Предложение. Закон предложения. Неценовые факторы предложения

Если спрос является качественной характеристикой потребления, то целесообразно ввести категорию, с помощью которой можно исследовать производство товаров и услуг. Товаропроизводители исходят из потребностей людей и производят товары и услуги, которые продаются на рынке. Следовательно, совокупность товаропроизводителей обеспечивает людям удовлетворение их платежеспособного спроса, т.е. формирует предложение. Предложение –желание и способность производителей (продавцов) предоставлять товары для продажи на рынке по каждой возможной цене в каждый данный момент времени. Способность предоставлять товары связанна с использованием ограниченных ресурсов, поэтому эта способность не столь велика, чтобы удовлетворить все потребности всех людей, ведь совокупные потребности, как известно, безграничны.

Объем предложения зависит от объема производства, но две эти величины не всегда совпадают, так же как не совпадают потребности населения в том или ином продукте и объём спрос на него. Величина предложения не тождественна объему произведенной продукции, поскольку обычно часть произведенной продукции потребляется в рамках предприятия (внутреннее потребление) и на рынок не предоставляется. С другой стороны, существует различные потери при транспортировке и хранении товаров (например, естественная убыль).

На количество товара, которое фирма желает произвести, оказывают воздействие многие факторы, к основным из них можно отнести следующие - цена самого товара, цена ресурсов, используемых в производстве данного блага, уровень технологий, цели фирмы, величины налогов и субсидий, ожидания производителей и др. Таким образом, предложение – это функция многих переменных, но нас, прежде всего, интересует характер зависимости между величиной предложения и ценой товара при неизменности остальных факторов, способных оказать воздействие на предложение.

Между ценой и количеством предлагаемого товара существует положительная (прямая) зависимость – при прочих равных условиях с повышением цены возрастает и величина предложения, и, наоборот, снижение цены сопровождается при прочих равных условиях сокращением объема предложения. Эта специфическая связь называетсязаконом предложения. Закон предложения: на любых рынках, при прочих равных условиях, существует прямая зависимость между ценой и объемом предложения. Эту зависимость можно объяснить следующим образом:

1. Для производителя товара его цена определяет выручку, которую фирма может получить в результате продажи товара. Чем выше цена, тем больше выручка. Поэтому повышение цены подталкивает производителей расширять производство, а, следовательно, и объемы предложения товара.

2. Фирма не в состоянии быстро менять используемое капитальное оборудование (станки, здания, и т.п.) и в течение какого-то промежутка времени может увеличивать выпуск продукции только путём введения дополнительных единиц таких переменных ресурсов, как труд, сырье, топливо, и т.п. Однако по мере привлечения этих новых единиц переменных ресурсов их отдача непрерывно снижается, что приводит к росту затрат на производственные факторы при увеличении объемов выпуска[5]. Для покрытия возрастающих по мере наращивания производства затрат предприниматель вынужден повышать цену.

3. Необходимо учитывать действия принципа замещения - если ресурсы предприятия ограниченны, то при повышении цены одного из товаров, произвести который можно при использовании данного вида ресурса, этот ресурс будет изыматься из альтернативных сфер и направляться в производство того продукта, цена которого возрасла. Следовательно, величина предложения товара, цена на который увеличилась, тоже будет расширяться.

Действие закона предложения можно проиллюстрировать при помощи шкалы и графика предложения. Шкала предложения показывает, какое количество данного товара готовы и способны поставить на рынок производители продукции при каждой возможной его цене.

Предложение. Закон предложения. Неценовые факторы предложения - student2.ru PХ S 0 QХ Рис. 3.1.4. Кривая предложения Кривая предложения – графическое выражение зависимости между ценой товара и количеством этого товара, которое производители хотят предложить на рынке. Кривая предложения имеет восходящий характер, что обусловлено действием закона предложения (рис. 3.1.4).    

Также, как и в случае со спросом, различают индивидуальное и рыночное предложение. Индивидуальное предложение – предложение отдельного производителя. Рыночное предложение – совокупность индивидуальных предложений данного товара. Рыночное предложение находится чисто арифметически, как сумма предложений данного товара разными производителями по каждой возможной цене. График рыночного предложения представляет собой сумму графиков предложения индивидуальных производителей, т.е. определяется путем горизонтального суммирования графиков индивидуального предложения.

Наши рекомендации