Тема 2. методологические основы функционирования предприятий
1. ПРЕДПРИЯТИЕ – ВАЖНОЕ ЗВЕНО В РЕШЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗАДАЧ
2. ПОНЯТИЕ И ФОРМЫ РАЗГОСУДАРСТВЛЕНИЯ И ПРИВАТИЗАЦИИ
3. ХОЗЯЙСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ПРЕДПРИЯТИЯ
1. ПРЕДПРИЯТИЕ, КАК СУБЪЕКТ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ И ВАЖНОЕ ЗВЕНО В РЕШЕНИИ ВАЖНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗАДАЧ
Предприятие является первичным звеном в народном хозяйстве страны. На предприятии производятся товары, выполняются работы, оказываются услуги; создаются рабочие места, которые обеспечивают занятость трудоспособного населения и потребительский спрос. Предприятие является основным налогоплательщиком, пополняет доходную часть государственного и местных бюджетов. Эффективная работа предприятий – важнейшее условие благосостояния нации и процветания государства.
Государственные органы управления задают правила экономического поведения предприятий через систему законов и нормативных документов, регулирующих и регламентирующих их деятельность. Есть две основные модели функционирования субъектов хозяйствования – директивная и социально-рыночная экономика. Сущность и особенности деятельности предприятий в различных условиях состоят в следующем.
В централизованной, директивной системе хозяйствования предприятием является хозяйствующий субъект, обладающий правами юридического лица, который на основе использования трудовым коллективом имущества производит и реализует продукцию, развивается по плану, работает на основе хозяйственного расчета.
В социально-рыночной экономике предприятием является самостоятельный субъект хозяйствования, обладающий правами юридического лица, деятельность которого направлена на получение прибыли, осуществляется на свой риск и под свою имущественную ответственность.
В приведенных определениях есть три существенных различия.
1. Самостоятельность полная в рыночной экономике и ограниченная – в директивной.
2. Цель деятельности: прибыльная работа в рыночной среде и выпуск продукции – в централизованной системе государственного управления.
3. Имущественная ответственность собственников предприятия: в социально-рыночной экономике – риск потери имущества и в директивной экономике – покрытие убытков за счет дотаций из государственного бюджета.
Период преобразования административно-командной модели хозяйствования в социально-рыночную систему называется переходной экономикой.
В переходной экономике на предприятие влияют как рыночные факторы, так и директивные методы регулирования, что оказывает отрицательное воздействие на эффективность работы. Спад производства, трудности со сбытом продукции и финансовая нестабильность, неплатежи, замедление оборачиваемости капитала и убытки, снижение реальной заработной платы и социальной защищенности работников – вот неполный перечень проблем, с которыми сталкиваются предприятия в период реформирования макроэкономики.
Предприятия в рыночной экономике можно классифицировать по различным признакам.
Правовые экономические и социальные основы деятельности предприятий всех форм собственности определяет закон РБ «О предприятиях в РБ».
Основные черты предприятия:
1. Организационное единство, т.е. большой коллектив с определенной внутренней структурой и определенной структурой управления).
2. Наличие определенного комплекса средств производства (СП).
3. Обособленное имущество (предприятие может распоряжаться им в иных целях: сдавать в аренду, продавать и т.д.).
4. Имущественная ответственность (предприятие отвечает своим имуществом по различным обязательствам).
5. Единоначалие – во главе стоит генеральный директор, т.е. административная форма управления.
6. Выступает в хозяйственном обороте от собственного имени.
7. Оперативная и экономическая самостоятельность, т.е. самостоятельно осуществляет сделки, выбирает поставщиков и потребителя, распоряжается чистой прибылью и т.д.
I. По характеру выпускаемой продукции все предприятия делятся на:
1. Предприятия группы «А» - производящие средства производства.
2. Предприятия группы «Б» - производящие предметы потребления.
II. По размеру (численности) различаются:
1. Крупные (более 500 человек).
2. Средние (100-500 человек).
3. Малые (не более 100 человек).
Размер предприятия определяется числом работников, объемом производства и стоимостью основных фондов.
III. По степени специализации предприятия делятся на:
1. Специализированные.
2. Универсальные.
3. Комбинированные.
Специализация может быть: а) предметная; б) технологическая; в) смешанная.
IV. По типу производства предприятия делятся на:
1. Предприятия массового производства
2. Предприятия серийного производства:
а) мелкосерийное;
б) среднесерийное;
в) крупносерийное производство.
3. Предприятия единичного производства
V. По формам собственности – предприятия бывают:
1. государственными
2. частными
3. смешанными
Если в уставном капитале субъекта хозяйствования есть доля государственной и частной собственности, то такое предприятие имеет смешанную форму собственности. Коммунальная и республиканская – это разновидности государственной формы собственности. Есть собственность общественных и религиозных организаций. Предприятия с такими формами собственности имеют основную цель не получение прибыли и приращение капитала, а выполнение уставных функций творческих союзов, конфессий и других подобных структур. В некоторых законодательных актах постсоветских республик встречаются такие формулировки собственности предприятия: коллективная, совместная, долевая, общественная, народная. Подобные трактовки собственности являются весьма спорными.
VI. По формам хозяйствования предприятия выступают как:
1. акционерное общество открытое и закрытое,
2. общество с ограниченной ответственностью,
3. общество с дополнительной ответственностью,
4. унитарное предприятие,
5. арендное предприятие. Особенности функционирования арендного предприятия указываются в договоре аренды между арендатором и арендодателем-собственником.
6. кооператив. Кооператив предусматривает участие в совместном труду членов кооператива.
7. товарищество полное и коммандитное. Товарищество с полной ответственностью перед третьими лицами встречается редко.
8. другие.
Наиболее распространенными формами хозяйствования являются акционерное общество (АО) и общество или товарищество с ограниченной ответственностью (ООО). Порядок формирования имущества, распределения прибыли и ответственности между участниками общества устанавливается в уставе. Возмещение ущерба третьими лицами при банкротстве осуществляется в пределах собственного капитала. Последовательность удовлетворения претензий кредиторов регулируется национальным законодательством. Основное различие между акционерным обществом и обществом с ограниченной ответственностью состоит в том, что АО на величину уставного капитала выпускает акции, выдает их собственникам, ведется реестр акционеров, а в ООО долевой вклад собственников устанавливается в процентном соотношении.
VII. По участию иностранного капитала предприятия подразделяются на:
1. совместные – предприятие расположено на территории страны, имеет в уставном капитале долю, принадлежащую иностранным инвесторам.
2. зарубежные – предприятие представлено национальным капиталом, вывезенным из государства в качестве вклада в уставный капитал предприятия, зарегистрированного в другой стране.
3. иностранные – предприятие имеет сто процентов уставного капитала, принадлежащего юридическим или физическим лицам других государств.
VIII. По видам объединений предприятия входят в:
1. производственные компании
2. республиканские компании
3. региональные компании
4. национальные компании
5. транснациональные компании.
Есть такие разновидности:
1. концерн – входят предприятия, принадлежащие к одной (или нескольким) отраслям.
2. консорциум – кроме предприятий, включаются банковские, финансовые, страховые структуры.
3. холдинг – создается собственниками для управления контрольным пакетом акций подведомственных предприятий. В финансово-промышленной группе объединяется промышленный и банковский капитал.
IX. По видам дробления выделяются:
1. дочерние предприятия,
2. филиалы,
3. другие структуры с расчетным счетом и обособленным балансом или без оных, с правом или без права юридического лица.
X. По цели деятельности предприятия подразделяются на:
1. коммерческие (ориентированные на увеличение прибыли и капитала);
2. некоммерческие (выполняющие другие уставные задачи);
3. смешанные.
Задача предприятия состоит в том, чтобы принять на «входе» факторы производства, переработать их, и на «выходе» выдать результат.
«вход» факторы производства «выход»
предметы труда результат
затраты рабочая сила
организация производства
Такой процесс обозначается как производство, цель которого преобразовать затраты в результат.
Для предприятий в условиях рынка существуют определенные обстоятельства, нарушение которых может означать большую опасность. Это:
1. Экономичность.
2. Финансовая устойчивость (ликвидность).
3. Получение прибыли.
Экономичность– мера уровня экономичности предприятия, т.е. соотношения затрат и результатов.
а) при минимизации экономичность определяется:
.
б) при максимизации
.
Финансовая устойчивость – на предприятии сохраняется только тогда, когда в каждый момент времени оно может произвести на этот момент платежи по финансовым обязательствам (налоги), в РБ менее 30%. При утрате ликвидности, предприятие в исключительных случаях может получить государственные дотации. Как правило, делается заявление о банкротстве или о санировании (недопущении, несостоятельности). Санирование предприятия может быть осуществлено, если с ним согласно около 80% кредиторов.
Кредиторы – это те, которым должны мы.
Дебиторы – это те, кто должен нам.
Получение прибыли – цели деятельности предприятия, т.е. это превышение результатов над затратами.
Основные принципы деятельности предприятия:
1. Экономическая свобода.
2. Самоокупаемость и самофинансирование.
3. Ответственность за соблюдение договорных обязательств.
4. Материальное стимулирование труда и др.
2. ПОНЯТИЕ, ОСОНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И ФОРМЫ РАЗГОСУДАРСТВЛЕНИЯ И ПРИВАТИЗАЦИИ
Процесс преобразования государственной собственности предприятия проходит в 2 этапа:
I. разгосударствление
II. приватизация
I. Разгосударствление – процесс отстранения государства частично или полностью от функций прямого управления.
Основные формы:
1. Аренда государственных предприятий.
2. Преобразование государственных предприятий в акционерные общества.
3. Ограничение вмешательства государства в управление собственностью.
II. Приватизация – приобретение физическими и юридическими лицами права собственности на объекты, принадлежащие ранее государству.
Объектами приватизации могут быть: а) государственные предприятия и организации; б) отдельные подразделения предприятия; в) государственное имущество, сданное в аренду, или ликвидируемых предприятий; г) доли (паи, акции) государства в имуществе субъектов хозяйствования.
Основными признаками при проведении приватизации являются:
1. Сочетание возмездного и безвозмездного способа приватизации.
2. Предоставление социальных гарантий коллективу приватизируемых предприятий.
3. Контроль со стороны государства.
4. Постепенность, поэтапность и соблюдение законности.
5. Дифференциация методов и форм приватизации.
В РБ установлены следующие способы приватизации:
1. Продажа объектов государственной собственности на аукционах по конкурсу.
2. Продажа акций принадлежащих государству.
3. Выкуп арендованного имущества арендованным предприятиям.
К главным целям приватизации, видимо, следует отнести
– создание хозяйственно-правовых условий для эффективной работы отдельных предприятий и национальной экономики в целом, содействие структурной перестройке и активизации инвестиционного процесса, повышению на этой основе жизненного уровня населения;
– формирование новых экономических отношений, построенных на многообразии форм собственности, самостоятельности производителей товаров и услуг, достижение оптимальной структуры форм собственности как экономической базы социально ориентированного рыночного хозяйства;
– развитие конкурентной среды и предпринимательской деятельности, содействие демонополизации народного хозяйства, формирование активной трудовой и хозяйственной мотивации;
– сокращение вмешательства государства в экономические процессы и улучшение финансового состояния экономики.
Конечной целью приватизации является формирование эффективного рыночного механизма управления производством, основанного на конкуренции экономически свободных товаропроизводителей, которые самостоятельно , с учетом социально-экономической эффективности и целесообразности определяют пути и способы регулирования финансовых отношений и реализации продукции в соответствии с действием законов спроса и предложения.
ПРИВАТИЗАЦИЯ | |
Субъекты | Объекты |
граждане Республики Беларусь | государственное и общественное жилье |
юридические лица РБ, деятельность которых основана на негосударственных формах собственности (т.е. у которых более 50% уставного капитала не принадлежит государству и не контролируется им). | Предприятия, учреждения, организации, цехи, производства, участники, иные подразделения госпредприятий, выделяемые в самостоятельные предприятия |
юридические лица РБ, созданные не менее чем 50% членов трудовых коллективов приватизируемых предприятий. | оборудование, здания, сооружения |
иностранные инвесторы | Лицензии, патенты, доли (паи, акции) государства и административно-территориальных образований в имуществе субъектов хозяйствования |
лица без гражданства |
ИСТОЧНИКИ СРЕДСТВ Средства предприятия Заемные и привлеченные средства Личные средства Иностранные инвестиции Часть чистой прибыли, переданной в собственность членов трудового коллектива Кредиты государственных коммерческих банков Личные средства субъектов приватизации Остатки фондов экономического стимулирования госпредприятия Кредиты других предприятий и организаций Именные приватизационнные чеки граждан Республики Беларусь Чистая прибыль арендного предприятия или хозяйственного товарищества Средства, привлеченные от выпуска акций, облигаций и др. ценных бумаг Средства личных приватизационных счетов работников предприятий Амортизационные отчисления на собственные основные фонды арендного предприятия или хозяйственных товариществ Собственные средства негосударственных юридических лиц |
СПОСОБЫ ПРИВАТИЗАЦИИ | ||||
Выкуп арендованного имущества арендным предприятием | Продажа акций, принадлежащих государству | Продажа объектов государственной собственности на аукционе | Продажа объектов государственной собственности по конкурсу | Безвозмездная передача части государственной собственности |