Размеры производства и специализация организации
Специализация означает уровень развития производительных сил и разновидность деятельности организации. Специализация отражает преимущественное развитие той или иной отрасли на предприятии. Она показывает отраслевую структуру производства, а ее уровень определяется по товарной продукции, т.к. общественное разделение труда характеризуется той продукцией, которая идет за пределы предприятия. Уровень специализации выражается удельным весом товарной продукции отраслей в стоимости всей продукции.
Основные экономические показатели, характеризующие размер и специализацию хозяйства: коэффициент специализации, уровень специализации, направление специализации.
Таблица №18
Определение уровня и направление специализации
Показатель | 2009г. | 2010г. | 2011г. | |||
Товарная продукция, тыс. руб. | Удельный вес, % | Товарная продукция, тыс. руб. | Удельный вес, % | Товарная продукция, тыс. руб. | Удельный вес, % | |
Зерновые и зернобобовые культуры | 12,1 | 1,3 | 1,8 | |||
Картофель | 1,9 | 0,5 | - | - | ||
Овощи открытого грунта | - | - | 0,3 | - | - | |
Прочая продукция растениеводства | 0,5 | |||||
Итого продукция растениеводства | 2,6 | 1,8 | ||||
КРС | 31,1 | 19,2 |
Продолжение Таблицы №18
Молоко | 52,5 | 63,9 | 58,6 | |||||
Свиньи | 0,5 | 0,1 | 0,2 | |||||
Лошади | 0,4 | 0,1 | 0,2 | |||||
Прочая продукция животноводства | 1,5 | 7,2 | ||||||
Итого продукция животноводства | 97,4 | |||||||
Итого сельскохозяйственная продукция | ||||||||
Коэффициент специализации | 0,4 | 0,4 | 0,4 | |||||
Уровень специализации | средний | средний | средний | |||||
Направление специализации | молочное | молочное | молочное | |||||
По данным таблицы видно, что наибольший удельный вес в структуре товарной продукции занимает молоко и молочная продукция (в 2009г-52,5%, в 2010г-63,9%, в 2011г-58,6% ). Коэффициент специализации, рассчитанный по формуле (1) равен 0,4 и на протяжении 3 лет не меняется, делаем вывод, что уровень специализации организации средний, направление производства – молочное.
Товарность продукции
Товарная продукция - объем продукции предприятия, произведенной в данном периоде и предназначенной к реализации на сторону, за пределы предприятия, подготовленной к передаче в народнохозяйственный оборот. Продукция товарная включает произведенные всеми основными, вспомогательными, подсобными и побочными цехами предприятия готовую продукцию, отпущенные в данном периоде на сторону полуфабрикаты и выполненные по заказам других предприятий и организаций работы промышленного характера (услуги) на сторону. В отличие от валовой продукция товарная не включает изменения остатков незавершенного производства, а также полуфабрикатов своего изготовления, предназначенных к использованию в цехах для производственного потребления.
Таблица№19
Расчет товарной продукции
Продукция | 2009 г | 2010г | 2011 г | ||||||
Валовая продукция, тыс. руб. | Товарная продукция, тыс. руб. | Товарность продукции, % | Валовая продукция, тыс. руб. | Товарная продукция, тыс. руб. | Товарность продукции, % | Валовая продукция, тыс. руб. | Товарная продукция, тыс. руб. | Товарность продукции, % | |
Продукция всего | 51,3 | 51,3 | 59,6 | ||||||
в т.ч. продукция растениеводства | 3,4 | 3,8 | |||||||
продукция животноводства | 80,8 | 96,3 | 104,8 |
По данной таблице можно сказать, что в целом за 3 года уровень товарности увеличился (с 51,3% до 59,6%), несмотря на то, что уровень товарности продукции растениеводства снизился (с 12% до 3,8%).Это еще раз говорит нам о том, что организация специализируется на животноводстве, т.к готова реализовать именно продукцию животноводства( товарность продукции в 2009г- 80,8%, в 2010г-96,3%,в 2011г-104,8%).
Финансовый результат
Финансовый результат - прирост или уменьшение стоимости собственного капитала организации, образовавшийся в процессе её предпринимательской деятельности за отчётный период. Финансовый результат показывает размер эффекта. Прибыль - превышение в денежном выражении доходов (выручки от реализации товаров и услуг) над затратами на производство или приобретение и сбыт этих товаров и услуг. Прибыль = Выручка – Затраты. Убыток - выраженные в денежной форме потери, уменьшение материальных и денежных ресурсов в результате превышения расходов над доходами.
Таблица№20
Расчет финансового результата от реализации продукции
Продукция | Полная себестоимость реализованной продукции, тыс. руб. | Выручка от реализации продукции, тыс. руб. | Финансовый результат от реализации продукции, тыс. руб. | ||
прибыль | убыток | ||||
2009 г. | |||||
Продукция всего | - | ||||
в т.ч. продукция растениеводства | - | ||||
продукция животноводства | - | ||||
2010 г. | |||||
Продукция всего | - | ||||
в т.ч. продукция растениеводства | - | ||||
продукция животноводства | - | ||||
2011 г. | |||||
Продукция всего | - | ||||
в т.ч. продукция растениеводства | - | ||||
продукция животноводства | - | ||||
Мы видим, что предприятие работает, получая прибыль, так как выручка от реализации превышает полную себестоимость за весь анализируемый период. Прибыль за 3 года увеличивается на 3,9%, это значит, что наша организация увеличивает свой доход с каждым годом.