В годы довоенных пятилеток развития народного хозяйства
В годы первой пятилетки процесс ценообразования осложнился массовым производством совершенно новой продукции, на которую необходимо было устанавливать цены. По некоторым отраслям машиностроения за год в номенклатуре изделий появилось от 50 до 70% новых видов машин и оборудования. Прейскуранты создавались в условиях, когда дело составления калькуляций заводской себестоимости не было достаточно четко разработано и унифицировано. Зачастую в прейскуранты включались изделия, только что освоенные производством, технология их изготовления была слабо проверена на практике, опыт составления калькуляций на эти изделия вообще отсутствовал. В большинстве случаев прейскуранты отпускных цен на новую продукцию разрабатывались с ориентировкой на аналогичные виды отечественной продукции или ввозимой из-за границы. В этот сложный период ломки старых прейскурантов и создания новых, когда многие методологические вопросы их построения еще не были разработаны, а основная трудность заключалась в правильном исчислении издержек производства, были созданы специальные межведомственные комиссии по исчислению себестоимости и прибыли в промышленности.
В октябре 1931 г. впервые в законодательном порядке было дано определение отпускной цены, четко установилась ее структура, слагавшаяся из коммерческой себестоимости, налога с оборота и прибыли. Немаловажное значение для практической работы по установлению себестоимости имело точно зафиксированное определение элементов коммерческой и заводской себестоимости продукции. Коммерческая себестоимость должна была включать следующие элементы: среднюю заводскую себестоимость идя данного производства; расходы на подготовку кадров; расходы по реализации и накладные расходы хозяйственного объединения. Заводскую себестоимость составляли: зарплата с начислениями; расходы на сырье и полуфабрикаты; расходы на топливо и электроэнергию; расходы на вспомогательные материалы; амортизационные отчисления; накладные расходы.
На основе этих директив в сложнейших условиях реконструкции всего производства стали разрабатываться новые прейскуранты отпускных цен, в которых учитывались издержки производства, но в практику они были введены лишь в начале второй пятилетки.
Начиная с 1923 г. наблюдалась тенденция к снижению отпускных цен промышленности.
Курс на снижение отпускных цен был заложен в первом пятилетнем плане и осуществлялся вплоть до 1931 г. Затем цены были повышены на 110,2%, причем главным образом за счет отраслей промышленности, производящих изделия личного потребления (группа «Б»), где повышение составило 134,2% по сравнению с 1930 г. В 1932 г. цены были повышены на 110,8% (по группе «Б» — на 130,5%). Если до 1929 г. разрыв между ценами на изделия личного и производственно-технического потребления неуклонно уменьшался, то в 1931 г. он резко возрос, а в 1932 г. достиг своей наивысшей точки, увеличившись более чем в 2 раза.
В первые годы пятилетки себестоимость промышленной продукции снижалась в процентах, близких к намечаемым по пятилетнему плану. Так, на 1929—1930 гг. проектировалось снижение себестоимости всей промышленной продукции на 7,5% (фактически она была снижена на 7,1%), причем снижение шло по отраслям как тяжелой, так и легкой промышленности.
В 1929—1930 гг. себестоимость была снижена по группе *А» на 7,2%, а по группе «Б» — на 7%. Но с 1931 г. себестоимость начинает расти в обеих группах. В 1931 г. она возрастает по группе «А» на 6,9%, а по группе <Б» — на 4,8%. В 1932 г. процент роста себестоимости еще выше (13,3%). Особенно высокий рост дала лесная промышленность. По данным Госплана СССР, себестоимость всей промышленности, исключая лесную, повысилась в 1932 г. на 8,1%. Чтобы выполнить план накопления и осуществлять индустриализацию страны запланированными темпами, наряду с мобилизацией средств из других источников решено было значительно повысить отпускные цены на продукцию отраслей легкой промышленности (группа «Б»), За годы первой пятилетки цены на изделия личного потребления были повышены на 112,9%. Уровень отпускных цен тяжелой промышленности остался почти без изменений (произошло лишь незначительное снижение - на 0,4%). Проведение политики сохранения в основном стабильных цен на продукцию тяжелой промышленности (уголь, металл, лес, машины) было вызвано необходимостью в известной степени блокировать рост себестоимости в тех отраслях промышленности, которые потребляли вышеперечисленную продукцию, т.е. в основном тоже в отраслях тяжелой промышленности. Таким образом, в голы первой пятилетки было нейтрализовано влияние государственных отпускных цен на повышение себестоимости; наоборот, пены частично обусловливали ее снижение.
Рост себестоимости при сохранении стабильности цен в отраслях тяжелой промышленности вызвал необходимость установления государственных бюджетных дотаций этим отраслям. Это мероприятие локализировало повышение себестоимости в трудоемких отраслях промышленности, не позволило ему распространиться на другие отрасли народного хозяйства. Сохранение низкого устойчивого уровня отпускных цен на металл, уголь, лес, несмотря на значительный рост себестоимости, оказало большое влияние на снижение себестоимости в отраслях машиностроения, где потреблялась в качестве сырья и топлива эта продукция, и имело немаловажное значение для технического перевооружения почти всех отраслей народного хозяйства.
Сохранение низких стабильных цен на продукцию группы «А» в это время являлось своеобразным методом перераспределения национального дохода на нужды индустриализации страны, технической реконструкции сельского хозяйства.
Следуя принятой партией и государством политике в области розничных цен, Совет Труда и Обороны в своем постановлении от 26 января 1930 г. для повышения реальной заработной платы считал необходимым снизить цены на ряд промышленных товаров массового потребления. Для исполнения этого постановления Наркомторг СССР с 16 февраля 1930 г. снизил во всех городах, пунктах новостроек и рабочих поселках розничные цены на хлопчатобумажные ткани на 9%, обувь — на 10%, готовое платье — на 8%.
Это было весьма ощутимое снижение, оказавшее благотворное влияние на повышение благосостояния городского населения, и в первую очередь рабочего класса, осуществлявшего грандиозные планы первой пятилетки. Такое снижение цен должно было обеспечить запроектированный на 1929—1930 гг. рост реальной заработной платы рабочих на 12%, тогда как в предшествующем году повышение заработной платы рабочих составило только 4% вместо 5,5%, предусмотренных по плану.
Среди причин, приведших к перевыполнению плана повышения реальной заработной платы рабочих в 1928—1929 гг., первое место занимают цены. Уже в первый год пятилетки в области цен план не был выполнен. Не только частный сектор дал повышение цен, обусловившее рост бюджетного индекса, по и по линии обобществленной торговли произошло повышение цен, несмотря на запроектированную стабильность.
Основной причиной роста цен в обобществленном секторе стал рост цен на сельскохозяйственные товары. Общий заготовительный индекс плановых заготовителей повысился на 10—11% (против 5% по плану). Особенно высоким был рост цен на частном рынке в первую очередь на сельхозпродукты, что, во-первых, привело к значительной перекачке средств в деревню, к ее «верхушечным», зажиточным группам, а во-вторых, сказалось на уровне реальной заработной платы рабочих, которые тогда в значительной степени пользовались услугами частного рынка.
Чтобы остановить наступление рыночной стихии и добиться резкого увеличения продовольственных фондов в руках государства, была усилена практика контрактации зерновых культур, которая в годы пятилетки осуществлялась очень быстрыми темпами, осваивая все большие площади посевов.
Политика контрактации стала важным фактором, содействующим социалистическим преобразованиям в деревне; коллективизация, в свою очередь, благоприятствовала быстрым темпам контрактации, что способствовало сначала стабилизации, а затем и снижению заготовительных цен на сельхозтовары. Но не только в этом положительное влияние контрактации. Главное состоит в том, что резко увеличились заготовки зерновых культур. В 1929—1930 гг. они возросли но сравнению с 1928—1929 гт. на 53 млн центнеров, а в 1930—1931 гг. — на 115 млн. центнеров.
Однако достигнутый уровень заготовок не удовлетворял все возрастающие нужды страны. Все осложнялось тем, что произошло значительное сокращение производства этих важнейших видов продовольственной продукции.
Отсутствие в руках государственной и кооперативной торговли достаточного количества продовольственных ресурсов привело к резкому повышению цен в сфере базарно-крестьянской торговли, которое во втором году первой пятилетки происходило на фоне цен, уже возросших почти на 40% в первом году пятилетки.
Преисполненное заботой о трудящихся, и в особенности о рабочем классе, советское государство пошло на повсеместное введение карточной системы распределения основных жизненно важных продовольственных товаров, которая затем, по существу, была распространена и на промышленные товары массового потребления, хотя по форме несколько отличалась от обычной карточной системы. Широкое распространение получили талоны на приобретение промышленных товаров, на заказы изделий через ателье и мастерские и т.д. При этой форме обеспечения продовольственными и промышленными то-
варами действовали наиболее низкие цены. Были установлены цены для коммерческой торговли. Они сильно превышали цены на товары по карточкам. Существовали цены образцовых универмагов, которые превышали уровень коммерческих. В основном на уровне коммерческих действовали цены на товары, реализуемые в деревне.
Особые цены устанавливались для Торгсина, представляющего собой систему торговли товарами за золото и иностранную валюту.
Таким образом, в годы первой пятилетки мы сталкиваемся с четырьмя видами розничных цен: нормального фонда для городов по карточкам коммерческой торговли; нормального фонда села; образцовых универмагов и Торгсина. При этом трудящиеся массы города вынуждены были широко пользоваться услугами базарно-крестьянской торговли для приобретения сельхозпродуктов, расходы на это в бюджете рабочих и служащих составляли в 1928—1929 гг. 27,4%, а в 1929-1930 гг. - 26,3%.
В результате плановая система цен испытывала величайший напор со стороны «вольного рынка». Частные цены через издержки обращения влияли на цены обобществленного сектора, т.е. заготовительные, а за ними росли розничные цены на все главнейшие продукты питания, за исключением розничных цен на хлеб ржаной и пшеничный, где особенно проявлялась регулирующая роль государства.
Каково же было положение с розничными ценами на промышленные товары народного потребления? И здесь мы сталкиваемся со значительным отставанием, а стало быть, с большим дефицитом промтоваров.
Это не могло не привести к повышению розничных цен в обобществленном секторе. Важнейшей причиной такого повышения было увеличение издержек производства и отпускных цен промышленных товаров, поскольку розничные цены в это время определялись путем торгово-транспортных накидок к отпускным ценам.
И если рост розничных цен в обобществленном секторе проходил в более или менее допустимых размерах, то на частном рынке мы наблюдаем рост стремительный. Так, цены в обобществленном секторе возросли меньше чем в 2 раза, а на частном рынке — почти в 8 раз.
По подсчетам Госплана СССР, крестьяне в результате роста заготовительных и базарных цен получили дополнительную выручку в размере 8 млрд. руб., а переплаты в связи с ростом розничных цен на промтовары составили только 4 млрд. руб. Поэтому неудивительно, что в условиях товарного голода при опережающем росте заработной платы рабочих и служащих, увеличении денежных доходов крестьян образовался большой разрыв между спросом и предложением на многие
промышленные товары массового потребления. И как результат — разрыв в ценах, сложившихся в обобществленной торговле и в частной.
В этих условиях государство вынуждено было пойти на повышение государственных розничных цен, чтобы привести денежные доходы населения в соответствие с наличием товарной массы. По постановлению Комитета цен при СТО от 27 января 1932 г. были подняты государственные розничные цены на ряд товаров (хлопчатобумажные ткани, швейные изделия, кожаная обувь, соль, спички, сахар, ржаной и пшеничный хлеб, масло, мясо, рыба, мыло и др.) на 27—200% в городе и на 14—107% на селе. Пленум ЦК ВКП(б), состоявшийся в конце сентября — начале октября 1932 г., резко осудил «самодеятельность», проявленную в центре и на местах, которая шла вразрез с принципиальной линией коммунистической партии и советского государства в области ценообразования. Пленум обратил внимание на ослабление дисциплины в проведении государственной политики цен и потребовал решительной борьбы со спекулятивным вздуванием цен, расценивая это как порождение нэпа.
Требованиями неукоснительного осуществления политики партии и правительства в области розничных цен и решительной борьбы с нарушениями этой политики обусловлено специальное решение октябрьского (1931 г.) Пленума ЦК ВКП(б) «О развертывании советской торговли и улучшении снабжения рабочих». Уже сам факт, что такой высокий партийный форум обсуждал этот вопрос, показывает, насколько большое значение придавала партия этой проблеме.
Придерживаясь политики систематического снижения цен на товары, Пленум одобрил решение Комитета цен при СТО о снижении в среднем на 30% коммерческих цен и об ограничении торговли по коммерческим ценам специальной сетью государственных магазинов, утверждаемой СТО. Как видно из самого постановления Комитета цен при СТО, снижение цен распространялось на товары наиболее широкого потребления: мясопродукты, молочные и рыбные товары, фрукты, сахар, хлопчатобумажные ткани, швейные изделия, обувь, трикотаж и т.д.
Снижение цен началось с 1 ноября 1931 г. Был установлен твердый порядок, при котором изменение цен в коммерческих магазинах могло производиться только с разрешения Комитета цен при СТО.
В целях содействия колхозам, колхозникам и единоличным трудящимся крестьянам в деле развертывания торговли продуктами своего сельскохозяйственного производства ЦИК и СНК СССР своим совместным постановлением, дополняющим постановление ЦК ВКП(б) и СПК СССР от 20 мая 1932 г., отменили все существовавшие республиканские и местные налоги и сборы с торговли колхозов, колхозников и трудовых крестьян-единоличников этими продуктами. В постановлении указывалось, что их торговля ведется по ценам, складывающимся на рынках.
Что же касается торговли колхозных объединений сельхозпродукцией, то она должна была производиться по ценам, не превышающим среднекоммерческие в государственной торговле.
Этим постановлением запрещалось открытие магазинов и лавок частными торговцами и предлагалось «всячески искоренять перекупщиков и спекулянтов, пытающихся нажиться за счет рабочих и крестьян».
Значительное снижение цен в коммерческой торговле, курс на всемерное развертывание колхозной торговли, полное вытеснение частника из сферы товарообмена, решительная борьба с проявлениями нэпмановского духа в государственной и кооперативной торговле — все эти меры, осуществленные партией и правительством в последние годы первой пятилетки, были направлены на ликвидацию многоступенчатости цен в розничной торговле, на последовательное осуществление провозглашенной первым пятилетним планом политики в области цен и ценообразования.
Решающую роль в разработке ценностных показателей второго пятилетнего плана имели директивы XVII конференции ВКП(б) по составлению второго пятилетнего плана (1933—1937 гг.), принятые в январе - феврале 1932 г. при рассмотрении первого варианта плана второй пятилетки.
В 1932 г. в соответствии с директивами XVII партконференции Госплан СССР издал Основные указания к составлению второго пятилетнего плана народного хозяйства СССР (1933—1937 гг.). В них были определены задачи плана в области ценообразования в связи с проблемой накопления в промышленности, заключавшейся в постоянном росте производительности труда, обгонявшем рост заработной платы, и снижении себестоимости. Эти задачи также требовали дальнейшего развертывания советской торговли, борьбы с попытками перехода к непосредственному продуктообмену и снижения отпускных и розничных цен.
В указаниях Госплана СССР подчеркивалось, что вопросы накопления для каждой отрасли должны прорабатываться в полной увязке с проектированием себестоимости и отпускных цен. Ставилась также задача скорейшей ликвидации убыточности отдельных отраслей промышленности и повышения роли собственных накоплений в возмещении затрат по приросту оборотных средств и капиталовложениям во всех отраслях народного хозяйства.
Для разработки вопросов ценообразования во втором пятилетием плане была образована Комиссия по ценам под руководством заместителя председателя Госплана СССР. Программа работ по ценам, утвержденная этой Комиссией 14 июня 1932 г., состояла из двух этапов.
Первый этап заключался в подведении итогов за первую пятилетку: изучении динамики отпускных цен промышленности, планово- заготовительных цен по важнейшим сельскохозяйственным культурам и продуктам, исчислении индексов розничных цен обобществленной торговли за период 1928—1932 гг., исследовании влияния налогов, бюджетных наценок и других финансовых факторов на уровень цен отдельных отраслей промышленности и отдельных товаров, анализе структуры цен основных промышленных и сельскохозяйственных продуктов и по важнейшим отраслям промышленности, исследовании влияния цен на себестоимость промышленной продукции, изучении перераспределительных функций цен и ряда других вопросов.
Следующий этап работы заключался в подготовке плана второй пятилетки в области цен. Первоочередной считалась задача выявления возможного снижения цен отдельно на промышленные товары (заготовительные и розничные цены) в результате снижения себестоимости и издержек обращения.
Программа включала также исследование влияния сниженного уровня розничных цен на уровень благосостояния рабочих и колхозного крестьянства и изменения заготовительных цен на продукцию сельского хозяйства, на доходность колхозов; исследование проблемы унификации цен по различным направлениям (кооперативные и коммерческие цены, цены в городе и селе и т.д.); путей ликвидации убыточности во всех отраслях промышленности и в совхозной системе во втором пятилетии; перераспределительной функции цен; проблемы районной дифференциации цен в связи с размещением производительных сил во втором пятилетии.
Для реализации указанной программы был создан специальный государственный орган, подведением итогов изменения отпускных цен и их проектированием на второе пятилетие занималась организованная в мае 1932 г. бригада по промышленным ценам. В ее состав входили сотрудники основных промышленных секторов и финансового сектора Госплана СССР, а также промышленных наркоматов, Наркомснаба, Центросоюза и I IКФ СССР.
Подведение итогов первой пятилетки и проектирование на второе пятилетие розничных и заготовительных сельскохозяйственных цен было возложено на Управление планирования фондов и торговли Госплана СССР.
Таким образом, в процессе подготовки второго пятилетнего плана разрабатывались проекты изменения в течение пятилетки отпускных, розничных и заготовительных цен. Работа проводилась аппаратом Госплана СССР по специально утвержденной программе и с широким привлечением ведомств. Предполагался также расчет ряда плановых показателей не только в неизменных ценах, но и в ценах соответствующих лет.
Принятый в плане размер снижения издержек производства и обращения должен был обусловить снижение розничных цен в обобществленной торговле на 35%. По финансовому плану второй пятилетки в 1937 г. на снижение розничных цен в обобществленной торговле должно было быть направлено 28,6 млрд. руб., а в целом за пять лет — 55 млрд. руб.
Изменения в системе отпускных цен во втором пятилетнем плане в расчет не принимались. Финансовая программа плана второй пятилетки предусматривала только финансирование снижения розничных цен. В то же время она была рассчитана на рост прибылей промышленных предприятий в 3,8 раза (без учета налога с оборота), на значительное повышение рентабельности всех отраслей промышленности.
Как подчеркивалось выше, в процессе подготовки плана ставился вопрос о необходимости ликвидации убыточности и госбюджетной дотации в тяжелой промышленности, что в значительной степени было осуществлено во время реформы отпускных цен 1936 г.
Во втором пятилетнем плане стоимостные показатели (рост национального дохода, валовой продукции промышленности, товарооборота, план снижения себестоимости и т.д.) планировались в неизменных ценах 1926—1927 гг., в ценах 1932 г. или в ценах плана 1933 г. Исключение было сделано только для плана капитальных работ по отраслям народного хозяйства и по промышленным наркоматам.
С 1928 по 1932 г. Госплан СССР провел большую работу по анализу динамики отпускных цен в связи с подведением итогов первой пятилетки и составлением плана на вторую пятилетку.
Были исчислены индексы отпускных цен государственной промышленности в целом по группам «А» и «Б»-, а также по отдельным отраслям этих групп. Анализ этих индексов показал, что отпускные цены промышленности в целом за пятилетие повысились примерно на 27%, в том числе по группе «А» (средства производства) снизились на 0,4%, а по группе «Б» (изделия широкого потребления) повысились на 112,9%.
Тенденция к повышению индексов отпускных цен, ставшая очевидной в последние годы первой пятилетки, и соотношения отпускных цен групп «А» и «Б», сложившиеся в это же время, имели место и во второй пятилетке вплоть до пересмотра отпускных цен в 1936 г.
Политика стабильности отпускных цен в тяжелой промышленности продолжалась в первые годы второй пятилетки. Годовые планы на 1933 и 1934 гг. не предусматривали никакого изменения отпускных цен на продукцию тяжелой промышленности. Фактическое изменение отпускных цен за эти годы было незначительным.
В отраслях группы «Б» произошло новое значительное повышение цен, но, поскольку индексы отпускных цен в это время не исчислялись, представить погодовую динамику отпускных цен как но промышленности в целом, так и по отдельным ее отраслям не представлялось возможным.
Для действенности хозрасчета, создания условий рентабельной работы отраслей промышленности и ведущих предприятий особо важное значение приобретали цены, приближенные к своей основе — общественной стоимости. Таким образом, назрела необходимость пересмотра отпускных цен в тяжелой промышленности. В истории ценообразования 1935 г. стал периодом подготовки такого пересмотра, осуществленного с 1 апреля 1936 г,
В качестве исходной базы для построения отпускных цен в ходе пересмотра была принята плановая себестоимость 1935 г., скорректированная с учетом задания по снижению себестоимости в 1936 г. на 4%. К этому времени в значительной мере было упорядочено дело калькулирования себестоимости промышленной продукции.
Реформа отпускных цен в тяжелой промышленности ликвидировала в основном государственные бюджетные дотации, повысив общий уровень отпускных цен в среднем на 45,6%.
Ликвидация дотаций, укрепляя финансовую систему Советского государства, создавала возможность более полного выявления в денежном выражении всей суммы общественных затрат в каждой отрасли промышленности, на каждом предприятии. При установлении отпускных цен исходили из того, что предприятия со средним для данной отрасли уровнем издержек производства должны иметь прибыль. При проведении реформы в основу был положен принцип возмещения в ценах текущих затрат на производство продукции.
Отпускные цены устанавливались на уровне безубыточности отраслей и их ведущих предприятий. В окончательной корректировке в результате успешного выполнения плана 1935 г. по снижению себестоимости продукции средняя рентабельность по отраслям промышленности уже в 1936 г. составила 1,5—3%.
В среднем по 11аркомтяжпрому СССР в результате реформы цены повышались на 45,6%, по Наркомлесу СССР — на 25,5%. На уголь цены повышались на 98,2%, на продукцию черной металлургии — на 80,5%,
на железную и марганцевую руды — на 73,9%. На минеральное сырье отпускные цены были повышены па 56,1%, на продукцию химической промышленности — от 22,7 до 52%.
При пересмотре оптовых цен на продукцию тяжелой промышленности ставилась также задача установления более правильного соотношения цен на отдельные виды промышленной продукции. В ряде отраслей производства цены на новую продукцию становились преобладающими в прейскурантах.
Новые прейскуранты отпускных цен учитывали необходимость использования цены в целях экономного расходования материалов, топлива и электроэнергии, внедрения в ряде отраслей заменителей дефицитных материалов, перехода на местные виды сырья и топлива, а также устранения излишне дальних перевозок. Они подчинялись принципу единых отпускных цен на одинаковую продукцию в пределах отдельных экономических районов или Советского Союза в целом независимо от ведомственной подчиненности предприятия. Так устранялся существовавший разнобой в отпускных ценах на одинаковые виды сырья, полуфабрикаты и материалы.
Единая отпускная цена на одинаковую продукцию способствовала укреплению хозрасчета, являлась важным стимулом для снижения себестоимости на отстающих предприятиях, содействовала рациональной организации системы кооперирования и снабжения. Для обеспечения нормальных условий хозяйственной деятельности отдельных предприятий отрасли, находящихся в разных хозяйственных условиях и различающихся технической вооруженностью, наркоматы устанавливали особые расчетные цены за сдаваемую продукцию отраслевым сбытовым организациям с обязательным сохранением единых отпускных цен при реализации продукции сбытовыми органами.
В новых прейскурантах отпускных цен предусматривались твердые штрафные скидки в зависимости от качества и сортности продукции. Новые прейскуранты существенно улучшали ценообразование, в известной мере позволяя государственным плановым ценам оказывать влияние на организационно-хозяйственную деятельность промышленности, способствовали борьбе с бесхозяйственностью и потерями, осуществляли контроль за мерой труда и потребления.
Изучение динамики себестоимости и проблем ценообразования в период второй пятилетки дало возможность экономистам в то время сделать выводы о том, что идет неуклонный процесс снижения себестоимости промышленной продукции на основе технического перевооружения промышленности, модель цены целесообразно строить на базе текущих издержек производства и исходя из этого необходимо про
водить политику снижения отпускных цен как стимулирующего фактора развития экономики.
В январе 1937 г. были снижены цены на целый ряд изделий и материалов, идущих главным образом на капитальное строительство; некоторые виды проката, метизы, строительные материалы, а также черные металлы.
В 1937 г. несколько повысили цены на нефть и электроэнергию с целью усиления экономии в расходовании горючего и энергии. В целом в 1937 г. отпускные цены на продукцию тяжелой промышленности были снижены на 573 млн. руб. При этих изменениях в уровне опускных цен тяжелой промышленности, произошедших в 1936—1937 гг., почти все отрасли тяжелой промышленности стали рентабельными.
В 1937 г. убыточными по плану оставались такие отрасли тяжелой промышленности, как торфяная (-6,9%), сланцевая (-2,9%) и цветная металлургия (-0,14%), но, помимо плана, убыточной оказалась и каменноугольная промышленность (-6,2%).
Проблема установления розничных и заготовительных цен, как и в годы первой пятилетки, оставалась самой сложной из всего комплекса вопросов, связанных с повышением уровня жизни народа. Вот почему политика партии и правительства оставалась в этой области неизменной: путем снижения розничных цен добиться роста реальной заработной платы трудящихся и, пользуясь таким рычагом, как заготовительные цены, добиться увеличения доходов колхозов и колхозников, стимулировать производство продуктов питания и сырья для легкой и пищевой промышленности. Эта линия была четко определена XVII съездом ВКП(б), который принял решение о снижении розничных цен к концу второй пятилетки по сравнению с уровнем 1933 г. на 35%.
В плане было сказано: «Значительное снижение себестоимости во всех отраслях народного хозяйства и снижение издержек обращения в советской торговле создают базу для снижения общего уровня розничных цен».
Снижение цен на продовольственные и промышленные товары было запроектировано Госпланом СССР в следующих размерах (в %):
По городу | По селу | В целом | |
Продовольственные товары | 35,2 | 32,0 | 34,5 |
Товары ширпотреба | 33,1 | 38,1 | 35,3 |
В том числе товары кустарно- промышленной кооперации | 36,1 | 36,6 | 36,1 |
Снижение цен на продукцию общественного питания намечалось в размере 15%.
Рассматривая политику государства в области розничных цен на период второй пятилетки, необходимо иметь в виду, что речь шла главным образом о снижении цен в сфере ненормированной государственной торговли.
Большое внимание во втором пятилетнем плане уделялось проблеме снижения рыночных цен, так как рынок в то время являлся важнейшим источником снабжения населения продовольственными товарами.
Вторым пятилетним планом предусматривалось развитие этого процесса. В нем было записано: «Дальнейшее развертывание ненормированной государственной торговли продовольственными продуктами с постепенным снижением цен на них при наличии в руках государства крупных ресурсов продовольствия, развертывание децентрализованных заготовок, проводимых кооперативными и государственными организациями по конвенционным ценам, и заключение длительных договоров с колхозами и колхозниками, кооперативными и государственными организациями, активизация работы сельской кооперативной сети в закупках сельскохозяйственных продуктов будут действовать в направлении резкого снижения базарных цен».
Взятый партией и правительством курс на значительное снижение розничных цен против уровня 1933 г. мог быть реализован лишь при наличии у государства огромных ресурсов продовольственных и промышленных товаров, что, в свою очередь, зависело от состояния сельскохозяйственного производства в стране. Тогда оно являлось практически единственным поставщиком продовольствия для населения и сырья для легкой и пищевой промышленности.
В решении этой важнейшей социальной и народно-хозяйственной задачи заготовительным ценам отводилось особое место. Заготовительные цены выдвигались на передний край борьбы за интенсификацию сельскохозяйственного производства и создание необходимых продовольственных и сырьевых ресурсов.
Известно, что в годы первой пятилетки контрактация являлась основным методом заготовок сельхозпродуктов, однако ввиду низкого уровня контрактационных цен она не только не стимулировала рост сельскохозяйственного производства, но тормозила его дальнейшее развитие. Более того, намечалась тенденция к снижению объемов заготавливаемого хлеба. Особенно это проявилось в хлебозаготовительной кампании 1932 г. В этих условиях наиболее целесообразной являлась замена системы контрактации системой обязательных поставок государству важнейших продуктов сельскохозяйственного производства, что и было осуществлено.
Переход к новой системе заготовок стал осуществляться в начале второй пятилетки. 19 декабря 1932 г. СНК СССР и ЦК ВКП(б) постановили: «Отменить существующую договорную (контрактационную) систему заготовок молока, масла и сыра и установить в порядке налога для всех имеющихся коров единоличных хозяйств и колхозных дворов обязательную поставку (сдачу) молока государству по установленным государственным ценам».
19 января 1933 г. была отменена контрактационная система заготовок зерновых культур и установлены имевшие силу налога твердые обязательства но сдаче зерна государству по установленным государственным ценам. Тогда же была отменена контрактационная система заготовок шерсти и установлены твердые обязательства по сдаче шерсти государству по государственным ценам. В феврале 1933 г. были введены поставки государству картофеля и подсолнечника.
Введенные обязательные поставки отвечали интересам не только государства, которое таким образом удовлетворяло потребность в важнейших продуктах сельхозпроизводства, по и интересам колхозов и колхозников. После выполнения обязательных поставок по твердым ценам, установленным государством, они имели возможность оставшуюся товарную продукцию продавать по повышенным заготовительным ценам или реализовывать на рынке по более высоким местным ценам,
5 февраля 1933 г. было принято постановление Комитета по заготовкам сельскохозяйственных продуктов при СТО «Об утверждении предельных заготовительных цен для децентрализованных заготовок сельскохозяйственных продуктов». Цены устанавливались отдельно для каждой республики, края и области, причем допускались дифференцированные цены (в пределах средней) по отдельным районам внутри самих республик, краев и областей.
Однако переход от системы контрактации к обязательным поставкам зерна не сопровождался повышением заготовительных цен. Лишь в 1935 г. цены на зерновые культуры были увеличены на 10%, в 1936 г. на 25% были повышены заготовительные цены на пшеницу.
Что касается закупочных цен, то они были значительно выше цен обязательных поставок. Так, например, если заготовительная цена в 1936 г. за 1 Ц. пшеницы в Западной Сибири составляла 8 руб. 15 коп., то закупочная цена равнялась 10 руб. 55 коп.; в Украинской ССР — соответственно 10 руб. 5 коп. и 13 руб. 20 коп.
В отличие от системы заготовок зерновых культур технические культуры заготавливались, как и прежде, в порядке контрактации, но по ценам, в несколько раз превышающим прежний уровень. Так, заготовительная цена на хлопок-сырец возросла с 30 руб. 51 кои. за центнер до 115 руб., льноволокно — с 46 руб. 96 коп. до 150—175 руб., пенька — со 170 руб. до 200 руб. К тому же были установлены премии-надбавки за сверхплановую урожайность и за увеличение сданной государству продукции, что благотворно сказывалось на увеличении производства этих важнейших видов сельскохозяйственного сырья для легкой промышленности.
Практически неизменными оставались заготовительные цены на продукцию животноводства.
Динамичное развитие сельскохозяйственного производства, наличие в руках государства значительных продовольственных ресурсов и сырья для легкой и пищевой промышленности образовали платформу для решения других важных социальных проблем, в том числе проблемы розничных цен.
Одновременно с карточной системой снабжения населения товарами широкого потребления во второй пятилетке существовало несколько уровней розничных цен на одни и те же товары: нормальных (пайковых) повышенных (коммерческих). Разница между ними была огромной. Так, коммерческие цены на ржаной хлеб в Москве и Ленинграде, по данным на 1 октября 1933 г., были в 20 раз выше нормальных, на масло животное — в 5,3 раза, на сахар в среднем по стране — в 6,1 раза.