СССР в послевоенные годы: восстановление и развитие народного хозяйства и общественная жизнь

Послевоенная экономика: основные проблемы и тенденции развития. Перестройка экономики в период мирного развития осуществлялась в сложных условиях:

1. война принесла многочисленные людские жертвы: около 27 млн. человек погибли в боях за Родину и в фашистском плену, умерли от голода и болезней; миллионы стали инвалидами;

2. военные действия на территории страны нанесли огромный ущерб народному хозяйству: страна потеряла около 30% национального богатства, разрушено огромное количество промышленных предприятий, большой ущерб причинён топливно-энергетической базе страны и транспортной сети, разрушен жилой фонд в западной части РСФСР, по технической вооружённости сельское хозяйство отброшено на уровень первой половины 30-х гг.;

3. страна понесла огромные культурные потери.

Первоочередной хозяйственной задачей являлся перевод народного хозяйства на мирный путь развития, для чего было необходимо:

— определить новые пропорции между отраслями;

— переориентировать значительную часть военного производства на выпуск мирной продукции;

— сократить военные расходы.

Восстановительный период в истории советского народного хозяйства в полном объёме начался в 1946г. При рассмотрении четвёртого пятилетнего плана (1946—1950 гг.).

Наиболее трудным в послевоенном развитии промышленности явился 1946 г. Для переключения предприятий на выпуск гражданской продукции менялась технология производства, создавалось новое оборудование, велась переподготовка кадров. Принятый на первой сессии Верховного Совета СССР второго созыва (март 1946 г.) закон о пятилетнем плане ставил следующие задачи:

— восстановить довоенный уровень развития промышленности и сельского хозяйства;

— отменить карточную систему;

— повысить заработную плату;

— всемерно расширять массовое жилищное и культурно-бытовое строительство.

Одновременно (с декабря 1945 г.) стала осуществляться засекреченная программа — создание новых видов вооружения. Общее руководство этой программой было возложено на Первое Главное управление при Совете Министров СССР, во главе которого стоял Л. П. Берия. Кроме того, в основном к 1947 г. закончилась демилитаризация экономики, которая сопровождалась одновременно модернизацией военно-промышленного комплекса.

Другой приоритетной отраслью была тяжёлая промышленность, главным образом машиностроение, металлургия, топливно-энергетический комплекс. Заложены основы атомной энергетики и радиоэлектронной промышленности. Новые предприятия возникали на Урале, в Сибири, в республиках Закавказья и Средней Азии. Вступила в строй «Запорожсталь». В рекордные сроки была восстановлена крупнейшая электростанция в Европе — Днепрогэс.

В целом за годы 4-й пятилетки (1946—1950) промышленное производство в стране выросло и в 1950 г. превзошло довоенные показатели на 73%, чему способствовали:

— высокие мобилизационные возможности директивной экономики, сохранявшиеся в условиях экстенсивного развития (за счёт нового строи­тельства, дополнительных источников сырья, топлива и т. д.);

— репарации с Германии (4,3 млрд. долл.);

— бесплатный труд заключённых ГУЛАГа (8—9 млн. чел.) и военнопленных (1,5 млн. немцев и 0,5 млн. японцев);

— перераспределение средств из лёгкой промышленности и социальной сферы в пользу индустриальных отраслей;

— конфискационная денежная реформа 1947 г., в ходе которой около трети наличной денежной массы не было обменено на новые дензнаки;

— вынужденное приобретение облигаций государственного займа.

Капиталистический мир на рубеже 40—50-х гг. вступил в эпоху научно-технической революции, социалистическая же директивная экономика оказалась невосприимчивой к новейшим научно-технологическим достижениям. За исключением отдельных военных отраслей — атомной (создание советской атомной бомбы в 1949 г.), ракетной и некоторых других, широко использовавших трофейную и западную техническую документацию, экономика оставалась на довоенном техническом уровне.

Экономика развивалась экстенсивным путём: росли капиталовложения в новое строительство, вовлекались в производство дополнительные сырьевые, энергетические, людские ресурсы. Лёгкая и пищевая промышленность финансировались по остаточному принципу и не обеспечивали потребностей населения. Темпы роста производительности труда в послевоенные годы составляли 6% в год.

Критическим было положение в сельском хозяйстве. Засуха 1946 г. и последовавший за ней голод 1947 г. истощили производительные силы деревни. Отчасти сыграл свою роль и катастрофический провал опыта «дробного управления» (каждый колхоз, подчинённый с начала 1946 г. одновременно Совету по делам колхозов и трём министерствам, должен был выращивать многие культуры, что не всегда соответствовало местным возможностям).

Правительство решило «прибрать к рукам» крестьянство, контроль за которым в годы войны был до известной степени ослаблен. Развёрнута широкая кампания по развитию в колхозах сети партийных ячеек.

В феврале 1947 г. пленум ЦК партии обсудил вопрос «О мерах подъёма сельского хозяйства в послевоенный период». В решениях пленума предусматривалось: увеличение поставок сельскохозяйственных машин, повышение культуры земледелия, строительство водоёмов в степных и лесостепных районах.

В 1947—1948 гг. правительство прибегло в отношении колхозников к мерам принуждения. Два указа, принятые 4 июня 1947 г. и близкие по духу и букве к знаменитому закону от 7 августа 1932 г., предусматривали от пяти до двадцати пяти лет лагерей за всякое «посягательство на государственную или колхозную собственность».

Правительство продолжало курс на жёсткое ограничение личного крестьянского хозяйства и перекачку ресурсов из деревни в город. В 1946—1949 гг. были сокращены приусадебные участки и более 10 млн. гектаров земель «возвращены» в колхозный фонд. Личное хозяйство крестьян обложено непомерными натуральными налогами. Торговать на рынке крестьянин мог только после выполнения колхозом плана поставок государству. Крестьяне должны были отработать в колхозе обязательный минимум трудодней, почти не получая за это натуральной оплаты. Не имея паспорта, крестьянин не мог самовольно покинуть деревню.

В конце 1949 г. экономическое и финансовое положение колхозов настолько ухудшилось, что правительству пришлось разработать ряд реформ. В 1950 и 1951 гг. проводились дискуссии о сельскохозяйственной политике и мерах, которые было необходимо принять. Отвечавший за аграрную политику Андреев был заменён другим «специалистом» по сельскому хозяйству, Н. С. Хрущёвым.

Хрущёв опубликовал в «Правде» план укрупнения колхозов, который исходил из тех же целей, что и реорганизация внутриколхозной производственной структуры: усилить политический и экономический контроль на селе. В течение нескольких лет число колхозов уменьшилось с 255 до 94 тыс. Это сокращение сопровождалось новым и значительным уменьшением индивидуальных наделов крестьян.

В конце 40-х гг. в западных областях Белоруссии и Украины, в республиках Прибалтики, в Правобережной Молдавии проводится массовая коллективизация, которая сопровождается репрессиями и депортациями населения. Произошла ликвидация большого числа хуторских хозяйств, их население сослано в Сибирь, Казахстан и Среднюю Азию.

К концу пятилетки восстановление сельского хозяйства было в основном завершено. Однако многие проблемы оставались нерешёнными: сохранялась зерновая проблема, не хватало сырья для лёгкой и пищевой промышленности, имелось много отстающих колхозов.

Определённые изменения произошли и в социальной структуре общества. Во время войны места у станков заняли женщины, многие и после войны продолжали работать. Тем не менее, наблюдалась резкая нехватка рабочей силы и в связи с этим — высокая текучесть кадров. Это приводило к дезорганизации производства и низкой производительности труда.

Обновление рабочего класса за счёт притока сельских жителей сопровождалось заметным социальным продвижением квалифицированных рабочих и молодых горожан. С 1947 по 1953 г. около 4 млн. человек получили высшее и среднее специальное образование.

Увеличивались масштабы жилищного и культурно-бытового строительства. Однако темпы роста строительных работ отставали от роста городского населения. В начале 50-х гг. нехватка жилья превратилась в острую жилищную проблему.

Итогами восстановительного периода стали: отмена карточной системы, введение в строй 100 млн. м2 жилой площади, увеличение количества общеобразовательных школ, расширение сети вузов (превышена довоенная численность студентов), успешная разработка многих фундаментальных вопросов науки и техники.

Возврат к модели развития 30-х гг. вызвал значительные экономические потрясения, резко ухудшившие в 1951 — 1953 гг. все хозяйственные показатели и создавшие серьёзную напряжённость в обществе. Период 1945—1953 гг. следует считать логическим завершением, итогом экономической и политической линии, проводившейся после нэпа.

В 1948 г. были созданы лагеря «специального режима», в которых в очень тяжёлых условиях содержались лица, осуждённые за «антисоветские» или «контрреволюционные акты». У этих людей не оставалось никаких иллюзий относительно системы. Они, как правило, прошли военную службу, умели обращаться с оружием и имели совершенно другой жизненный опыт и мировосприятие по сравнению с «врагами народа» 30-х гг. — интеллигентами, партийными функционерами и хозяйственниками, убеждёнными в том, что их арест — результат ужасного недоразумения. Способные сопротивляться давлению «уголовников», которые при пособничестве администрации всегда терроризировали «политических», эти «новые заключённые» превратили некоторые «спецлагеря» в настоящие очаги восстания и политического сопротивления.

Таким образом, в послевоенные годы продолжается дальнейшее развитие командно-административной системы и репрессивной политики, ужесточение режима в общественной и культурной областях.

Наши рекомендации