Потребности и экономические ресурсы общества. Выбор в экономике
Как известно, цель общественного производства – удовлетворение потребностей.Потребности – это осознанные запросы или состояние неудовлетворенности, нужды, которое человек стремится преодолеть. Одновременно потребности служат внутренним мотивом, побуждающим к экономической деятельности.
По своей структуре потребности многогранны и могут быть классифицированы по следующим критериям: 1) по сфере удовлетворения – материальные, духовные, социальные; 2) по назначению – производственные, непроизводственные; 3)по форме удовлетворения – индивидуальные, общественные; 4) по важности удовлетворения – первичные (предметы первой необходимости), вторичные (предметы роскоши, духовная и интеллектуальная деятельность).
Потребности людей безграничны,что означает: 1) стремление к их удовлетворению на более высоком уровне; 2) возникновение новых потребностей по мере удовлетворения существующих; 3) непрерывное возрастание и изменение структуры, количества и качества потребностей. Объективная необходимость роста и совершенствования человеческих потребностей с прогрессом производства и культуры нашла свое выражение в экономическом законе возвышения потребностей.Закон выражает одну из сущностных сторон прогресса человеческой цивилизации – возрастание и усложнение целенаправленной преобразовательной деятельности человека.
Для производства благ и услуг, идущих на удовлетворение безграничных потребностей людей, используются ресурсы. Ресурсы – это необходимые для создания экономических благ элементы, которые могут быть вовлечены в производственный процесс. Характеризуя ресурсы, экономисты традиционно выделяют: 1) природные ресурсы - потенциально пригодные для применения в производстве естественные силы и вещества (земля и ее недра, леса, вода и т.д.); 2) материальные ресурсы – все средства производства, созданные человеком; 3) трудовые ресурсы – активное население в трудоспособном возрасте, которое в «ресурсном» аспекте оценивается по профессионально-квалификационному и культурно-образовательному признаку; 4) финансовые ресурсы – денежные средства, вкладываемые в организацию и развитие производства; 5) информационные ресурсы – объем информации, необходимой в производстве.
Ограниченность ресурсов имеет относительный характер и заключается в том, что все имеющиеся в распоряжении любого общества ресурсы недостаточны для полного удовлетворения всех потребностей людей.
Редкость ресурсов вызывает необходимость их наилучшего, оптимального распределения между различными конкурирующими целями, их экономии, повышения эффективности использования и порождает проблему выбора. Необходимость выбора наилучшей комбинации ресурсов из альтернативных вариантов их использования с целью максимизации выгоды определяет мотивацию и поведение экономических субъектов.
Простейшей моделью отражающей проблему выбора в экономике является кривая производственных возможностей (КПВ),или трансформации.
Модель подразумевает ряд допущений, упрощающих реальную действительность:
1) экономика функционирует в условиях полной занятости;
2) объем используемых факторов производства остается постоянным;
3) технологии производства не изменяются;
4) все ресурсы общества затрачиваются на производство только двух товаров: - предметов потребления и - средств производства.
Кривая на рис. 7.2. - граница области производственных возможностей, или кривая трансформации, показывающая значения альтернатив максимально возможных объемов производства при полном использовании всех имеющихся ресурсов.
Рис. 7.2. Кривая производственных возможностей.
Отношения между потребителями и производителями регулируются при помощи законодательства о защите прав потребителей. Данное законодательство гарантирует государственную и общественную защиту интересов потребителей и определяет механизм реализации следующих основных прав: 1) право на выбор; 2) право на качество; 3) право на безопасность; 4) право на информацию; 5) право на возмещение ущерба.
Полезность – это субъективная оценка потребителем нужности блага, степень удовлетворения субъекта от потребления блага. Все устремления индивидуума направлены на максимизацию суммарной полезности, которую он извлекает при потреблении различных благ.
Правило максимизации полезности гласит: рациональный потребитель в рамках ограниченного бюджета осуществляет свои покупки так, чтобы каждый приобретенный товар принес ему одинаковую предельную полезность пропорционально цене этого товара.