Основы функционирования предприятий общественного питания

Функционирующие в сфере сервиса предприятия по организации общественного питания играют важную роль в экономике страны. В структуре формирования валового внутреннего про­дукта на долю торговли и общественного питания приходится 22%, в то время как удельный вес промышленности составляет 32%. В названной отрасли выявлено более 1 млн. хозяйствующих субъектов; численность работников при этом составляет порядка 5 млн. человек. Упомянутая отрасль сохраняет лидирующее положение в сфере малого бизнеса как по числу предприятий, так и по численности занятых в ней работников[6]. Предприятия общественного питания в основном представлены частными предприятиями; на долю государственного сектора в обороте общественно­го питания приходится менее 8%, розничной торговли - 3%.

Предприятие общественного питания – это предприятие, предназначенное для производства кулинарной продукции, мучных кондитерских и булочных изделий, их реализации и (или) организации потребления, посредством оказания услуг питания[7].

Услуга питания представляет собой услугу по приготовлению, реализации и организации потребления блюд и изделий сложного изготовления всех основных групп из различных видов сырья, покупных товаров и виноводочных изделий, оказываемую квалифицированным производственным и обслуживающим персоналом в условиях повышенного уровня комфорта в сочетании с организацией досуга. Рассмотрим процесс оказания услуг предприятием общественного питания и их потребления клиентом на Рис. 1.2.

Основы функционирования предприятий общественного питания - student2.ru

Рис. 1.1. Процесс оказания услуг предприятием общественного питания и их потребления клиентом

Услуги по организации потребления продукции и обслуживания включают:

· организацию и обслуживание торжеств, семейных обедов и ритуальных мероприятий;

· организацию питания и обслуживание участников конференций, семинаров, совещаний и так далее;

· услугу официанта по обслуживанию на дому;

· бронирование мест в зале предприятия;

· организацию бизнес-ланчей.

Услуги по организации досуга включают:

· организацию музыкального обслуживания;

· организацию проведения концертов, программ, варьете и видеопрограмм.

Прочие услуги включают: упаковку блюд и изделий, оставшихся после обслуживания клиентов; предоставление потребителям телефонной связи на предприятии; вызов такси по заказу потребителя; парковку личных автомобилей посетителей и организованную стоянку у предприятия.

По характеру обслуживания различных групп населения предприятия общественного питания классифицируются на общедоступные, обслуживающие непостоянный контингент посетителей, и закрытые, обслуживающие постоянный контингент (при больницах, учебных заведениях, промышленных предприятиях и других).

Комбинаты общественного питания наделены большим складским хозяйством, включающим охлаждаемые складские помещения. Кроме того, при комбинате предусматриваются группы административно-бытовых и подсобно-технических помещений. Предприятия общественного питания могут быть встроенными и размещенными в отдельно стоящих зданиях. Они включают следующие группы помещений:

· торговые помещения (обеденный зал с раздаточной, буфет, вестибюль, гардеробная и умывальник для посетителей);

· производственные помещения (горячий цех, хлеборезка, мясо-рыбная, овощная и холодная заготовочная, моечная, комната шеф-повара);

· складские помещения (камеры охлаждения для мяса, рыбы, молока, кладовые для сухих продуктов, инвентаря, белья, загрузочная);

· административно- бытовые помещения (контора, кабинет директора, комната персонала, гардеробная, душевые и уборные для персонала);

· технические помещения (вентиляционная камера, щитовая, бойлерная, тепловой узел).

Технологическая схема работы предприятий общественного питания зависит от взаимного расположения его производственно-бытовых помещений и торгового зала. При системе самообслуживания на пропускную способность предприятий общественного питания сильно влияет характер планировки обеденного зала и схема размещения раздаточной. Пропорции обеденного зала в плане должны выбираться с учетом обеспечения лучших условий для организации самообслуживания. Наиболее приемлемым считается отношение ширины к длине зала от 1:1 до 1:3.

В целях снижения уровня шума в обеденном зале при отделке его стен и потолка применяются звукопоглощающие плиты. Оборудование в обеденном зале размещают таким образом, чтобы посетитель имел свободный доступ к раздаточной линии и всем обеденным столам. Для свободного передвижения посетителей в обеденном зале устраиваются главные и второстепенные проходы между столами и стульями. Ширина главных проходов (между стульями) должна быть не менее 1,2 м, второстепенных проходов при одностороннем движении (между стульями) – 0,6 м.

Производственные цеха должны размещаться с учетом удобной взаимосвязи между собой, обеденным залом и кладовыми. При планировке производственных помещений учитывается ориентация их по сторонам света. Горячий и кондитерские цеха ориентируются на север, северо-восток, северо-запад. Этой же ориентации следует придерживаться для холодильных камер.

Моечные столовой посуды предусматриваются во всех предприятиях общественного питания независимо от их вместимости. Они располагаются смежно с раздаточной и обеденным залом. Моечная кухонной посуды располагается смежно с горячим цехом.

Состав складски помещений и их площади определяются в зависимости от мощности предприятия общественного питания. Как правило, складские помещения располагаются в подвальном этаже, хотя не исключено их расположение и на производственном этаже.

Административно-бытовые помещения предприятия на 150 посадочных мест и более должны иметь самостоятельный вход.

Холодные цеха предназначены для приготовления, порционирования и оформления холодных блюд и холодных супов. Продукция, используемая для приготовления блюд, перед отпуском не подвергается вторичной обработке, поэтому в цехе должны соблюдаться строгие санитарные требования: продукты, используемые для приготовления блюд, должны храниться в холодильных шкафах или камерах при температуре не выше 6-8ºС; посуда и инвентарь должны быть промаркированы и использоваться по назначению. В соответствии с технологическим процессом должны быть четко разграничены рабочие места для обработки сырых и вареных овощей, гастрономических мясных и рыбных продуктов, порционирования блюд и так далее; салаты, винегреты, бутерброды должны приготавливаться только партиями и реализовываться в течение одного часа; должен быть также соблюден температурный режим хранения и отпуска холодных блюд.

Согласно положениям законов РФ «О защите прав потребителей», «О сертификации продукции и услуг» деятельность предприятий по предоставлению услуг общественного питания независимо от форм их собственности подлежит обязательной сертификации. Ответственность за предоставление услуг без сертификатов, подтверждающих их безопасность, предусмотрена статьей 43 пункта 2 закона «О защите прав потребителей».

Для обеспечения проведения работ по обязательной сертификации услуг питания, внесенных в «Номенклатуру продукции и услуг, подлежащих обязательной сертификации», разработаны и введены в действие основополагающие стандарты:

· ГОСТ Р 50762-95. «Общественное питание. Классификация предприятий»;

· ГОСТ Р 50763-95. «Общественное питание. Кулинарная продукция, реализуемая населению»;

· ГОСТ Р 50764-95. «Услуги общественного питания. Общие требования».

Названные стандарты предполагают необходимость проверки характеристик услуг и условий обслуживания на предмет:

· полного и достоверного соответствия услуг требованиям, обеспечивающим безопасность для жизни и здоровья граждан, окружающей среды;

· идентификацию услуг, в том числе кулинарной продукции;

· принадлежности предприятия к установленной при его регистрации классификационной группе;

· соответствия ряду нормативно-технических документов.

Предприятия общественного питания в зависимости от функционального назначения, ассортимента реализуемой продукции, технической оснащенности, методов обслуживания, квалификации персонала, качества обслуживания, номенклатуры предоставляемых услуг подразделяются на следующие типы: ресторан, бар, кафе, столовая, закусочная и другие. Перечисленные типы характеризуются вместимостью, то есть количеством мест в обеденном зале, и количеством выпускаемых блюд в смену. Оптимальное количество мест в обеденных залах предприятий разных типов составляет: ресторан – 50-200; бар винный, молочный, гриль – 25-50; бар пивной – 25-100; кафе общего типа – 50-100; кафе специализированное (молодежное, детское, кондитерская, мороженое, молочное и так далее) – 25-100; столовая общедоступная – 50-200; столовая диетическая – 50-100; столовая раздаточная – 25-50; закусочная общего типа – 25-50; закусочная специализированная –25-50; кафетерий – 8-50.[8]

Рестораны и бары по уровню обслуживания и номенклатуре предоставляемых услуг подразделяются на классы: люкс, высший и первый. Кафе, столовые и закусочные на классы не подразделяются.

Для любого типа и класса предприятия общественного питания существуют определенные признаки идентификации услуг, которые применяются при аттестации типа и класса предприятия, а также при сертификации.

Ресторан – предприятие общественного питания, отличающееся широким ассортиментом блюд сложного приготовления, включая заказные и фирменные, алкогольные напитки, табачные и кондитерские изделия, высоким уровнем обслуживания потребителей в сочетании с организацией их отдыха. По ассортименту реализуемой продукции различают рестораны: рыбный, пивной, с национальной кухней или кухней зарубежных стран.

Бар – предприятие общественного питания с барной стойкой, реализующее смешанные напитки, коктейли, закуски, десерты, мучные кондитерские и хлебобулочные изделия, покупные товары. В зависимости от ассортимента реализуемых напитков и продукции и способов приготовления бары подразделяются на молочные, пивные, винные, кофейные, коктейль-бары, гриль-бары; по критерию специфики обслуживания потребителей они классифицируются на видео-бар, варьете-бар и так далее.

Кафе – предприятие по организации питания и отдыха потребителей с предоставлением ограниченного по сравнению с рестораном ассортимента продукции.

Кафе реализуют фирменные, заказные блюда, изделия и напитки, предлагают широкий ассортимент горячих и холодных блюд и закусок, вторых горячих блюд, в том числе фирменных, заказных с учетом специализации. Из первых блюд допускаются только бульоны.

Кафе, также как рестораны и бары, сочетают производство, реализацию и организацию потребления продукции с организацией отдыха и развлечений потребителя. Обслуживание ведется официантами, барменами и метрдотелями; допускается также самообслуживание. В кафе применяется металлическая посуда и столовые приборы из нержавеющей стали, фарфоровая, полуфарфоровая посуда и посуда из аркопала, сортовая стеклянная посуда без рисунка и бумажные салфетки. В отдельных видах кафе допускается использование белых или цветных скатертей, полотняных салфеток.

Меню в кафе, столовых и закусочных печатают на компьютере на национальном и русском языках и вкладывают в обложку из плотной бумаги с художественным оформлением. Музыкальное обслуживание предполагает использование специализированной радиоаппаратуры.

Кафе различают по ассортименту реализуемой продукции: кафе-мороженое, кафе-кондитерская и кафе-молочная. По контингенту потребителей – кафе молодежное, детское и другие.

Столовая – наиболее распространенный тип предприятия общественного питания, производящего и реализующего блюда в соответствии с разнообразным по дням недели меню.

В зависимости от места расположения и обслуживаемого контингента потребителей столовые подразделяют на общедоступные (обслуживающие население микрорайона, города) и при производственных предприятиях, стройках, учреждениях, учебных заведениях. Ассортимент продукции общедоступной столовой включает холодные блюда и закуски, молоко и кисломолочные продукты, первые, вторые горячие и сладкие блюда, горячие и холодные напитки, хлебобулочные и мучные кондитерские изделия. Возможна реализация фирменных и заказных блюд.

Закусочная – предприятие общественного питания с ограниченным ассортиментом блюд несложного приготовления из определенного вида сырья и предназначенное для быстрого обслуживания потребителей. Закусочные различают по ассортименту реализуемой продукции – общего типа и специализированные (сосисочная, пельменная, блинная, пирожковая и так далее).

Помимо названных выше основных типов предприятий общественного питания могут существовать и специализированные типы таких предприятий, а именно:

· комбинаты общественного питания, представляющие собой производственно-хозяйственный комплекс, состоящий из заготовочных и доготовочных предприятий общепита с единым технологическим процессом приготовления продукции, а также магазинов, кулинарий и вспомогательных служб;

· школьные кулинарные фабрики – заготовочные предприятия для производства продукции общепита, входящей в рацион питания школьников, и снабжения ею школьных столовых и буфетов;

· цеха бортового питания. Как правило, они расположены при аэропортах и предназначены для приготовления, комплектования, кратковременного хранения и отпуска пищи на самолеты.

Таким образом, услуга питания представляет собой услугу по приготовлению, реализации и организации потребления блюд и изделий сложного изготовления всех основных групп из различных видов сырья, покупных товаров и виноводочных изделий, оказываемую квалифицированным производственным и обслуживающим персоналом в условиях повышенного уровня комфорта в сочетании с организацией досуга.


Наши рекомендации