Акционирование обычно является альтернативой кредитному
Финансированию. И хотя использование дополнительной эмиссии
Обыкновенных акций в качестве альтернативы кредиту связано
С меньшими затратами (при большом объеме привлекаемых средств),
Кредит как метод финансирования инвестиций на практике исполь-
Зуют чаще. Причина состоит в том, что при частом применении ак-
Ционирования как метода финансирования инвестиций может воз-
Никнуть ряд препятствий, которые ограничивают его применение
На практике. Первое препятствие состоит в том, что инвестицион-
Ные ресурсы акционерное общество получает лишь по завершении
Размещения выпуска акций, а такое размещение, во-первых, требу-
Ет времени, а во-вторых, выпуск не всегда размещается в полном
Объеме. Второе препятствие использования акционирования в качест-
Ве используемого источника финансирования инвестиций состоит
В том, что обыкновенная акция —это не долговая, а долевая ценная
Бумага. Так, принятие решения о дополнительной эмиссии может
Привести к размыванию пропорциональных долей участия прежних
Акционеров в уставном капитале и уменьшению доходов прежних
Акционеров. Это происходит по той причине, что дополнительная
Эмиссия обыкновенных акций ведет к увеличению уставного капи-
Тала, что, в свою очередь, может увеличивать количество акционе-
Ров и уменьшать размер дивиденда на акцию. Подобная перспек-
Тива вызывает опасения у прежних акционеров, а свои опасения ак-
Ционеры выражают продажей акций. Чтобы избежать подобной си-
Туации в уставе акционерного общества, может предусматриваться
преимущественное право на покупку ≪новых≫ акций ≪старыми≫ ак-
Ционерами. При реализации такого права акционер может купить
Акции нового выпуска в размере, пропорциональном его фактичес-
Кой доле в капитале акционерного общества.
Однако акционирование как метод финансирования инвести-
ций обладает рядом достоинств:
•при больших объемах эмиссии низкая цена привлекаемых
средств;
•выплаты за пользование привлеченными ресурсами не носят
Безусловный характер, а выплачиваются в зависимости от финансо-
вого результата акционерного общества;
•использование привлеченных инвестиционных ресурсов не
Ограниченно по срокам.
Недостатком акционирования является то, что для зрелых,
Давно работающих предприятий новая эмиссия акций расценива-
Ется обычно инвесторами как негативный сигнал, что, в свою оче-
Редь, может неблагоприятно сказаться на курсе акций предприя-
Тия. Второй недостаток -—возможна потеря контрольного пакета
Акций.
Все рассмотренные выше особенности акционирования свиде-
Тельствуют о том, что дополнительная эмиссия, осуществляемая
В целях финансирования инвестиций, используется не так часто,
Как привлечение кредита, однако данный метод находит свое при-
Менение на практике, так как обладает своими достоинствами.
Эмиссия привилегированных акций как форма акционирова-
Ния связана с выплатой держателям акций фиксированного процен-
Та, который не зависит от результатов хозяйственной деятельности
Акционерного общества. Установлено, что номинальная стоимость
выпущенных привилегированных акций должна быть не более 25%
От уставного капитала общества. Этот источник финансирования
Инвестиций является более дорогим по сравнению с эмиссией
Обыкновенных акций, так как по привилегированным акциям вы-
Плата дивидендов акционерам обязательна.
Государственное финансирование. Государственное финан-
Сирование инвестиций в России может осуществляться в следую-
щих формах:
•финансовая поддержка высокоэффективных инвестицион-
ных проектов;
•финансирование в рамках целевых программ;
•финансирование проектов в рамках государственных внеш-
Них заимствований.
Финансовая поддержка высокоэффективных инвестицион-
Ных проектов. Данная форма государственного финансирования
Осуществляется за счет средств федерального бюджета.
Принципиально новой особенностью инвестиционной полити-
Ки государства последнего времени является переход от распреде-
Ления бюджетных ассигнований на капитальное строительство
Между отраслями и регионами к избирательному, частичному фи-
Нансированию конкретных инвестиционных проектов на конкурс-
Ной основе.
Переход к оказанию государственной поддержки частным ин-
Весторам на конкурсной основе вместо целевого распределения
бюджетных средств предусмотрен Указом Президента ≪О частных
инвестициях в РФ≫ от 17.09.1994 г. (в ред. от 16.04.1996 г.) № 1928
и постановлением Правительства ≪О порядке размещения центра-
лизованных инвестиционных ресурсов на конкурсной основе≫ от
Г. № 744. При Министерстве экономики РФ создана Ко-
Миссия по инвестиционным конкурсам, организованы рабочая
Группа и экспертный совет для отбора наиболее эффективных инвес-
Тиционных проектов.
Основные требования к инвестиционным проектам предусмат-
ривают, что:
•право на участие в конкурсе на получение государственной