Принципы организации технологического процесса
Рациональная организация технологического процесса должна отвечать ряду требований, строиться на определенных принципах:
1. Пропорциональность. Предполагает соответствие пропускной способности (относительной производительности в единицу времени) всех подразделений предприятия – цехов, участков, отдельных рабочих мест по выпуску готовой продукции.
2. Параллельность – одновременное выполнение отдельных частей производственного процесса применительно к разным частям общей партии деталей. Чем шире фронт работ, тем меньше, длительность изготовления продукции.
3. Непрерывность производства. Обеспечивает ускорение оборачиваемости средств. Непрерывность производства рассматривается в двух аспектах: непрерывного участия в процессе производства предметов труда-сырья и полуфабрикатов и непрерывной загрузки оборудования и рационального использования рабочего времени.
4. Прямоточность – обеспечение кратчайшего пути прохождения изделием всех стадий и операций производственного процесса, от запуска в производство исходных материалов и до выхода готовой продукции. Поток материалов, полуфабрикатов и изделий должен быть поступательным и кратчайшим, без встречных и возвратных движений.
5. Ритмичность – равномерный выпуск продукции и ритмичный ход производства. Равномерный выпуск продукции – изготовление в равные промежутки времени одинакового или постепенно возрастающего количества продукции. Ритмичность производства – повторение через равные промежутки времени частных производственных процессов на всех стадиях производства и осуществлении на каждом рабочем месте в равные промежутки времени одинакового объема работ, содержание которых в зависимости от метода организации рабочих мест может быть одинаковым или различным.
Порядок повторения производственного процесса определяется производственными ритмами:
Þ ритм выпуска продукции (в конце процесса);
Þ операционные (промежуточные) ритмы;
Þ ритм запуска (в начале процесса).
ПРОЕКТУВАННЯ ПРОДУКТУ ТА ФОРМУВАННЯ ВИРОБНИЧОЇ ПРОГРАМИ
В процессе проектирования продукции и выбора технологии задействованы три функции (рис.1.):
n маркетинг;
n разработка продукции;
n производство.
Рис. 1. Процесс организации производства
Рис.2. Фазы типичного проекта по разработке новой продукции
Первая фаза – комплексный анализ о состоянии рынков, условиях конкуренции, технических возможностей и требованиях к новому товару.
По результатам анализа прорисовывается структура продукта (концепция или идея товара, емкость рынка, уровень совершенства продукции, финансовые требования).
Вторая фаза – планирование продукта.
Главная задача – реализация пробной партии и тестирование рынка.
Результат фазы – подтверждение правильности концепции.
Третья фаза – инженерной разработки.
Главная задача – проектирование, конструирование и изготовление действующих образцов, разработка требований к инструментарию и оборудованию.
Четвертая фаза – экспериментального производства.
Главная задача – окончательная подготовка к производству и наращивание коммерческого выпуска.
В условиях чрезвычайной подвижности внешней среды более актуально применение процесса разработки новой продукции методом совместного проектирования.
Метод ориентирован на межфункциональную интеграцию (Таб.1.).
Основой при проектировании продукции являются дилемма:
1. новый продукт должен иметь максимальную ценность для потребителя;
2. новый продукт должен быть внутренне технологичным.
Под внутренней технологичностью продукта понимается возможность использования максимально упрощенной технологии для производства данной продукции при сохранении заданных параметров качества и ценности продукции. В частности подразумевается степень стандартизации продукции, минимальное количество комплектующих частей, наличие модульных компонентов, наличие многофункциональных компонентов, элементы безопасности и т.п.
Такой подход возможно несколько снизит время ответной реакции предприятия за счет дополнительных временных затрат на проектирование продукции, однако позволит предприятию быть более гибким в производственном процессе. Более того, процесс модификации продукции разбивается на модули и не будет затрагивать всей производственной системы. Если продукция состоит из относительно небольшого количества многофункциональных, достаточно стандартных модульных компонентов, более того, в продукте устанавливается связь именно между модулями, то изменения будут происходить в рамках одного модуля, вся остальная система будет работать без изменений. Все это стабилизирует технологический процесс производства. На каждом из этапов создания продукта выделяется ключевая стадия (узкие места).
Функциональные | Фазы разработки нового продукта | |||||
стадии | Разработка концепции продукта и технологии | Планирование продукта | Детальное проектирование продукта. Фаза 1. | Детальное проектирование продукта. Фаза 2 | Экспериментальное производство | Освоение рынка |
Создание продукта | Поиск новых технологий: замысел продукта; построение имитационных моделей. | Выбор комплектующих и взаимосвязей с поставщиками. Эскизное проектирование и создание структуры продукции. | Детальное проектирование продукции и увязка с технол. процессом. Изготовление действующих опытных образцов и их испытание. | Доработка проекта продукта. Развертывание функции качества | Тестирование и оценка опытной партии. Устранение недоработок | Оценка продукта по коммерческим результатам. Разработка модификаций продукта |
Маркетинг | Выявление рыночных потребностей. Выработка и обоснование концепции продукции. | Определение параметров целевого потребителя. Разработка системы критериев продукта и сбытовой сети. | Тестирование покупательского спроса. Оценка потребителями опытного образца продукции. | Уточнение оценок потребителей и корректировка системы критериев продукта и системы сбыта. План массового выхода на рынок. | Ознакомление сбытового и обслуживающего персонала с системой требований и подготовка к массированному выходу на рынок. | Наполнение и окончательная корректировка каналов сбыта. Продвижение продукции. Взаимодействие с потребителем. Определение направлений дальнейших усовершенствований продукта. |
Производство | Выработка и обоснование технологической концепции | Разработка системы стоимостных оценок. Определение структуры производственного процесса. моделирование технологии. | Детальное проектирование производственного процесса. Проектирование и разработка инструментария и оборудования. Производство технологической партии. | Тестирование и опробование инструментария и оборудования. Производство опытной партии. Установка оборудования и разработка рабочих процедур. | Изготовление коммерческой партии и доработка производственного процесса. Тренировка персонала и проверка каналов поставок. | Наращивание производства до необходимых объемов. Достижение требуемого уровня качества. Достижение необходимого уровня производственных затрат. Подготовка к производству различных модификаций. |
Ключевые решения | Принятие концепции продукта и технологии его производства | Создание структуры продукции и технол. процесса. Определение закладываемых параметров и одобрение программы | Изготовление и испытание действующего опытного образца. Уточнение и одобрение проекта продукта | Доработка и проверка проекта продукции и технол. процесса. Одобрение продукта и технологии. | Производство пробной партии и проверка готовности сбытовой системы. Одобрение пробной продажи в коммерческом объеме. | Наращивание производства и достижение намеченных коммерческих целей. |
Особенности предоставления услуг:
1. Предоставление услуг – резко выраженный идеосинкразический характер (то, что хорошо при предоставлении одних услуг совсем не приемлемо для других).
2. Услугам присущи материальные и нематериальные характеристики, что образует пакет услуг.
3. Услуги потребляются в процессе их оказания.
4. Процесс оказания услуг – последовательность клиентов с сервисной организацией.
5. Высокое качество работы не означает высокого качества обслуживания.
С точки зрения операционного менеджмента существует два направления деятельности в сфере услуг:
I. Сервисный бизнес.
Сфера деятельности по предоставлению клиентам конкретных видов услуг.