Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов
Самостоятельная работа студентов является важным компонентом обучения. Цель самостоятельной работы студентов заключается в глубоком, полном усвоении учебного материала и в развитии навыков самообразования.
Самостоятельная работа студентов включает: ознакомление с содержанием настоящих методических рекомендаций; работу с нормативно-правовыми актами, учебной литературой; конспектирование текстов лекций; подготовку к семинарским занятиям; подготовку докладов, рефератов по вопросам, обсуждаемым на семинаре; отработку тем пропущенных семинарских занятий; подготовку ответов на вопросы для зачета и экзамена. Материалы самостоятельной работы должны представляться в виде конспектов, докладов, рефератов, материалов практических занятий.
Изучение дисциплины криминалистика осуществляется в процессе лекций, семинарских (практических) занятий, а также самостоятельной учебной работы.
На лекциях излагаются важнейшие и наиболее трудные вопросы дисциплины.
В процессе проведения семинарских (практических) занятий студенты приобретают дополнительные знания, более углубленно изучают отдельные, наиболее сложные проблемы курса, учатся излагать усвоенный материал, участвовать в дискуссиях, отстаивать собственную позицию, применять полученные знания для решения практических вопросов.. Целью семинарских (практических) занятий является закрепление материала, который дается студентам на лекциях, а также материала, изученного в ходе самостоятельной подготовки. Именно семинарские занятия во многом обеспечивают должное знание дисциплины и успешную сдачу зачета. Проведение семинаров призвано также определить уровень знания каждым студентом пройденного материала. На семинарских занятиях проводятся контрольные проверки знаний студентов (текущий контроль, рубежный контроль).
Подготовка студента к семинару ведется по плану, заранее выданному преподавателем. При подготовке к семинарским занятиям студенту необходимо: внимательно прочитать конспект лекции по теме занятия; изучить рекомендуемую нормативно-правовую и учебную литературу (основную и дополнительную), в которой содержится более подробная информация по учебной теме; продумать ответы по вопросам темы, быть готовым к дискуссии по спорным вопросам, вынесенным на семинарское занятие, что требует обдумывания аргументации и системы доказательств той точки зрения, которая, по мнению студента, является наиболее приемлемой. Если возникнут затруднения в понимании темы, следует определить круг неясных вопросов, которые можно обсудить на семинарских занятиях.
При работе с литературой в ходе самостоятельной подготовки к семинарским занятиям рекомендуется делать выписки наиболее важного для понимания данной темы материала, в частности, основных понятий, определений, а также положений, содержащих ответы на вопросы, затронутые в ходе лекций и семинаров. Большое внимание целесообразно уделить понятийному аппарату, поскольку он является основой изучаемого материала. Самостоятельная работа с литературой должна научить студентов выделять и запоминать наиболее важные положения, выработать у них творческий подход к пониманию теоретических проблем и их практических следствий, критическое отношение к отдельным концепциям и выводам, основанное как на логическом анализе, так и на результатах практической деятельности.
По каждой теме семинарского занятия имеется перечень рекомендуемой литературы. Необходимо отметить, что указанным перечнем вся литература по той или иной теме, безусловно, не исчерпывается. Студент может обратиться к преподавателю, ведущему семинарские занятия, и попросить рекомендовать ему дополнительную литературу.
В настоящих методических материалах предлагаются варианты задач, которые должны быть решены во внеаудиторное время, с последующим разбором правильности решения на семинарских занятиях.
При пропуске студентом семинарских занятий их темы должны быть отработаны индивидуально. Отработка по согласованию с преподавателем может состоять в подготовке конспектов, рефератов, письменных и устных ответов по отдельным вопросам.
Наиболее ответственным этапом в обучении является самостоятельная работа студента в период экзаменационной сессии. На ней студенты отчитываются о выполнении учебной программы, глубине и объеме полученных знаний. Специфической задачей работы студента в этот период обучения являются повторение, обобщение и систематизация всего материала, который изучен в течение учебного года. В основу повторения должна быть положена программа дисциплины.
В процессе самостоятельной работы студентам рекомендуется активнее использовать групповые и индивидуальные консультации у преподавателя по отдельным вопросам программы курса, по подготовке к семинару, к зачету, к экзамену.