Акционирование обычно является альтернативой кредитному

Финансированию. И хотя использование дополнительной эмиссии

Обыкновенных акций в качестве альтернативы кредиту связано

С меньшими затратами (при большом объеме привлекаемых средств),

Кредит как метод финансирования инвестиций на практике исполь-

Зуют чаще. Причина состоит в том, что при частом применении ак-

Ционирования как метода финансирования инвестиций может воз-

Никнуть ряд препятствий, которые ограничивают его применение

На практике. Первое препятствие состоит в том, что инвестицион-

Ные ресурсы акционерное общество получает лишь по завершении

Размещения выпуска акций, а такое размещение, во-первых, требу-

Ет времени, а во-вторых, выпуск не всегда размещается в полном

Объеме. Второе препятствие использования акционирования в качест-

Ве используемого источника финансирования инвестиций состоит

В том, что обыкновенная акция —это не долговая, а долевая ценная

Бумага. Так, принятие решения о дополнительной эмиссии может

Привести к размыванию пропорциональных долей участия прежних

Акционеров в уставном капитале и уменьшению доходов прежних

Акционеров. Это происходит по той причине, что дополнительная

Эмиссия обыкновенных акций ведет к увеличению уставного капи-

Тала, что, в свою очередь, может увеличивать количество акционе-

Ров и уменьшать размер дивиденда на акцию. Подобная перспек-

Тива вызывает опасения у прежних акционеров, а свои опасения ак-

Ционеры выражают продажей акций. Чтобы избежать подобной си-

Туации в уставе акционерного общества, может предусматриваться

преимущественное право на покупку ≪новых≫ акций ≪старыми≫ ак-

Ционерами. При реализации такого права акционер может купить

Акции нового выпуска в размере, пропорциональном его фактичес-

Кой доле в капитале акционерного общества.

Однако акционирование как метод финансирования инвести-

ций обладает рядом достоинств:

•при больших объемах эмиссии низкая цена привлекаемых

средств;

•выплаты за пользование привлеченными ресурсами не носят

Безусловный характер, а выплачиваются в зависимости от финансо-

вого результата акционерного общества;

•использование привлеченных инвестиционных ресурсов не

Ограниченно по срокам.

Недостатком акционирования является то, что для зрелых,

Давно работающих предприятий новая эмиссия акций расценива-

Ется обычно инвесторами как негативный сигнал, что, в свою оче-

Редь, может неблагоприятно сказаться на курсе акций предприя-

Тия. Второй недостаток -—возможна потеря контрольного пакета

Акций.

Все рассмотренные выше особенности акционирования свиде-

Тельствуют о том, что дополнительная эмиссия, осуществляемая

В целях финансирования инвестиций, используется не так часто,

Как привлечение кредита, однако данный метод находит свое при-

Менение на практике, так как обладает своими достоинствами.

Эмиссия привилегированных акций как форма акционирова-

Ния связана с выплатой держателям акций фиксированного процен-

Та, который не зависит от результатов хозяйственной деятельности

Акционерного общества. Установлено, что номинальная стоимость

выпущенных привилегированных акций должна быть не более 25%

От уставного капитала общества. Этот источник финансирования

Инвестиций является более дорогим по сравнению с эмиссией

Обыкновенных акций, так как по привилегированным акциям вы-

Плата дивидендов акционерам обязательна.

Государственное финансирование. Государственное финан-

Сирование инвестиций в России может осуществляться в следую-

щих формах:

•финансовая поддержка высокоэффективных инвестицион-

ных проектов;

•финансирование в рамках целевых программ;

•финансирование проектов в рамках государственных внеш-

Них заимствований.

Финансовая поддержка высокоэффективных инвестицион-

Ных проектов. Данная форма государственного финансирования

Осуществляется за счет средств федерального бюджета.

Принципиально новой особенностью инвестиционной полити-

Ки государства последнего времени является переход от распреде-

Ления бюджетных ассигнований на капитальное строительство

Между отраслями и регионами к избирательному, частичному фи-

Нансированию конкретных инвестиционных проектов на конкурс-

Ной основе.

Переход к оказанию государственной поддержки частным ин-

Весторам на конкурсной основе вместо целевого распределения

бюджетных средств предусмотрен Указом Президента ≪О частных

инвестициях в РФ≫ от 17.09.1994 г. (в ред. от 16.04.1996 г.) № 1928

и постановлением Правительства ≪О порядке размещения центра-

лизованных инвестиционных ресурсов на конкурсной основе≫ от

Г. № 744. При Министерстве экономики РФ создана Ко-

Миссия по инвестиционным конкурсам, организованы рабочая

Группа и экспертный совет для отбора наиболее эффективных инвес-

Тиционных проектов.

Основные требования к инвестиционным проектам предусмат-

ривают, что:

•право на участие в конкурсе на получение государственной

Наши рекомендации