Отдельные виды криминалистических учетов
Основные виды криминалистических учетов ведутся на региональном и федеральном уровнях. К криминалистическим учетам регионального уровня относятся:
- дактилоскопические учеты;
- следотеки по делам о нераскрытых преступлениях, содержащие информацию о следах орудий взлома, подошв обуви и протекторов шин автотранспортных средств, обнаруженных на местах происшествий;
- фототеки следов на пулях и гильзах, обнаруженных на местах происшествий, по делам о нераскрытых преступлениях;
- картотеки субъективных портретов неустановленных преступников;
- иные виды криминалистических учетов, которые могут создаваться по решению руководства МВД, ГУВД, УВД, УВДТ с учетом особенностей оперативной обстановки в регионе (на железной дороге).
I Дактилоскопические учеты предназначены для идентификации (отождествления) лиц, скрывающих свои подлинные установочные данные; установления лиц, оставивших следы рук на месте происшествия; фактов оставления следов рук на месте происшествия, в том числе одним и тем же человеком на разных местах происшествий. Эти учеты состоят из следотек, т. е. фотоснимков следов рук, изъятых с мест совершения нераскрытых преступлений, и дактилокартотек, т. е. дакти-
I лоскопических карт лиц, осужденных за умышленные преступления, а также проходящих по делам
I оперативного учета.
- личности предполагаемых фальшивомонетчиков (т. е. изготовителей поддельных денег или ценных бумаг), их возможной профессии, уровне специальных познаний в области полиграфии, фотографии, бумажного производства, множительной техники, химии;
- возможных источниках приобретения материалов и оборудования или технологии их изготовления (приготовления);
- типах и марках использованных бумаг, составе самодельно изготовленной бумажной массы, красок, природе клеев и других компонентов исследуемых денег;
- материалах, использованных при изготовлении печатных форм;
- об иных обстоятельствах, которые могут быть использованы в розыске и установлении преступников.
При установлении поддельности объектов экспертизы они подлежат проверке по картотеке, а их копии— помещению в картотеку поддельных денег и ценных бумаг. Если имеется несколько аналогичных поддельных денежных знаков (ценных бумаг), один экземпляр остается в региональной картотеке.
При положительных результатах проверки по картотеке экспертно-криминалистическое подразделение обязано немедленно проинформировать об этом инициатора проверки (в нашем случае — следователя) и руководителя органа внутренних дел, на территории обслуживания которого совершено преступление. Впоследствии по этому факту в соответствии с постановлением следователя проводится экспертиза. При раскрытии преступления следователь информирует об этом региональное ЭКП и ЭКЦ МВД России.
Следователю важно учитывать, что проверка по федеральной картотеке поддельных денег и ценных бумаг осуществляется в срок до 10 суток с момента поступления объектов проверки. Справка по результатам проверки направляется инициатору вместе с объектами, а при наличии нескольких аналогичных экземпляров поддельных денежных знаков (ценных бумаг) один экземпляр остается в федеральной картотеке.
Картотеки поддельных документов, изготовленных полиграфическим способом, ведутся экс-пертно-криминалистическими подразделениями на региональном и федеральном уровнях. При этом в ЭКЦ МВД России учитываются только документы, изготовленные полиграфическим способом, а в региональных подразделениях — также с применением иных технических средств, в частности копировально-множительной техники, печатающих устройств, персональных ЭВМ.
Картотеки поддельных документов ведутся в целях установления общности происхождения таких документов, бланки которых отпечатаны с одного типографского набора, клише или печатной формы, а также выявления лиц, занимающихся их изготовлением.
Каждый вызывающий сомнение в подлинности документ, изготовленный полиграфическим способом, в 10-дневный срок направляется следователем или дознавателем (органом дознания) для исследования в региональное ЭКП.
В случае установления поддельности документа он подлежит проверке и помещению в региональную картотеку. При положительных результатах проверки экспертно-криминалистическое подразделение информирует об этом следователя, в производстве которого находится уголовное дело, и руководителя органа внутренних дел, на территории обслуживания которого изъят поддельный документ. Впоследствии по этому факту в соответствии с постановлением следователя проводится экспертиза. В заключении эксперта, как и в справке об исследовании поддельного документа, указываются способ его изготовления, применявшиеся при этом способы печати, а также признаки, по которым отличаются аналогичные подлинные и фальшивые документы.
При отрицательном результате проверки, когда не установлен общий источник происхождения документов, копия заключения эксперта (справки об исследовании) или основные выводы эксперта вместе с поддельными документами и фотоснимками их лицевых и оборотных сторон с указанием отличительных признаков для контроля и учета по федеральной картотеке в трехдневный срок направляются в ЭКЦ МВД России. При этом в федеральную картотеку не направляются поддельные документы, имеющие местное значение. В картотеке ЭКЦ МВД России не учитываются и документы, выполненные на подлинных бланках с частичными изменениями, а также изготовленные способом рисования.
Проверка поддельных документов по федеральной картотеке осуществляется в срок до 10 суток с момента их поступления. Сведения о каждом поступившем на проверку документе помещаются в картотеку независимо от результатов проверки. Ее результаты оформляются справкой, которая вместе с проверенными объектами направляется инициатору. Если при этой проверке установлен факт принадлежности проверяемого документа к поддельным, ранее зарегистрированным в картотеке, инициатору сообщается об этом с указанием времени и места изъятия, сведений об изготовителях поддельных документов. При наличии нескольких экземпляров поддельных документов, поступивших на проверку, один экземпляр остается в федеральной картотеке.
В случаях раскрытия преступления или прекращения уголовного дела следователь обязан проинформировать об этом соответствующее региональное ЭКП и ЭКЦ МВД России.
Фонотека голоса и речи лиц, представляющих оперативный интерес, создается только на федеральном уровне, в ЭКЦ МВД России, для учета и хранения речевой информации в целях установления личности подозреваемых в совершении преступлений при проведении оперативно-розыскных мероприятий. По сути, это оперативно-криминалистическая фонотека.
Фонотека состоит из трех разделов, включающих: 1) фонограммы речи известных лиц; 2) фонограммы речи неизвестных лиц и 3) архив фонограмм речи лиц, снятых с учета.
В процессе ведения фонотеки решаются следующие задачи:
- установление принадлежности анонимного сообщения одному из состоящих на учете известных лиц;
- установление принадлежности фонограмм речи известного лица одному из учитываемых в фонотеке неизвестных лиц;
- установление принадлежности анонимного сообщения одному из учитываемых неизвестных лиц. Постановка фонограмм на учет и проверка по фонотеке осуществляются в соответствии с письменными заданиями руководителей оперативных подразделений МВД России при соответствии поступающих материалов требованиям, определенным Наставлением 2000 г.
Постановка фонограмм на учет выполняется в порядке поступления материалов в срок до 3 суток, который может быть продлен начальником ЭКЦ МВД России по предварительному согласованию с инициатором. Проверка по фонотеке или отдельным ее разделам при постановке на учет проводится только при наличии задания в срок до 15 суток, который также может быть продлен в указанном выше порядке.
Снятие с учета фонограмм речи известных лиц производится по указанию лица, подписавшего задание о постановке на учет, или по истечении двух лет с момента постановки на учет, если не поступило других указаний.
Снятие с учета фонограмм речи неизвестных лиц производится при установлении лица или по истечении двух лет с момента постановки на учет, если не поступило других указаний.
Фонограммы речи лица, снимаемого с учета, направляются в архив. После двух лет хранения архивные данные при отсутствии других указаний уничтожаются. О снятии с учета или уничтожении архивных данных информируется инициатор постановки на учет.
Следователи могут использовать возможности идентификации интересующих их лиц при расследовании преступлений по уголовным делам, находящимся в их производстве, в рамках уголовно-процессуального законодательства РФ.