Принципы организации технологического процесса

Рациональная организация технологического процесса должна отвечать ряду требований, строиться на определенных принципах:

1. Пропорциональность. Предполагает соответствие пропускной способности (относительной производительности в единицу времени) всех подразделений предприятия – цехов, участков, отдельных рабочих мест по выпуску готовой продукции.

2. Параллельность – одновременное выполнение отдельных частей производственного процесса применительно к разным частям общей партии деталей. Чем шире фронт работ, тем меньше, длительность изготовления продукции.

3. Непрерывность производства. Обеспечивает ускорение оборачиваемости средств. Непрерывность производства рассматривается в двух аспектах: непрерывного участия в процессе производства предметов труда-сырья и полуфабрикатов и непрерывной загрузки оборудования и рационального использования рабочего времени.

4. Прямоточность – обеспечение кратчайшего пути прохождения изделием всех стадий и операций производственного процесса, от запуска в производство исходных материалов и до выхода готовой продукции. Поток материалов, полуфабрикатов и изделий должен быть поступательным и кратчайшим, без встречных и возвратных движений.

5. Ритмичность – равномерный выпуск продукции и ритмичный ход производства. Равномерный выпуск продукции – изготовление в равные промежутки времени одинакового или постепенно возрастающего количества продукции. Ритмичность производства – повторение через равные промежутки времени частных производственных процессов на всех стадиях производства и осуществлении на каждом рабочем месте в равные промежутки времени одинакового объема работ, содержание которых в зависимости от метода организации рабочих мест может быть одинаковым или различным.

Порядок повторения производственного процесса определяется производственными ритмами:

Þ ритм выпуска продукции (в конце процесса);

Þ операционные (промежуточные) ритмы;

Þ ритм запуска (в начале процесса).

ПРОЕКТУВАННЯ ПРОДУКТУ ТА ФОРМУВАННЯ ВИРОБНИЧОЇ ПРОГРАМИ

В процессе проектирования продукции и выбора технологии задействованы три функции (рис.1.):

n маркетинг;

n разработка продукции;

n производство.

Принципы организации технологического процесса - student2.ru

Рис. 1. Процесс организации производства

Принципы организации технологического процесса - student2.ru

Рис.2. Фазы типичного проекта по разработке новой продукции

Первая фаза – комплексный анализ о состоянии рынков, условиях конкуренции, технических возможностей и требованиях к новому товару.

По результатам анализа прорисовывается структура продукта (концепция или идея товара, емкость рынка, уровень совершенства продукции, финансовые требования).

Вторая фаза – планирование продукта.

Главная задача – реализация пробной партии и тестирование рынка.

Результат фазы – подтверждение правильности концепции.

Третья фаза – инженерной разработки.

Главная задача – проектирование, конструирование и изготовление действующих образцов, разработка требований к инструментарию и оборудованию.

Четвертая фаза – экспериментального производства.

Главная задача – окончательная подготовка к производству и наращивание коммерческого выпуска.

В условиях чрезвычайной подвижности внешней среды более актуально применение процесса разработки новой продукции методом совместного проектирования.

Метод ориентирован на межфункциональную интеграцию (Таб.1.).

Основой при проектировании продукции являются дилемма:

1. новый продукт должен иметь максимальную ценность для потребителя;

2. новый продукт должен быть внутренне технологичным.

Под внутренней технологичностью продукта понимается возможность использования максимально упрощенной технологии для производства данной продукции при сохранении заданных параметров качества и ценности продукции. В частности подразумевается степень стандартизации продукции, минимальное количество комплектующих частей, наличие модульных компонентов, наличие многофункциональных компонентов, элементы безопасности и т.п.

Такой подход возможно несколько снизит время ответной реакции предприятия за счет дополнительных временных затрат на проектирование продукции, однако позволит предприятию быть более гибким в производственном процессе. Более того, процесс модификации продукции разбивается на модули и не будет затрагивать всей производственной системы. Если продукция состоит из относительно небольшого количества многофункциональных, достаточно стандартных модульных компонентов, более того, в продукте устанавливается связь именно между модулями, то изменения будут происходить в рамках одного модуля, вся остальная система будет работать без изменений. Все это стабилизирует технологический процесс производства. На каждом из этапов создания продукта выделяется ключевая стадия (узкие места).


Функциональные Фазы разработки нового продукта
стадии Разработка концепции продукта и технологии Планирование продукта Детальное проектирование продукта. Фаза 1. Детальное проектирование продукта. Фаза 2 Экспериментальное производство Освоение рынка
Создание продукта Поиск новых технологий: замысел продукта; построение имитационных моделей. Выбор комплектующих и взаимосвязей с поставщиками. Эскизное проектирование и создание структуры продукции. Детальное проектирование продукции и увязка с технол. процессом. Изготовление действующих опытных образцов и их испытание. Доработка проекта продукта. Развертывание функции качества Тестирование и оценка опытной партии. Устранение недоработок Оценка продукта по коммерческим результатам. Разработка модификаций продукта
Маркетинг Выявление рыночных потребностей. Выработка и обоснование концепции продукции. Определение параметров целевого потребителя. Разработка системы критериев продукта и сбытовой сети. Тестирование покупательского спроса. Оценка потребителями опытного образца продукции. Уточнение оценок потребителей и корректировка системы критериев продукта и системы сбыта. План массового выхода на рынок. Ознакомление сбытового и обслуживающего персонала с системой требований и подготовка к массированному выходу на рынок. Наполнение и окончательная корректировка каналов сбыта. Продвижение продукции. Взаимодействие с потребителем. Определение направлений дальнейших усовершенствований продукта.
Производство Выработка и обоснование технологической концепции Разработка системы стоимостных оценок. Определение структуры производственного процесса. моделирование технологии. Детальное проектирование производственного процесса. Проектирование и разработка инструментария и оборудования. Производство технологической партии. Тестирование и опробование инструментария и оборудования. Производство опытной партии. Установка оборудования и разработка рабочих процедур. Изготовление коммерческой партии и доработка производственного процесса. Тренировка персонала и проверка каналов поставок. Наращивание производства до необходимых объемов. Достижение требуемого уровня качества. Достижение необходимого уровня производственных затрат. Подготовка к производству различных модификаций.
Ключевые решения Принятие концепции продукта и технологии его производства Создание структуры продукции и технол. процесса. Определение закладываемых параметров и одобрение программы Изготовление и испытание действующего опытного образца. Уточнение и одобрение проекта продукта Доработка и проверка проекта продукции и технол. процесса. Одобрение продукта и технологии. Производство пробной партии и проверка готовности сбытовой системы. Одобрение пробной продажи в коммерческом объеме. Наращивание производства и достижение намеченных коммерческих целей.  

Особенности предоставления услуг:

1. Предоставление услуг – резко выраженный идеосинкразический характер (то, что хорошо при предоставлении одних услуг совсем не приемлемо для других).

2. Услугам присущи материальные и нематериальные характеристики, что образует пакет услуг.

3. Услуги потребляются в процессе их оказания.

4. Процесс оказания услуг – последовательность клиентов с сервисной организацией.

5. Высокое качество работы не означает высокого качества обслуживания.

С точки зрения операционного менеджмента существует два направления деятельности в сфере услуг:

I. Сервисный бизнес.

Сфера деятельности по предоставлению клиентам конкретных видов услуг.

Наши рекомендации