Состояние рынка черной металлургии в мире и в России
Федеральное Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение
Высшего профессионального образования
Магнитогорский государственный технический университет
им. Г.И. Носова
Кафедра экономики и коммерции
Курсовая работа
по дисциплине: “Управление производством”
на тему: “Технико-экономическое обоснование и анализ показателей целесообразности установки индукционной сталеплавильной печи в
ЭСПЦ ОАО ММК”
Выполнил:
студент гр. МСЭ-09 Неясова Е.А.
Принял:
проф., д.т.н. Немцев В.Н.
Магнитогорск 2013
Оглавление
Введение....................................................................................................... 4
1 Бизнес-план инвестиционного проекта....................................................... 6
1.1 Состояние рынка черной металлургии в мире и в России...................... 6
1.2 Оценка рынка сбыта............................................................................... 10
1.3 Характеристика организации................................................................. 13
1.4 Оплата труда........................................................................................... 15
1.4 Производственная программа............................................................... 17
1.5 Расчет себестоимости продукции........................................................... 18
1.6 Расчет прибыли проекта......................................................................... 21
1.7 Оценка капиталовложений..................................................................... 22
2 Финансовая оценка инвестиций................................................................. 23
2.1 Расчет чистой текущей стоимости и внутренней нормы прибыли
проекта.................................................................................................... 23
2.2 Расчет периода окупаемости капиталовложений………………………….25
Список использованных источников………………………………………27
Введение
ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат» входит в число крупнейших мировых производителей стали и занимает лидирующие позиции среди предприятий черной металлургии России. Активы компании в России представляют собой крупный металлургический комплекс с полным производственным циклом, начиная с подготовки железорудного сырья и заканчивая глубокой переработкой черных металлов. ММК производит широкий сортамент металлопродукции с преобладающей долей продукции с высокой добавленной стоимостью. В 2010 г. Группой ММК произведено 11,4 млн тонн стали и 10,4 млн тонн товарной металлопродукции.
Рост производства и хорошая ценовая конъюнктура на внутреннем рынке позволили Магнитогорскому металлургическому комбинату по итогам 2010 года увеличить ключевые финансовые показатели. Выручка Группы ММК за 2010 г. составила $7,719 млрд, EBITDA – $1,606 млрд, прибыль за период – $232 млн.
Значительный прирост производства стал возможен в первую очередь благодаря вводу в строй в последние годы новых высокопроизводительных агрегатов.
В данной работе проведен расчет инвестиционного проекта по установке индукционной сталеплавильной печи в ЭСПЦ ОАО ММК, улучшения качества металла и увеличение объемов производства до 5,2 млн.т. стали в год.
Себестоимость стали до внедрения проекта составляла 13568,06 руб./т, после внедрения 12903,62 –руб./т. Чистая текущая стоимость проекта составляет 5216,791 млн. руб., период окупаемости лежит в пределах 4 лет с момента ввода в эксплуатацию нового оборудования.
1 Бизнес-план инвестиционного проекта
Состояние рынка черной металлургии в мире и в России
Основной продукцией черной металлургии является сталь. За последние десятилетия объемы производства стали в мире росли из года в год. При этом в 2008-2009 гг. под влиянием сложившейся экономической ситуации произошло сокращение выпуска. В 2009 году в мире было выпущено 1 231 млн. тонн стали, относительно 2008 года данный показатель сократился на 7,3%. В 2010 году производство стали не только увеличилось, но и превысило показатели предыдущих лет, что представлено на рисунке 1.
Рисунок 1- Динамика производства стали в мире в 2001-2010 гг., млн. тонн
По итогам последних пяти лет ведущим производителем стали в мире является компания ArcelorMittal. В 2006 году объединившиеся в единый холдинг индийская компания MittalSteel и люксембургская компания Arcelor, занимавшие соответственно в 2005 году первое и второе места по объемам производства в мире, вышли в бесспорные лидеры с общей производственной мощностью 120 млн. тонн стали в год. В планах ArcelorMittal к 2014 году расширение производственной мощности до 150 млн. тонн.
За прошедший 2010 год ArcelorMittal было произведено 98,2 млн. тонн стали, что на 26,7% выше показателя 2009 года. При этом столь значительный рост теряется на фоне показателей предыдущих лет. Так в 2007 году предприятием было выпущено 116,4 млн. тонн стали, а в 2008 – 103,3 млн. тонн. В частности, можно отметить, что с начала объединения двух компаний в 2006 году, когда общий объем производства стали холдингом составил 117,2 млн. тонн, последующие годы происходило снижение объемов выхода стали.
Объемы компании Baosteel, находящейся в рейтинге производителей стали на втором месте, более чем в 2,5 раза ниже, чем лидера ArcelorMittal. Baosteel - крупнейшая китайская компания. В 2010 году предприятие произвело 37 млн. тонн стали, увеличив сталелитейные объемы на 19%.
Южнокорейская компания POSCO (PohangIronandSteelCompany) по итогам прошедшего года заняла третье место в мире по производству стали. Компанией было произведено – 35,4 млн. тонн.
Японской компанией NipponSteel в 2010 году было выпущено немногим меньше стали, чем ее ближайшего конкурента - 35 млн. тонн стали. Другой японский производитель JFE замыкает пятерку лидеров по выпуску стали в 2010 году - 31,1 млн. тонн.
На рисунке 2 представлены увеличение объемов выпускаемой продукции этих компаний.
Рисунок 2 - Объемы выпуска стали ТОР-5 ведущих компаний в 2009-2010 гг., млн. тонн
В России в 2010 году объемы производства стали также выросли, увеличение составило 12% к 2009 году. Доля страны в общем мировом объеме выпуска стали в 2010 году составила 4,5%. По итогам 2010 года российская компания ОАО «Северсталь» находится на 12 месте в рейтинге мировых производителей стали, опережая другие российские холдинги. Динамика производства представлена на рисунке 3.
Рисунок 3 - Динамика производства стали в России в 2010 году, млн. тонн
Лидером по объемам производства стали в мире является Китай. На долю КНР в 2010 году пришлось 44% мирового выпуска. В целом, на долю азиатских стран приходится порядка 63,5% выпуска стали в мире.
На рисунке 4 представлено диаграмма объемов производства стали по странам.
Рисунок 4 - Доли стран в мировом производстве стали в 2010 году, %
В первом полугодии 2011 года мировые объемы производства стали составили 758,5 млн. тонн продукции, увеличившись практически на 8% к первому полугодию 2010 года. В России за январь – июнь выпуск стали вырос на 4,8% к аналогичному периоду 2010 года.
По прогнозам экспертов в 2012 году объемы потребления стали по-прежнему будут увеличиваться, в частности, за счет спроса в развивающихся странах.
Оценка рынка сбыта
Открытое акционерное общество «Магнитогорский металлургический комбинат» является одним из крупнейших предприятий чёрной металлургии России и входит в число крупнейших мировых производителей стали. Производство представляет собой крупный металлургический комплекс с полным технологическим циклом, начиная с подготовки железорудного сырья и заканчивая глубокой переработкой черных металлов. ОАО «ММК» производит широкий сортамент металлопродукции с преобладающей долей продукции глубоких переделов с наибольшей добавленной стоимостью.
Рынок проката черного металла в Российской Федерации уже сложился. По итогам 2009 года ОАО «ММК» является лидером среди ведущих производителей металлопроката, его главными конкурентами являются - АО ЧерМК, «Северсталь» и НЛМК. Производство основных видов продукции и экономические показатели ЧерМК, «Северсталь» и НЛМК приведены в таблице 1 и таблице 2, соответственно.
Таблица 1 – Производство основных видов продукции Магнитогорского, Череповецкого, Новолипецкого металлургических комбинатов за 2010 год
Наименование | Единица измерения | Кокс | Чугун | Сталь | Прокат готовый |
ММК | тыс. т | 4860,3 | 8507,2 | 10036,2 | 8776,1 |
Череповецкий меткомбинат | тыс. т | 4087,3 | 7587,3 | 9546,9 | 8316,0 |
Новолипецкий меткомбинат | тыс. т | 3787,1 | 7697,1 | 8220,9 | 7537,1 |
Отгрузка готового металлопроката на экспорт обуславливает увеличение затрат на производство и реализацию продукции, что объективно влечет за собой увеличение цены на металлопрокат и на внутреннем рынке. Объем экспортных поставок АО «ММК» ниже, чем ЧерМК и НЛМК.
Увеличение затрат вследствие экспорта металлопродукции ЧерМК и НЛМК покрывают за счет увеличения цен на внутреннем рынке, в конечном итоге за счет Российских потребителей. Поэтому реализация продукции АО «ММК» на внутреннем рынке по более низким ценам, чем у основных конкурентов, позволяет привлечь новых покупателей, что создает предпосылки для стабилизации финансового положения предприятия.
Таблица 2 – Экономические показатели за 2010 год
|
Сбыт продукции АО «ММК» осуществляет через оптовые базы, дилерские конторы и представительства. При этом предусматривается следующие формы расчетов:
- взаимозачет, обычно по максимальной цене;
- аккредитив;
- через выставления платежного требования;
- товарным векселем АО «ММК», со скидкой 7 %;
- банковским векселем, со скидкой 17 — 18 %;
- с предоплатой, со скидкой 18%.
Ценовая политика АО «ММК» строится на маркетинговых исследованиях производства и сбыта товаров, анализа потребителей, их поведения относительно качества и цены товара, товарного ассортимента, исследования производственного потенциала и ценовой политики конкурентов. Маркетинговая политика АО «ММК» направлена на максимальный охват рынка и получение максимальной прибыли. При этом главные усилия сосредотачиваются на снижении производственных издержек и издержек обращения.
Номенклатура выпускаемой продукции на АО «ММК» значительно шире, чем на «Северстали», что позволяет привлечь потребителей. ОАО «ММК» является наиболее выгодным поставщиком металлопродукции по предоплате, так как в этом случае цена металлопродукции превышает ее себестоимость лишь на 5 % без учета НДС.
Наличие более дешевой сырьевой базы у конкурентов АО «ММК» позволяет им уменьшить производственные затраты, не прибегая к специальным мероприятиям. Маркетинговой задачей АО «ММК» является организация новых форм поставок, а также изысками возможностей поставки более дешевых и качественных материалов.
Наблюдаемое сезонное колебание спроса на продукцию необходимо выравнивать за счет сезонных скидок и надбавок. Основными региональными потребителями продукции ОАО «ММК» являются предприятия Уральского, Поволжского, Западно-Сибирского, Северо-Кавказского, Восточно-Сибирского, Дальневосточного, Центрально-Черноземного и Западного экономических районов. Основные усилия необходимо направлять на удержание этих рынков.
Действующие цены по предоплате выгодны покупателям, поэтому необходимо наращивать производство продукции ОАО «ММК» в рамках увеличения спроса. Последовательное выполнение программ поставок с увеличением производства позволит и в дальнейшем удерживать цены на более низком уровне, чем у конкурентов.