистов высшей квалификации и типовой программой для высших учебных заведений ФСИН России по специальности 030501.65 – юриспруденция, утвержденной стандартом Минобразования РФ 2000 г. учебный процесс следует рассматривать как целенаправленную деятельность руководящего, профессорско-преподавательского и начальствующего составов, учебно-вспомогательного, административно-хозяйственного персонала и курсантов, обеспечивающую подготовку квалифицированных работников по специальностям, предусмотренным в соответствующим учебным планом.
В качестве основных видов занятий в учебном процессе обозначены семинарские и практические.
Семинарское занятие проводится с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы над учебной и научной литературой. Оно должно обеспечивать живое, творческое обсуждение учебного материала в форме дискуссии, обмена мнениями по рассматриваемым вопросам. Семинарское занятие может содержать элементы практического занятия (решение задач и т.п.).
В свою очередь практическое занятие проводится с целью приобретения, отработки и закрепления практических умений и навыков применения теоретических знаний для решения практических задач. Практические занятия могут проводиться методом тренировок. Главным их содержанием является практическая работа каждого слушателя.
В этих целях кафедрой уголовно-процессуального права Владимирского юридического института ФСИН России осуществляется подготовка методических рекомендаций к изучению курса уголовного процесса курсантами уголовно-правовой специализации и заданий для проведения с ними семинарских и практических занятий.
Указанные методические рекомендации разработаны на основании рабочего учебного плана, а также тематического плана по курсу уголовно-процессуального права, предусматривающих в пределах 4–6 семестров обучения следующий бюджет времени:
Всего – 264 ч:
– самостоятельная работа –74 ч;
– аудиторные занятия - 190 ч, в том числе:
лекции - 58 ч; семинарские занятия -56 ч; практические занятия - 74 ч.
В соответствии со структурой учебного курса, подразделяющегося на 3 самостоятельных раздела, рассматриваемые методические рекомендации в совокупности представляют собой комплект из 3-х «учебных книжек»:
I часть: Общая часть уголовно-процессуального законодательства;
II часть: Досудебное производство;
III часть: Судебно-контрольные стадии.
В первой части пособия вниманию слушателей предлагаются планы семинарских и практических занятий по темам 1–8.
Во второй части — досудебное производство — рассматриваются темы 9-16, т.е. круг вопросов, относящихся к стадиям возбуждения уголовного дела и предварительного расследования.
В третьей части даны темы 17—23, т.е. блок вопросов, относящихся к судебным стадиям, начиная с понятия и видов подсудности и заканчивая надзорно-контрольными производствами.
В методических рекомендациях по разделам содержатся указания на бюджет времени, отпускаемый на изучение необходимой темы курса уголовно-процессуального права, форму занятий, контрольные и проблемные, проверочные вопросы, задачи и практические задания, библиографический список рекомендуемой литературы и нормативной базы.
В данном, первом, разделе методических рекомендаций дается план проведения занятий по Общей части уголовно-процессуального права в соответствии с тематическим планом на 4-й семестр периода обучения.
Тематический план
№ темы | Наименование разделов, тем | Всего часов | Ауди-торные заня-тия | Из них | Самостоя-тельная работа | |||
Лек-ции | Сем. Заня-тия | Практ. заня-тия | Др. виды занятий | |||||
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. | РАЗДЕЛ Ι. Сущность, значение, задачи и основные понятия уголовного процесса России. Уголовно-процессуальный закон и уголовно-процессуальное право. Принципы уголовного процесса. Субъекты уголовного процесса. Процессуальные документы, сроки, судебные издержки. Доказательства и доказывание в уголовном процессе. Источники доказательств. Меры уголовно-процессуального принуждения. И т о г о |