Задания для самостоятельной работы. 1. В условиях олигополии предприятие:
1. В условиях олигополии предприятие:
а) полностью контролирует цены;
б) ведет жесткую ценовую политику;
в) контролирует цены в узких рамках;
г) не контролирует цены.
2. Уникальным свойством олигополии в ценовой политике является:
а) использование рекламы;
б) всеобщая взаимозависимость;
в) обладание значительными финансовыми ресурсами;
г) способность вести ценовые войны.
3. Ломаная кривая спроса характеризует поведение олигополиста,
предрасположенного:
а) к тайному сговору;
б) к молчаливому соглашению;
в) к ценовой конкуренции;
г) к лидерству в ценах.
4. Рынок монополистической конкуренции схож с олигополистическим в
том, что:
а) отсутствуют любые барьеры для проникновения в отрасль;
б) для предприятий характерно стратегическое поведение;
в) предприятия обладают рыночной властью;
г) для предприятий не характерны слияния и поглощения.
5. Если в олигопольной отрасли ведущее предприятие точно предсказывает
время и величину изменения цены, то это политика:
а) тайного сговора;
б) ценовой конкуренции;
в) лидерства в ценах;
г) ценовой накидки.
6. Если на олигополистическом рынке фирма повысит или понизит цену или объем выпуска продукции:
а) это приведет к увеличению прибыли данной фирмы;
б) не окажет влияния на объем прибыли данной фирмы;
в) окажет влияние на продажу и прибыль фирм конкурентов;
г) не произойдет никаких изменений.
7. Рыночное поведение отраслевого картеля, максимизирующего прибыль, аналогично поведению:
а) чистой монополии;
б) олигополии;
в) монополистической конкуренции;
г) чистой конкуренции.
Вопросы для обсуждения на семинарском занятии
1. Рынок олигополии и его характерные признаки.
2. Характеристика основных моделей ценообразования на рынке олигополии.
3. Оценка эффективности рынка олигополии.
Вопросы для дискуссионного обсуждения:
1. Как вы думаете, к какой рыночной структуре относится рынок высшего образования? Какие факторы влияют на структуру рынка высшего образования? Насколько важна экономия на масштабах? Насколько важны входные и выходные барьеры? Что можно сказать о роли случайных факторов?
2. Экономисты считают, что допущение о возможной реакции конкурентов в модели ломаной кривой спроса не является правильным, если понижение цены одним из конкурентов расценивается не как попытка ценовой конкуренции, а как следствие того, что: а) или товар устарел и возникли проблемы с его сбытом; б) или фирма находится в сложном финансовом положении и пытается расширить рынок сбыта. В этих условиях реакция конкурентов будет зависеть от их видения ситуации. Кроме того, тенденция игнорирования повышения цены не действует в условиях инфляции и при серьезных изменениях в отраслевых издержках или рыночном спросе.
Дайте ваши комментарии и приведите примеры, подтверждающие или опровергающие данное положение.
3. Время от времени в определенных отраслях начинаются войны цен. Сталелитейная
Сталелитейная, алюминиевая промышленности и система снабжения бензином испытывали периоды резкого снижения цен. Как можно объяснить войны цен с точки зрения принципов олигополии и монополистической конкуренции? Возможна ли война цен в отраслях с высокой конкуренцией или монополией? Объясните ответ.
Тема 11. Рынок факторов производства и распределение факторных доходов.
Тесты для самостоятельной работы:
1. Спрос на ресурсы зависит от:
а) цены на ресурсы;
б) предложения товара, в изготовлении которого используется ресурс;
в) спроса на товар, в изготовлении которого используется этот ресурс;
г) запасов ресурса .
2. Кривая спроса на ресурс представляет собой изменение:
а) предельной полезности;
б) предельной доходности ресурса;
в) среднего дохода ресурса;
г) дохода на единицу продукта.
3. Эластичность спроса на ресурс зависит от:
а) эластичности спроса на денежный капитал;
б) эластичности спроса на товар, производимый с помощью данного
ресурса;
в) эластичности предложения товара, производимого с помощью этого
ресурса;
г) цены на данный ресурс.
4. Эластичность спроса на ресурс возрастает:
а) при сокращении его доли в общей совокупности используемых ресурсов;
б) при увеличении его доли в общих затратах на производство товара;
в) при сокращении возможности ресурсозамещения;
г) при быстром сокращении предельного продукта от использования
данного ресурса.
5. При действии эффекта масштаба производства снижение цены на один
из взаимозаменяемых ресурсов приведет:
а) к снижению спроса на оба ресурса;
б) к снижению спроса только на ресурс, цена на который осталась
неизменной;
в) к увеличению спроса на оба ресурса;
г) к увеличению спроса только на ресурс, цена на который понизилась.
6. Прирост дохода, вызванный использованием каждой дополнительной
единицы привлекаемого ресурса, определяет:
а) спрос на ресурс;
б) предложение ресурса;
в) цену ресурса;
г) запасы ресурса.
7. Прирост издержек, вызванный использованием каждой дополнительной
единицы привлекаемого ресурса, называется:
а) предельными издержками на продукт;
б) предельными издержками на ресурс;
в) средними издержками на продукт;
г) средними издержками на ресурс.
8. В условиях совершенно конкурентных рынков предприятие,
максимизирующее прибыль, привлекает дополнительные единицы
переменного ресурса до тех пор, пока кривая спроса на ресурс:
а) выше кривой предложения ресурса;
б) пересекается с кривой предложения ресурса;
в) ниже кривой предложения ресурса;
г) все перечисленное верно.
9. Для предприятия будет выгодным применять дополнительные единицы
ресурса до тех пор, пока:
а) предельный доход равен предельным издержкам продукта;
б) предельная доходность ресурса равна предельным издержкам на ресурс;
в) предельный продукт равен предельным издержкам на производство
продукта;
г) стоимость предельного продукта ниже цены ресурса.
10. Рыночный спрос на ресурс зависит от всего перечисленного, кроме:
а) количества предприятий, использующих этот ресурс;
б) объемов производства, базирующихся на использовании данного ресурса
в) спроса на продукт предприятий, использующих данный ресурс;
г) объема имеющихся ресурсов.
11. Предприятие использует максимизирующее прибыль сочетание ресурсов,
если:
а) предельные издержки равны предельному доходу;
б) предельная доходность каждого ресурса равна его цене;
в) предельные доходности ресурсов равны предельным издержкам на
ресурс;
г) соотношение предельной доходности каждого из ресурсов и их цен
равно единице.
Тема 12. Рынок труда и заработная плата.
Тесты для самостоятельной работы.
1. В качестве цены на рынке труда выступает:
а) прибыль;
б) процент;
в) заработная плата;
г) рента.
2. Номинальная заработная плата – это:
а) начисленная заработная плата;
б) заработная плата за вычетом налогов и других платежей;
в) заработная плата плюс денежные поступления из других источников;
г) все перечисленное.
3. Реальная заработная плата – это:
а) количество товаров и услуг, приобретенных на номинальную заработную
плату;
б) заработная плата, оставшаяся после вычета налогов и других платежей;
в) сумма расходов семьи в течение месяца;
г) все перечисленное верно.
4. Укажите, какой из параметров не отражает монопсонию на рынке труда:
а) на рынке труда спрос на рабочую силу предъявляется только одним
предприятием;
б) предложение рабочей силы и спрос на труд характеризуются
конкуренцией среди предпринимателей;
в) уровень заработной платы ниже, чем на конкурентном рынке труда;
г) все перечисленное верно.
5. Спрос на труд зависит от:
а) динамики заработной платы;
б) величины предельного продукта, создаваемого трудом;
в) спроса на товары и услуги, создаваемые трудом;
г) все перечисленное верно.
6. При наличии эффекта замещения на рынке труда:
а) предложение труда увеличивается;
б) ценность свободного времени ниже ценности рабочего времени;
в) альтернативой свободного времени выступает получение
дополнительного заработка;
г) все перечисленное верно.
7. Эффект замещения на рынке труда графически представлен:
а) нисходящей частью кривой спроса на труд;
б) восходящей частью кривой предложения труда;
в) частью кривой предложения труда с отрицательным наклоном;
г) равновесным состоянием рынка труда.
8. При эффекте дохода:
а) предложение труда может сокращаться, несмотря на рост ставок
заработной платы;
б) альтернативой дополнительного заработка выступает свободное время;
в) достигается высокая степень насыщения потребностей работника;
г) все перечисленное верно.
9. При превышении предельного продукта труда в денежном выражении
над ставкой заработной платы предприятие:
а) повышает спрос на дополнительное количество рабочей силы;
б) сокращает количество занятых работников;
в) сохраняет неизменное количество работников;
г) все перечисленное верно.