Система цен. Функции цены
ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
Учебное пособие
Санкт-Петербург 2007
УДК: 338.5
ББК: 658.35
Рецензент:
Доктор экономических наук, профессор кафедры
Экономики и управления на предприятии водного транспорта
Г. В. Поваров
Н.М. Филиппов. Ценообразование: Учебное пособие. – СПб.: СПГУВК, 2007. –130 с.
Рассматриваются основы ценообразования на предприятиях транспорта в условиях рынка, показывается влияние различных факторов на процесс формирования цен. Значительное внимание уделено вопросам разработки ценовой политики и ценовой стратегии, а также методам ценообразования.
Издание соответсствует теоретическому курсу по дисциплине «Ценообразование» для студентов экономических специальностей высших и средних учебных заведений водного транспорта.
УДК
ББК
Ó Н. М. Филиппов
Ó Санкт-Петербургский государственный
Университет водных коммуникаций, 2007
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 4
1. Цены в рыночной экономике 6
1.1. Система цен. Функции цены 6
1.2. Виды и индексы цен 9
1.3. Классификация и общая характеристика транспортных тарифов 13
1.4. Ценообразование в условиях рынка 27
1.5. Ценообразование на различных типах рынков 34
2. Издержки и прибыль 40
2.1. Классификация издержек 40
2.2. Выбор рациональных объемов производства 44
2.3. Определение объемов выпуска максимизирующих прибыль 47
2.4. Условия безубыточности и заданного уровня прибыли 52
3. Ценовая политика и ценовые стратегии 56
3.1. Разработка ценовой политики фирмы 56
3.2. Стратегия и тактика ценообразования 62
3.3. Выбор типа ценовой стратегии 69
4. Методы ценообразования на транспорте 80
4.1. Методы ценообразования с ориентацией на затраты 80
4.2. Методы ценообразования с ориентацией на спрос 92
4.3. Методы ценообразования с ориентацией на конкуренцию 94
4.4. Параметрические методы ценообразования 96
5. Ассортиментное ценообразование 102
5.1. Методы ассортиментного ценообразования 102
5.2.Учет эффектов замещения и дополнения 106
6. Тактика ценообразования 109
6.1. Система скидок с цен 109
6.2. Поправки к ценам 124
Рекомендуемая литература 130
ВВЕДЕНИЕ
Цены, ценообразование, ценовая политика – ключевые элементы рыночной экономики, которая основана на отношениях, возникающих при купле-продаже товара на рынке. Сделка купли-продажи заключается добровольно и при условии взаимной выгодности. Важнейшим регулятором сделки является цена, которая показывает, сколько денежных единиц надо отдать за одну физическую единицу товара, - т.е. цена есть денежное выражение стоимости товара. Цена – сложная экономическая категория. Она опосредствует все товарно-денежные отношения в обществе. Прежде всего это относится к производству и реализации товаров, формированию их стоимости, а также созданию, распределению и использованию денежных накоплений.
Ценообразование – процесс формирования цен на товары и услуги, происходящий в рамках двух основных систем ценообразования - рыночного ценообразования, функционирующего на базе взаимодействия спроса и предложения, и централизованного государственного ценообразования, в основе которого формирование цен государственными органами на базе средних издержек производства и обращения с учетом функций цены.
В условиях рынка ценообразование представляет собой сложный процесс, подверженный воздействию многих факторов. Выбор общего направления ценообразования, главных подходов к определению цен на изделия, укрепление рыночной позиции предприятия обеспечиваются на основе маркетинга. Цены и ценовая политика выступают одной из главных составляющих маркетинговой стратегии фирмы. Прежде чем установить окончательную цену фирма учитывает маркетинговые цели и свои издержки, степень государственного регулирования, уровень и динамику спроса, характер конкуренции, потребности оптовых и розничных торговцев.
Ценовая политика - это общие принципы, которых фирма придерживается в сфере установления цен на свои товары и услуги. Суть целенаправленной ценовой политики состоит в следующем: устанавливать на товары и услуги такие цены, так варьировать ими в зависимости от ситуации на рынке, чтобы успешно решать все стратегические и тактические задачи. В рамках ценовой политики частные решения увязываются в единую интегрированную систему.
ЦЕНЫ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
Система цен. Функции цены
Рынок – система стабильных, постоянно воспроизводимых отношений (производственных, экономических, технологических) между различными субъектами, действующими на нем. Эта система опосредована механизмом стоимости, товарно-денежных отношений, спроса и предложения и других элементов сферы обращения товаров.
На рынке действует множество субъектов: домашние хозяйства, предприятия разных форм собственности, акционерные общества, биржи, различные фонды и др. Каждый субъект рынка выступает поочередно то в роли продавца, то в роли покупателя. Поэтому рынок находится в равновесии, пока нет резких нарушений интересов каждого субъекта, т.е. когда пропорции обмена или система цен на факторы производства (земля, труд, капитал, предпринимательские способности) и на товары и услуги устраивают всех. Кризис в экономике начинается тогда, когда появляются сбои в системе цен.
Система цен отражает взаимосвязь и взаимоотношения различных видов цен и состоит из элементов, в качестве которых рассматриваются как конкретные цены, так и определенные группы цен. Важным элементом системы цен являются транспортные тарифы, которые представляют собой цены на перевозки грузов и пассажиров. Транспортные тарифы играют значительную роль в общей системе ценообразования в стране, так как стоимость доставки является существенной составной частью цен на товары. Так, в цене некоторых видов продукции удельный вес расходов на транспорт составляет более 50%.
Систему цен характеризуют следующие параметры: уровень, структура и динамика цен. Уровень – абсолютное денежное выражение цены; структура – определенные соотношения элементов цены в процентах или долях; динамика – изменение уровня цены во времени.
Основными элементами любой цены являются издержки производителя и посредников и прибыль, которую они предполагают получить. Существенным элементом рыночной отпускной цены являются налоги: акциз, налог на добавленную стоимость, налог с продаж и др.
Экономическая сущность цены проявляется в выполняемых ею функциях. Функция цены – это совокупность общих свойств, которые объективно присущи ей как экономической категории. Эти свойства определяют роль и место цены в хозяйственном механизме и активно воздействуют на экономические процессы.
Большинство экономистов признают за ценой пять основных функций: учетно-измерительную, балансирующую, стимулирующую, перераспределительную и размещения производства. Учетно-измерительная функция определяется сущностью цены как денежного выражения стоимости. Реализуя учетно-измерительную функцию, цена дает возможность сопоставлять самые различные потребительские свойства товаров и услуг, исходя из затрат труда и других ресурсов. Цена показывает, во что обходится обществу обеспечение потребности в конкретной продукции. Она дает возможность выявить, сколько затрачено труда, материалов, комплектующих изделий на производство и реализацию товара. Цена определяет как величину издержек производства и обращения товаров, так и величину прибыли. Учетная функция означает необходимость учета в системе цен всей совокупности общественно-необходимых затрат. Для нормального поступательного развития экономики характерно соответствие суммы цен сумме стоимостей. Любые нарушения данного соответствия означают нарушения в процессе воспроизводства. В частности, превышение суммы цен над суммой созданных стоимостей означает инфляцию.
Балансирующая функция цены обеспечивает уравновешенность спроса и предложения. В условиях свободного рынка, естественной конкуренции благодаря этой функции цена выполняет роль стихийного регулятора общественного производства. Свертывается производство продукции, не пользующейся спросом, а ресурсы направляются на увеличение производства необходимой рынку продукции или услуг. Обеспечение равновесия спроса и предложения на основе цен реально лишь на свободном рынке. В теоретическом плане равновесная рыночная цена формируется при таком соотношении спроса и предложения, при котором количество товаров, испрашиваемых покупателями, эквивалентно их объему, предлагаемому рынку производителями. В реальности равновесие спроса и предложения постоянно нарушается, а это приводит в движение инструменты, способные восстановить равновесие. Цена, выполняющая уравновешивающую функцию между спросом и предложением, стимулирует рост предложения при дефиците товаров и разгружает от излишков, ограничивая предложение.
Значение стимулирующей функции цены характеризуется ее воздействием на производство и потребление разных товаров. Цена стимулирует производителя через уровень заключенной в ней прибыли. В результате цены способствуют или препятствуют росту выпуска и потребления товаров. Стимулирующей функцией обладает такая рыночная цена, которая позволяет производителю получить наиболее высокую прибыль в сравнении с другими товарами. Посредством цен реально стимулировать или замедлять научно-технический прогресс, обеспечивать экономию затрат, улучшение качества продукции, изменение структуры производства и потребления.
Важное значение имеет и перераспределительная функция цены. Эта функция связана с отклонением цены от стоимости в рамках действия рыночных факторов. Отклоняясь от стоимости, цена выступает инструментом перераспределения национального дохода между отраслями экономики, ее секторами, регионами, различными социальными группами. Например, повышенные розничные цены на предметы “роскоши” и товары с высоким имиджем помогают перераспределять денежные доходы части населения для формирования фондов социального назначения. Данная функция цены отражается через акцизы на конкретные группы товаров, налог на добавленную стоимость и другие формы изъятий налогового характера. Цены активно применяются как средство перераспределения чаще всего при использовании государственных или регулируемых цен. Перераспределение создаваемых стоимостей между производителем и потребителем приводит к выигрышу одних слоев общества и проигрышу других. Но по всей товарной сумме при купле-продаже цена и стоимость в количественном отношении должны быть уравновешены.
Функция цены как средства рационального размещения производства обеспечивает перелив капитала в те секторы экономики, в развитие тех производств и регионов, где обеспечивается высокая норма прибыли в цене товара.
Виды и индексы цен
Различают цены на материальную продукцию и на услуги. Среди цен на материальную продукцию различают оптовые цены на продукцию промышленности, цены на строительную продукцию, закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию, отпускные цены на товары народного потребления.
Цены на услуги называют тарифами, которые подразделяются на тарифы грузового и пассажирского транспорта (железнодорожного, автомобильного, водного, авиационного), тарифы на платные услуги, оказываемые населению (бытовые и коммунальные). Цены обслуживают как внутренний, так и внешнеторговый оборот. Среди внешнеторговых различают цены мировые, твердые, скользящие, с последующей фиксацией, окончательные.
По степени прохождения товара от изготовителя к потребителю выделяют отпускные цены предприятия, цены оптовых посредников, торговые цены, розничные цены. По способу выражения различают абсолютные и относительные цены.
В статистике и учете различают цены действительные (текущие), неизменные (базисные), сопоставимые (реальные), средние, средневзвешенные. Действительные цены – это цены фактических сделок в конкретном месте в конкретный период. Эти цены большей частью составляют коммерческую тайну.
Неизменные цены – это цены, существующие в базисном году. Статистические органы принимают какой-либо год за базовый, и цены этого года в последующие периоды выступают как неизменные. Неизменные цены позволяют оценивать динамику физических объемов разнообразной продукции, в том числе и валового национального продукта (ВНП).
Цены сопоставимые, или реальные, – это цены, приведенные по величине к условиям определенного периода времени, - то есть это действительные цены, освобожденные от инфляции. Кроме инфляции на цены действует много факторов. Поэтому инфляцию нейтрализуют, чтобы иметь возможность анализировать другие факторы:
, (1.1)
либо
, (1.2)
где , - реальные цены товара; - индекс изменения уровня стоимости жизни; - индекс изменения дефлятора ВНП
Индексы и находятся по следующим формулам:
, (1.3)
, (1.4)
где , - уровни стоимости жизни в текущем (отчетном) и предыдущем году, соответственно; , - дефляторы ВНП в текущем (отчетном) и предыдущем году, соответственно.
Уровень (индекс) стоимости жизни ИПК определяют по набору товаров и услуг в потребительской корзине:
, (1.5)
где , - стоимости потребительской корзины в действительных ценах и ценах базисного года, соответственно.
Потребительская корзина – это определенный узаконенный государством набор товаров и услуг, потребление которых обеспечивает нормальные условия жизни человеку.
Индекс цен для всего конечного продукта в целом получают на основе дефлятора ДФ валового национального продукта (ВНП):
, (1.6)
где - номинальный валовой национальный продукт, выраженный в действительных ценах; - валовой национальный продукт в реальных ценах.
Индекс цен для отдельного товара или группы товаров определяют следующим образом:
, (1.7)
, (1.8)
где , - действительные цены отдельного товара и i-го товара группы; , - базисные цены отдельного товара и i-го товара группы.
Если дефлятор ДФ валового национального продукта и индекс стоимости жизни ИПК растут, то растет средний уровень цен. Поэтому эти два индекса широко применяются для оценки темпов инфляции, которая отражает процесс повышения среднего уровня цен, связанный с падением покупательной способности денежной единицы.
Темп инфляции определяют на основе расчета изменения либо индекса стоимости жизни, либо дефлятора ВНП.
Годовой темп инфляции определяется по формулам:
, (1.9)
(1.10)
Для отдельного товара количественные оценки темпа инфляции и индекса цен связаны следующим образом:
, (1.11)
. (1.12)
Относительная цена товара – это его цена по отношению к цене другого товара:
, (1.13)
где РАВ – относительная цена товара А; РА, РВ – действительные цены товаров А и В.