Задания для самостоятельной работы. 1. В условиях олигополии предприятие:

1. В условиях олигополии предприятие:

а) полностью контролирует цены;

б) ведет жесткую ценовую политику;

в) контролирует цены в узких рамках;

г) не контролирует цены.

2. Уникальным свойством олигополии в ценовой политике является:

а) использование рекламы;

б) всеобщая взаимозависимость;

в) обладание значительными финансовыми ресурсами;

г) способность вести ценовые войны.

3. Ломаная кривая спроса характеризует поведение олигополиста,

предрасположенного:

а) к тайному сговору;

б) к молчаливому соглашению;

в) к ценовой конкуренции;

г) к лидерству в ценах.

4. Рынок монополистической конкуренции схож с олигополистическим в

том, что:

а) отсутствуют любые барьеры для проникновения в отрасль;

б) для предприятий характерно стратегическое поведение;

в) предприятия обладают рыночной властью;

г) для предприятий не характерны слияния и поглощения.

5. Если в олигопольной отрасли ведущее предприятие точно предсказывает

время и величину изменения цены, то это политика:

а) тайного сговора;

б) ценовой конкуренции;

в) лидерства в ценах;

г) ценовой накидки.

6. Если на олигополистическом рынке фирма повысит или понизит цену или объем выпуска продукции:

а) это приведет к увеличению прибыли данной фирмы;

б) не окажет влияния на объем прибыли данной фирмы;

в) окажет влияние на продажу и прибыль фирм конкурентов;

г) не произойдет никаких изменений.

7. Рыночное поведение отраслевого картеля, максимизирующего прибыль, аналогично поведению:

а) чистой монополии;

б) олигополии;

в) монополистической конкуренции;

г) чистой конкуренции.

Вопросы для обсуждения на семинарском занятии

1. Рынок олигополии и его характерные признаки.

2. Характеристика основных моделей ценообразования на рынке олигополии.

3. Оценка эффективности рынка олигополии.

Вопросы для дискуссионного обсуждения:

1. Как вы думаете, к какой рыночной структуре относится рынок высшего образования? Какие факторы влияют на структуру рынка высшего образования? Насколько важна экономия на масштабах? Насколько важны входные и выходные барьеры? Что можно сказать о роли случайных факторов?

2. Экономисты считают, что допущение о возможной реакции конкурентов в модели ломаной кривой спроса не является правильным, если понижение цены одним из конкурентов расценивается не как попытка ценовой конкуренции, а как следствие того, что: а) или товар устарел и возникли проблемы с его сбытом; б) или фирма находится в сложном финансовом положении и пытается расширить рынок сбыта. В этих условиях реакция конкурентов будет зависеть от их видения ситуации. Кроме того, тенденция игнорирования повышения цены не действует в условиях инфляции и при серьезных изменениях в отраслевых издержках или рыночном спросе.

Дайте ваши комментарии и приведите примеры, подтверждающие или опровергающие данное положение.

3. Время от времени в определенных отраслях начинаются войны цен. Сталелитейная

Сталелитейная, алюминиевая промышленности и система снабжения бензином испытывали периоды резкого снижения цен. Как можно объяснить войны цен с точки зрения принципов олигополии и монополистической конкуренции? Возможна ли война цен в отраслях с высокой конкуренцией или монополией? Объясните ответ.

Тема 11. Рынок факторов производства и распределение факторных доходов.

Тесты для самостоятельной работы:

1. Спрос на ресурсы зависит от:

а) цены на ресурсы;

б) предложения товара, в изготовлении которого используется ресурс;

в) спроса на товар, в изготовлении которого используется этот ресурс;

г) запасов ресурса .

2. Кривая спроса на ресурс представляет собой изменение:

а) предельной полезности;

б) предельной доходности ресурса;

в) среднего дохода ресурса;

г) дохода на единицу продукта.

3. Эластичность спроса на ресурс зависит от:

а) эластичности спроса на денежный капитал;

б) эластичности спроса на товар, производимый с помощью данного

ресурса;

в) эластичности предложения товара, производимого с помощью этого

ресурса;

г) цены на данный ресурс.

4. Эластичность спроса на ресурс возрастает:

а) при сокращении его доли в общей совокупности используемых ресурсов;

б) при увеличении его доли в общих затратах на производство товара;

в) при сокращении возможности ресурсозамещения;

г) при быстром сокращении предельного продукта от использования

данного ресурса.

5. При действии эффекта масштаба производства снижение цены на один

из взаимозаменяемых ресурсов приведет:

а) к снижению спроса на оба ресурса;

б) к снижению спроса только на ресурс, цена на который осталась

неизменной;

в) к увеличению спроса на оба ресурса;

г) к увеличению спроса только на ресурс, цена на который понизилась.

6. Прирост дохода, вызванный использованием каждой дополнительной

единицы привлекаемого ресурса, определяет:

а) спрос на ресурс;

б) предложение ресурса;

в) цену ресурса;

г) запасы ресурса.

7. Прирост издержек, вызванный использованием каждой дополнительной

единицы привлекаемого ресурса, называется:

а) предельными издержками на продукт;

б) предельными издержками на ресурс;

в) средними издержками на продукт;

г) средними издержками на ресурс.

8. В условиях совершенно конкурентных рынков предприятие,

максимизирующее прибыль, привлекает дополнительные единицы

переменного ресурса до тех пор, пока кривая спроса на ресурс:

а) выше кривой предложения ресурса;

б) пересекается с кривой предложения ресурса;

в) ниже кривой предложения ресурса;

г) все перечисленное верно.

9. Для предприятия будет выгодным применять дополнительные единицы

ресурса до тех пор, пока:

а) предельный доход равен предельным издержкам продукта;

б) предельная доходность ресурса равна предельным издержкам на ресурс;

в) предельный продукт равен предельным издержкам на производство

продукта;

г) стоимость предельного продукта ниже цены ресурса.

10. Рыночный спрос на ресурс зависит от всего перечисленного, кроме:

а) количества предприятий, использующих этот ресурс;

б) объемов производства, базирующихся на использовании данного ресурса

в) спроса на продукт предприятий, использующих данный ресурс;

г) объема имеющихся ресурсов.

11. Предприятие использует максимизирующее прибыль сочетание ресурсов,

если:

а) предельные издержки равны предельному доходу;

б) предельная доходность каждого ресурса равна его цене;

в) предельные доходности ресурсов равны предельным издержкам на

ресурс;

г) соотношение предельной доходности каждого из ресурсов и их цен

равно единице.

Тема 12. Рынок труда и заработная плата.

Тесты для самостоятельной работы.

1. В качестве цены на рынке труда выступает:

а) прибыль;

б) процент;

в) заработная плата;

г) рента.

2. Номинальная заработная плата – это:

а) начисленная заработная плата;

б) заработная плата за вычетом налогов и других платежей;

в) заработная плата плюс денежные поступления из других источников;

г) все перечисленное.

3. Реальная заработная плата – это:

а) количество товаров и услуг, приобретенных на номинальную заработную

плату;

б) заработная плата, оставшаяся после вычета налогов и других платежей;

в) сумма расходов семьи в течение месяца;

г) все перечисленное верно.

4. Укажите, какой из параметров не отражает монопсонию на рынке труда:

а) на рынке труда спрос на рабочую силу предъявляется только одним

предприятием;

б) предложение рабочей силы и спрос на труд характеризуются

конкуренцией среди предпринимателей;

в) уровень заработной платы ниже, чем на конкурентном рынке труда;

г) все перечисленное верно.

5. Спрос на труд зависит от:

а) динамики заработной платы;

б) величины предельного продукта, создаваемого трудом;

в) спроса на товары и услуги, создаваемые трудом;

г) все перечисленное верно.

6. При наличии эффекта замещения на рынке труда:

а) предложение труда увеличивается;

б) ценность свободного времени ниже ценности рабочего времени;

в) альтернативой свободного времени выступает получение

дополнительного заработка;

г) все перечисленное верно.

7. Эффект замещения на рынке труда графически представлен:

а) нисходящей частью кривой спроса на труд;

б) восходящей частью кривой предложения труда;

в) частью кривой предложения труда с отрицательным наклоном;

г) равновесным состоянием рынка труда.

8. При эффекте дохода:

а) предложение труда может сокращаться, несмотря на рост ставок

заработной платы;

б) альтернативой дополнительного заработка выступает свободное время;

в) достигается высокая степень насыщения потребностей работника;

г) все перечисленное верно.

9. При превышении предельного продукта труда в денежном выражении

над ставкой заработной платы предприятие:

а) повышает спрос на дополнительное количество рабочей силы;

б) сокращает количество занятых работников;

в) сохраняет неизменное количество работников;

г) все перечисленное верно.

Наши рекомендации