Регулирование естественной монополии: достижение субоптимума
Большинство монополизированных отраслей- естественные монополии. Они выполняют 2 основные функции: инфраструктурная, бюджетообразующая, затратообразующая
В России, Согласно ФЗ к естественным монополиям относятся транспортировка нефтегазовой продукции, ж.д перевозки,ЖКХ
Кривая спроса пересекает кривую LAC в точке их понижения ,потому что объем выпуска возрастет. Увеличивать кол-во фирм не целесообразно, т.к. разделив рынок, кривая спроса будет передвигаться по LAC влево, т.к. средние издержки возрастут.
Максимум прибыли фирма получает про Qm→Pm > LAC, то есть фирма получает экономическую прибыль, но гос-во регулирует монополию:
1.Если с целью достижения оптимума или экономической эффективности, тогда регулируемая цена равна LAC
2. Pr=LMC→Qr, но при этом производственная эффективность снижается, тк цена регулируема, цена ниже LAC (Pr ‹ LAC)
Гос-во выбирает ситуацию, когда цена равна долгосрочным средним издержкам и фирма получает нормальную прибыль. В результате мы получаем достижение субоптимума или 2-е наилучшее решение. Но у этого регулирования есть недостатки:
1. Сохраняется недоиспользование ресурсов
2. Замещение естественной монополии требует повышения тарифов и они завышают свои долгосрочные средние издержки.
Равновесие монополистически конкурентного производителя в краткосрочном периоде: максимизация прибыли и минимизация убытков
МК- рынок с большим числом участников, но дифференцированием продуктов. Работает в отраслях, где: 1) незначителен эффект масштаба, 2) важна не ценовая конкуренция, 3) наличие продуктовой дифференциации.
Механизм: Кривая спроса более эластична, чем у монополиста, но менее эластична по сравнению с совершенной конкуренцией. Товар взаимозаменяем, но не полные субституты. Рынки: пищевая промышленность, одежда, обувь, рестораны и т.д.
Модель максимизации прибыли:
Max прибыли фирма получит при Q(m) и P(m), которые зависят от уровня спроса и издержек. У фирмы отсутствует кривая предложения. Фирма принимает решение и устанавливает цену сама.
Модель минимизации убытков: На этом рынке барьеры входа на рынок отсутствуют, тогда в короткосрочном периоде если фирма получает экономическую прибыль, то в отрасль входят новые фирмы: предложение возрастает, спрос на отдельную продукцию убывает, равновесная цена снижается.
Вывод:Фирма минимизирует убытки пока p(m) покрывает AVC для каждого объёма выпуска. Таким образом, рыночная власть ограничена.