Размеры производства и специализация организации

Специализация означает уровень развития производительных сил и разновидность деятельности организации. Специализация отражает преимущественное развитие той или иной отрасли на предприятии. Она показывает отраслевую структуру производства, а ее уровень определяется по товарной продукции, т.к. общественное разделение труда характеризуется той продукцией, которая идет за пределы предприятия. Уровень специализации выражается удельным весом товарной продукции отраслей в стоимости всей продукции.

Основные экономические показатели, характеризующие размер и специализацию хозяйства: коэффициент специализации, уровень специализации, направление специализации.

Таблица №18

Определение уровня и направление специализации

Показатель 2009г. 2010г. 2011г.
Товарная продукция, тыс. руб. Удельный вес, % Товарная продукция, тыс. руб.   Удельный вес, % Товарная продукция, тыс. руб. Удельный вес, %
Зерновые и зернобобовые культуры 12,1 1,3 1,8
Картофель 1,9 0,5 - -
Овощи открытого грунта - - 0,3 - -
Прочая продукция растениеводства     0,5    
Итого продукция растениеводства 2,6 1,8
КРС 31,1 19,2

Продолжение Таблицы №18

Молоко 52,5 63,9 58,6
Свиньи 0,5 0,1 0,2
Лошади 0,4 0,1 0,2
Прочая продукция животноводства 1,5 7,2
Итого продукция животноводства 97,4
Итого сельскохозяйственная продукция
Коэффициент специализации 0,4 0,4 0,4
Уровень специализации средний средний средний
Направление специализации молочное молочное молочное
                 

По данным таблицы видно, что наибольший удельный вес в структуре товарной продукции занимает молоко и молочная продукция (в 2009г-52,5%, в 2010г-63,9%, в 2011г-58,6% ). Коэффициент специализации, рассчитанный по формуле (1) равен 0,4 и на протяжении 3 лет не меняется, делаем вывод, что уровень специализации организации средний, направление производства – молочное.

Товарность продукции

Товарная продукция - объем продукции предприятия, произведенной в данном периоде и предназначенной к реализации на сторону, за пределы предприятия, подготовленной к передаче в народнохозяйственный оборот. Продукция товарная включает произведенные всеми основными, вспомогательными, подсобными и побочными цехами предприятия готовую продукцию, отпущенные в данном периоде на сторону полуфабрикаты и выполненные по заказам других предприятий и организаций работы промышленного характера (услуги) на сторону. В отличие от валовой продукция товарная не включает изменения остатков незавершенного производства, а также полуфабрикатов своего изготовления, предназначенных к использованию в цехах для производственного потребления.

Таблица№19

Расчет товарной продукции

    Продукция 2009 г 2010г 2011 г
Валовая продукция, тыс. руб. Товарная продукция, тыс. руб. Товарность продукции, % Валовая продукция, тыс. руб. Товарная продукция, тыс. руб. Товарность продукции, % Валовая продукция, тыс. руб. Товарная продукция, тыс. руб. Товарность продукции, %
Продукция всего 51,3 51,3 59,6
в т.ч. продукция растениеводства 3,4 3,8
продукция животноводства 80,8 96,3 104,8

По данной таблице можно сказать, что в целом за 3 года уровень товарности увеличился (с 51,3% до 59,6%), несмотря на то, что уровень товарности продукции растениеводства снизился (с 12% до 3,8%).Это еще раз говорит нам о том, что организация специализируется на животноводстве, т.к готова реализовать именно продукцию животноводства( товарность продукции в 2009г- 80,8%, в 2010г-96,3%,в 2011г-104,8%).

Финансовый результат

Финансовый результат - прирост или уменьшение стоимости собственного капитала организации, образовавшийся в процессе её предпринимательской деятельности за отчётный период. Финансовый результат показывает размер эффекта. Прибыль - превышение в денежном выражении доходов (выручки от реализации товаров и услуг) над затратами на производство или приобретение и сбыт этих товаров и услуг. Прибыль = Выручка – Затраты. Убыток - выраженные в денежной форме потери, уменьшение материальных и денежных ресурсов в результате превышения расходов над доходами.

Таблица№20

Расчет финансового результата от реализации продукции

  Продукция Полная себестоимость реализованной продукции, тыс. руб. Выручка от реализации продукции, тыс. руб. Финансовый результат от реализации продукции, тыс. руб.
прибыль убыток
2009 г.
Продукция всего -
в т.ч. продукция растениеводства -
продукция животноводства -
2010 г.
Продукция всего -
в т.ч. продукция растениеводства -
продукция животноводства -
2011 г.
Продукция всего -
в т.ч. продукция растениеводства -
продукция животноводства -
           

Мы видим, что предприятие работает, получая прибыль, так как выручка от реализации превышает полную себестоимость за весь анализируемый период. Прибыль за 3 года увеличивается на 3,9%, это значит, что наша организация увеличивает свой доход с каждым годом.

Наши рекомендации