Натуральное и товарное хозяйства

В экономической жизни общества исторически первой возникла натуральная форма хозяйства, в которой производство материальных благ и услуг было направлено непосредственно для собственного внутрихозяйственного потребления. Его характерными признаками являлись: слабое развитие общественного разделения труда; обособленность, замкнутость, самодостаточность; пребывание продукта в натуральной, естественной форме, когда он, не превращаясь в товар, образует фонд жизненных средств для текущего потребления и запасов; традиционализм, инертность, низкие темпы развития, обусловленные малоподвижными по объему и однообразными по качественному составу потребностями. Исторические модели натуральной формы хозяйствования: первобытная община, азиатская община, германская община (марка), славянская «задруга» и др.

Как противоположность натурального хозяйства зарождается рыночное (товарное) хозяйство – общественная форма организации производства, когда продукты производятся не для внутрихозяйственного, собственного, потребления, а для обмена посредством купли-продажи на рынке. Первое необходимое условие возникновения и развития товарного производства связано с общественным разделением труда, на базе которого происходит специализация производителей и возникает необходимость товарного, а затем и товарно-денежного обмена. Вторым необходимым и достаточным условием возникновения и функционирования товарного (рыночного) хозяйства является экономическое обособление товаропроизводителей как различных собственников.

Субъектная структура развитой рыночной экономики охватывает взаимоотношения между множеством субъектов, их поведение, цели, интересы, формы организации. Субъектами рыночной экономики являются: предприниматели; работники, продающие свой труд; конечные потребители; владельцы ссудного капитала; собственники ценных бумаг; торговцы и т д. Основные субъекты рыночного хозяйства. домашние хозяйства; предприятия (фирмы); финансовые институты (банки и т.п.); государство (правительство).

Как говорилось выше, домохозяйства обеспечивают производство и воспроизводство «человеческого капитала» в экономике. Главный мотив их деятельности – не наращивание прибыли, а максимальное удовлетворение личных потребностей.

Фирмы (предприятия) – это субъекты рыночной экономики, соединяющие различные факторы производства (труд, землю, капитал и предпринимательские способности) для производства и продажи продукта или услуги с целью получения максимальной прибыли. Фирмы осуществляют вложения собственного или заемного капитала, берут на себя риск и ответственность.

Финансовые институты обслуживают денежное обращение, регулируют движение денежных ресурсов, необходимых для нормального функционирования экономики.

Государство (правительство) обеспечивает правовую и социальную сферу для эффективного функционирования рыночной экономики, осуществляет регулирование различных сфер экономической жизни.

Рыночная экономика с точки зрения ее структуры и объектов купли-продажи представляет собой взаимодействие трех рынков:

• рынка потребительских благ (товаров и услуг);

• рынка ресурсов (труда, земли, капитала, предпринимательских способностей, информации);

• финансового рынка (денежный рынок, рынок ценных бумаг, валютный рынок).

Товар и его свойства

В теории товарного производства центральным является понятие товара. Однако товару как экономическому явлению и категории исторически и логически предшествовало понятие «благо». Благо – это все то, что заключает в себе определенный положительный смысл: предмет, услуга, продукт труда, удовлетворяющий определенную человеческую потребность и отвечающий интересам, целям, устремлениям людей. В теории А. Маршалла блага определяются как все желаемые нами вещи или вещи, удовлетворяющие человеческие потребности.

С точки зрения основополагающего экономического принципа редкости блага подразделяются на экономические и неэкономические (свободные). Любые вещи (или услуги), произведенные на основе редких ресурсов, называются экономическими благами. К ним относятся те желаемые блага, которые можно получить в количестве, ограниченном по сравнению с потребностями в них. Неэкономические (свободные) блага поступают в потребление по нулевой, или свободной, цене. Эти блага существуют в природе «свободно», доступны каждому и в количестве, достаточном для удовлетворения определенных потребностей человека (воздух, вода, свет и т.д.). В мире свободных благ редкость отсутствует. Однако понятие «свободные блага» является относительным: при определенных условиях экономического пространства и времени свободные блага превращаются в экономические (выражением этого являются распространенные в рыночной среде суждения типа «за все нужно платить», «бесплатным является только сыр в мышеловке» и т.п.).

Специфической экономической формой благ в условиях рыночной (товарной) экономики является товар – продукт труда, способный удовлетворить какую-либо потребность покупателя и обмениваться посредством купли-продажи. Товар обладает двумя свойствами: полезностью и возможностью обмена. Первое свойство конституирует (или образует) ценность товара в потреблении или потребительную стоимость товара; второе – ценность товара в обмене или меновую стоимость товара.

Полезность – способность экономического блага удовлетворять одни или несколько человеческих потребностей.

Полезность различна для разных людей. Картина Репина «Бурлаки на Волге» с практической точки зрения может быть «бесполезной», но приносит «пользу» для знатока искусства или для антиквара.

Полезность является основой стоимости. В течение XVIII и XIX вв. сформировались основные концепции экономистов по вопросу о стоимости товара.

А. Смит сводил стоимость к труду, затраченному на производство товара, к покупаемому труду (заработной плате), сумме заработной платы, прибыли и земельной ренты. Д. Рикардо и
Д.Р. Мак-Куллох определяли ее издержками производства, Ж.Б. Сэй – полезностью вещи,
Д. Лодердель – предложением и спросом. К. Маркс и Ф. Энгельс, рассматривая их полемику, сделали вывод, что стоимость есть вещная форма затрат общественного абстрактного труда и выражает отношение издержек производства к полезности. Длительный спор в экономической науке ведется и по величине стоимости товара, и, соответственно, его цене. А. Смит принимал за меру стоимости иногда рабочее время, необходимое для производства товаров, а иногда стоимость труда, Д. Рикардо – рабочее время на производство товара в относительно худших условиях производства. С. Сисмонди величину стоимости сводил к отношению между потребностью всего общества и количеством труда, которого достаточно, чтобы удовлетворить эту потребность. В работах П. Самуэльсона, Б. Кларка и других рассматривается формирование цены с учетом влияния предельных издержек как дополнительных издержек, связанных с производством дополнительной единицы товара (или дополнительного количества товаров). Фактически они рассматривают изменение цены в условиях воспроизводства.

Анализ всех этих взглядов позволяет выделить связь категорий «стоимость» и «ценность». Прежде всего отметим, что стоимость товара представляет собой частный случай проявления экономической ценности в определенных, исторически конкретных условиях.

Человечество не может существовать без экономической деятельности, а экономическая деятельность – без экономической ценности как единства цели и средства. В условиях товарного производства экономические ценности принимают форму стоимости. Экономическая ценность лежит в основе стоимости, являясь исходной категорией по отношению к стоимости.

Сущность ценности, ее субстанция – это определенная экономическая деятельность, которая включает цель (результат) и средство (затраты). Экономическая ценность есть в свою очередь единство результата (полезности) и затрат.

Ценность товара в потреблении есть способность товара удовлетворять ту или иную человеческую потребность.

Меновая ценность определяется способностью товара обмениваться на другие товары, количеством товаров, которые можно получить в обмен на данный товар.

Экономическая ценность – это единство экономической полезности блага и экономических затрат на его производство.

Ценностью обладают лишь ограниченные блага. Поэтому редкость (ограниченность) блага является элементом ценности.

Из того, что экономическая полезность благ зависит от степени их ограниченности, насыщения потребностей, следует, что рост производства благ не прямо пропорционален росту их экономической полезности, так как эти блага по мере увеличения их наличного количества обесцениваются, становятся менее ограниченными, относительно менее полезными.

Механизм взаимоограничения двух названных процессов основан на функциональной связи между полезностью и затратами: один и тот же прирост производства благ (и затрат ресурсов вместе с ним) одновременно вызывает и замедление роста экономической полезности благ, и ускорение роста экономических затрат.

Экономические затраты и экономическая полезность в единстве, образуя ценность, осуществляют принцип саморегулирования, присущий целесообразной деятельности вообще, экономической в частности.

Экономический субъект (отдельный производитель) не будет осуществлять затраты, если они не оправданы результатами, т.е. полезностью создаваемых благ. Отсюда следует, что предельные затраты, или затраты на последнее производимое благо, не должны превышать предельную полезность, или полезность этого последнего производимого блага.

Двуединый характер экономической ценности и стоимости теоретически воплотился в противоборстве трудовой теории стоимости и теории предельной полезности. Теория предельной полезности является кульминацией развития субъективистских теорий полезности, которые имеют давнюю историю и своими корнями восходят еще к Аристотелю. Родоначальник теории предельной полезности – немецкий экономист Г. Гессен.

Наряду с этой концепцией развивалась другая, так называемая затратная, которую представляли А. Смит, Д. Рикардо и др., сводившие стоимость к издержкам.

Однако противопоставление этих теорий выражает не только их взаимоотрицание, но и взаимообусловленность. Экономисты, независимо от того, стояли они на позициях «теории издержек» или «теории полезности», в большинстве не осознавали эту взаимообусловленность.

Тем не менее, начиная анализ стоимости с понятия издержек, они неизменно были вынуждены в конце концов обратиться к понятию полезности и, наоборот, начав с полезности, приходили к издержкам.

Основоположник современного направления в теории ценности и цен – известный английский экономист А. Маршалл – сделал попытку отойти от поисков единственного источника стоимости и соединил теорию предельной полезности с теорией спроса и предложения и с теорией издержек производства (затрат). Тем самым он осуществил поворот в экономической теории стоимости от субстанционного анализа к функциональному, т.е. единовременному определению взаимовлияния полезности, спроса -предложения, издержек и цены.

Наши рекомендации