Акционирование, как способ приватизации. Модели акционирования

Сама по себе приватизация государственного имущества как метод по­вышения эффективности национальной экономики известна в мире давно. В Англии в свое время приватизировали угольную промышленность, во Франции - ряд крупных машиностроительных комплексов, которые в воен­ные и первые послевоенные годы были национализированы. В Мексике, Перу, Аргентине государственная собственность также в определенных ус­ловиях поступала на торги и переходила в руки частных лиц. И везде, как правило, в первую очередь выставлялись на продажу убыточные предпри­ятия или объекты.

Если говорить о России, то у нас приватизационные процессы начались еще в конце 80-х годов. Тогда советское правительство предприняло опре­деленные шаги в направлении легализации частной собственности в эконо­мической жизни страны. Как известно, в этот период времени появились первые кооперативы, а государственным предприятиям дали некоторую свободу в своей хозяйственной деятельности. Правда, госпредприятия не имели права проводить сделки с оборудованием, для этого требовалось со­гласие соответствующего министерства, но впоследствии и эти ограниче­ния были сняты.

Помимо этого, ряд юридических лиц были переданы в аренду либо их коллективам, либо третьим лицам. Возникала своеобразная коллизия, когда формальным собственником предприятия оставалось государство, но в тоже время арендатор получал неограниченные права хозяйствования. Он мог продать даже часть оборудования, если это способствовало большей эффективности производства.

Для процесса приватизации характерны различные формы. Наиболь­шее распространение на Западе получили следующие: продажа государст­венных предприятий физическим и юридическим лицам, либерализация деятельности различных сфер экономики (телевизионной сети, телекомму­никаций), концессии (общественный транспорт, уборка бытового мусора), безвозмездная передача предприятий в собственность работникам, занятых на производстве на данном приватизированном предприятии.
В качестве официальных причин, побуждающих к проведению прива­тизации, можно назвать следующие: свертывание государственного вмеша­тельства в экономику, сокращение государственной финансовой помощи предприятиям и расширение использования кредитов на рыночных усло­виях, снижение потребности государственных служб в финансовых средст­вах, распространение акций среди широкого круга населения, увеличение заинтересованности граждан в результатах деятельности, поощрение кон­куренции на всех уровнях в целях снижения цен и повышения качества продукции.

Независимо от выбора формы приватизации для всех стран, осуществ­ляющих процесс приватизации, характерны общие цели: освобождение бюджета от лишних субсидий, расширение слоя собственников, привлече­ние капитала, повышение эффективности работы предприятий, получение государством дохода от реализации имущества и расширение конкуренции на рынке. Для стран с рыночной экономикой можно выделить наиболее общие методы приватизации: публичная продажа акций, частная продажа акций, продажа имущества или его частей инвесторам, раздел имущества, новые частные инвестиции, выкуп предприятия его правлением или работ­никами, аренда предприятий.

Таким образом, приватизация является важнейшим элементом сис­темных преобразований при переходе к рынку, и представляет собой дейст­вие, направленное на снижение роли государства, на увеличение роли част­ного сектора в различных сферах деятельности или во владении активами.

Первые законодательные акты по приватизации в России были при­няты Верховным Советом РСФСР летом 1991 г., однако их практическая реализация началась лишь в 1992 г. 29 декабря 1991 г. Президент РФ под­писал указ "Об ускорении приватизации государственных и муниципаль­ных предприятий", в соответствии с которым были утверждены разрабо­танные на основе проекта Государственной программы приватизации на 1992 г. "Основные положения программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ" на этот период. Их реализация началась с 1 января 1992 г. "Основные положения..." стали фактически первым доку­ментом, на практике регулирующим приватизационный процесс и давшим старт программной (т.е. не спонтанной) приватизации в России.

Первая программа приватизации (1992 г.) стала основополагающим до­кументом для последующей масштабной приватизации в 1992-1994 гг., и, одновременно, компромиссом, с одной стороны, между платной (для актив­ной части населения) и безвозмездной (ваучеры всему населению и льготы трудовым коллективам) приватизацией, и, с другой стороны, между моде­лью приватизации для всех и разделом собственности среди работников предприятий. Этот компромисс обусловил такие явные, с экономической точки зрения, недостатки осуществлявшейся модели, как остаточная мето­дика оценки имущества, игнорирование реструктурирования (привлечения инвестиций) предприятий перед и в ходе технической приватизации, про­блемы социальной инфраструктуры предприятий, игнорирование демоно­полизации одновременно с проблемой сохранения технологических цепей, отсутствие инвестиций и т.п.

Предусматривалось четыре способа приватизации:

· аукцион,

· коммерческий конкурс,

· аренда с правом выкупа,

· акционирование.

В основу выбора способов приватизации был положен размер пред­приятий. По этому признаку предприятия разделялись на три категории, для каждой из которых устанавливались свои условия приватизации. Крите­риями определения размеров предприятия являлись численность работни­ков и стоимость основных фондов.

Малые предприятия, к которым не применялась процедура акциони­рования, подлежали продаже любому покупателю через аукционы или вы­ставлялись на торги на конкурсной основе. Эти предприятия могли выку­паться и лицами, работающими на них. Такой метод мог использоваться также коллективами предприятий, которые заключили с государством до­говор аренды, с правом последующего выкупа имущества предприятия.
На средних и крупных предприятиях приватизация проходила в два этапа. Сначала проводилось их акционирование(преобразование в акцио­нерные общества открытого типа), то есть изменение организационно-пра­вовой формы предприятия. Затем выпускались акции, которые распределя­лись между членами трудового коллектива, руководством предприятия и внешними физическими и юридическими лицами в пропорциях, определен­ных по выбору коллектива. Часть акций могла закрепляться в государст­венной или муниципальной собственности. В органы управления таких об­ществ назначались представители РФ, субъектов РФ или муниципальных образований.
Перечень отраслей, где должны образовываться государственные кор­порации устанавливался Указом Президента РФ "О мерах по реализации промышленной политики при приватизации государственных предприятий" (1992г.).
Органам приватизации и трудовым коллективам в каждом конкретном случае необходимо было решать, что лучше при акционировании: выделять из состава действующих гигантов конкурентоспособные малые и средние предприятия или объединять некоторые группы предприятий, создавая крупные компании, владеющие контрольным пакетом их акций и получив­шие наименование холдингов.

Наши рекомендации