Естественной монополии

Отрасль, в которой деятельность единственной фирмы более эф­фективна в силу наличия существенной экономии от масштаба, сопро­вождающей рост производства, называется естественноймонополией.

В такой отрасли наиболее эффективный масштаб производства то­вара близок к тому количеству, на которое рынок предъявляет спрос по любой цене, достаточной для покрытия издержек производства. Одна фир­ма целиком может обеспечивать весь спрос, предъявляемый на ее товар (услугу).

Ситуация естественной монополии порождается технологией, ис­пользующей значительный объем постоянного компонента издержек производства, что сопровождается существенной экономией на масшта­бах выпуска. Разделение выпуска между 2-3 или большим количеством фирм приведет к тому, что масштабы производства каждой будут неэф­фективно малы и наличие более, чем одного продавца приведет к рос­ту издержек. Конкуренция здесь невозможна и в силу того, что самая крупная фирма всегда обладает преимуществами в части издержек пе­ред своими соперниками, а мелкие фирмы, в этих условиях, по-видимо­му, не способны выдержать конкуренции и будут вытеснены с рынка.

К таким отраслям принято относить большинство предприятий так называемого общественного пользования, осуществляющих коммуналь­ное обслуживание (электро-, газо-, водоснабжение, канализация), пред­приятия телефонной связи, железнодорожного, трубопроводного транс­порта, кабельное телевидение и т. п.

Эти производства выделяют в отдельную группу в силу значимости фактора экономии от масштаба при распределении услуг. Такие компа­нии легко могут расширить число своих потребителей в обслуживаемом регионе. Создание же новой дополнительной компании, выполняющей





Глава 7

Механизм рынка несовершенной конкуренции



аналогичные функции, в случае появления дополнительного спроса, будет обходиться слишком дорого.

В некоторых отраслях, как, например, в электроэнергетике, эконо­мия от масштаба может быть существенной при всех объемах выпуска. Например, системы водоснабжения или электроснабжения требуют вы­соких объемов постоянных издержек ввиду высокой стоимости основно­го оборудования - трансформаторных подстанций, генераторов, линий электропередач, насосного и водопроводного оборудования, очистных сооружений и т. д. В случае сокращения объемов предоставления дан­ных благ на тех же производственных мощностях постоянные издержки не уменьшатся, так как основные капиталовложения уже осуществлены, но при этом увеличатся средние издержки. Если в отрасли будут дей­ствовать несколько фирм, то весь объем производства распределится между ними и производство каждой из них будет меньшим. В этом слу­чае (при сохранении прежнего объема постоянных издержек на обору­дование) средние издержки не достигнут своего минимального уровня. Здравый смысл подсказывает, что дешевле пользоваться одной линией электропередач, чем тянуть две параллельных, перекрывающих друг друга. То же самое можно сказать о трубопроводах для транспортиров­ки нефти или газа.

Предоставление какой-либо компании исключительных монополь­ных прав на поставки потребителям электро-, водо-, газоресурсов или на транспортное обслуживание на данной территории или в масштабах всего государства вызывает необходимость установления государствен­ного контроля над деятельностью таких монополий. Это делается в це­лях устранения возможных злоупотреблений властью над рынком и не­гативных последствий для потребителей от монопольного положения основных поставщиков. В большинстве стран эти отрасли либо находят­ся в государственной собственности, либо регулируются государством. В обоих случаях цены устанавливаются государством, а не естествен­ной монополией.

На рис. 7.9 показаны параметры издержек естественной монополии. Приведены кривые спроса и издержек производства для типичной есте­ственной монополии. Из-за больших постоянных издержек кривая спро­са (D) пересекает кривую долгосрочных средних издержек (LAC) в точке Е2, когда средние издержки все еще понижаются.

Если отрасль - естественная монополия, то выпуск продукции и цена установятся на уровне Q, и Р, соответственно точке (Е), где пере­секаются долгосрочные предельные издержки (long run marginal cost, LMC) и предельный доход (MR), т. е. в условиях максимизации прибыли монополистом.

Так как в этом положении цена (Р,) превышает величину средних из­держек, естественный монополист получает значительную прибыль в

размере прямоугольника Р^Е^МРМ, а цена значительно превышает пре­дельные издержки.

Оптимальная, с точки зрения общества, деятельность отрасли соот­ветствует уровню точки Е3, в которой долгосрочные предельные издер­жки (LMC) совпадают с ценностью дополнительной единицы продукции для потребителей, т. е. с кривой спроса D. Объемы выпуска продукции ниже Q3 неэффективны в силу того, что потребители были бы готовы заплатить больше величины долгосрочных предельных издержек за больший объем производства продукции (кривая LMC расположена ниже кривой спроса D). Если выпуск превышает Q3, то дополнительное производство продукции превышает уровень имеющегося на данную продукцию спроса (кривая LMC расположена выше кривой спроса D). Таким образом, выпуск продукции в объеме Q3 является оптимальным с точки зрения общества в целом. Однако точка Е3 не может быть точкой долгосрочного равновесия, так как соответствующая ей цена ниже ве­личины LAC, а фирма не может длительно существовать при отсутствии нормальной прибыли.

Минимизация LAC на длительном интервале производства являет­ся фактором сохранения высокого барьера вхождения в отрасль и от­сутствия конкурентов даже при увеличении спроса на товар с D до D,.

Экономия на масштабе производства защищает естественные моно­полии от опасности появления конкурентов до тех пор, пока новая тех­нология не позволит ввести эффективное производство в меньших раз­мерах.

Поскольку отрасль естественной монополии требует только одного эффективного производителя, этот производитель приобретает огром­ную рыночную власть, назначая цены, намного превышающие его из­держки, что создает проблему неэффективности распределения ре­сурсов с точки зрения общества, т. е. цена оказывается выше, а объем выпуска ниже оптимального для отрасли. Кроме того, высокая цена на продукцию естественного монополиста ведет к повышению цен в отраслях, использующих продукт такой фирмы в качестве ре­сурса, т. е. неэффективность естественного монополиста распростра­няется по всей технологической цепочке взаимосвязанных отраслей.

1 0бщие принципы антимо нопольного регулирования будут рассмотрены в § 9, но мы специ ально выделяем проблему регулирования деятельности есте ственнои монополии ввиду ее особой значимости для общества.
Рассмотрим, каким образом

решается эта проблема.1 Основной задачей

регулирования деятельности естественных

монополий является создание барьеров

для повышения цен на производимые

блага или для искусственного ограни

чения объемов выпуска, что также

может вести'К повышению цен. -

Правительство, как правило, сохра





Глава 7

Механизм рынка несовершенной конкуренции



няет за собой право определять региональные границы деятельности естественного монополиста, регулировать качество его услуг и контро­лировать цены, которые он может назначать. Например, тарифы комму­нальных служб, телефонных компаний, железнодорожные тарифы, рас­ценки на поставку многих энергоресурсов определяются соответствую­щими государственными или муниципальными органами.

В рыночной экономике фактором снижения цен и увеличения объе­ма предложения товара является конкуренция. Однако в рассматривае­мой ситуации препятствием для включения механизма конкуренции яв­ляется экономия от масштаба. Естественная монополия в этих усло­виях является структурой, минимизирующей издержки производства. Ведь при наличии множества фирм отрасль теряет имеющиеся преиму­щества. Средние издержки 2-х и более фирм были бы выше, так как объем производства каждой из них был бы меньше, чем у единствен­ной фирмы. Масштаб производства, таким образом, является фактором, создающим барьеры для вхождения конкурента в отрасль. Если бы цена и выпуск продукции устанавливались конкурентным путем, то в этом случае объем производства каждой фирмы был бы на более низком уровне, а следовательно, и с более высокими средними издержками. Следователь­но, антимонопольное регулирование, препятствующее образованию ес­тественной монополии, увеличило бы общие издержки общества.

Естественной монополии - student2.ru

Рис. 7.10. Чистые потери общества от естественной монополии

Но, с другой стороны, нерегулируемая монополия ограничивает вы­пуск продукции на уровне Q1 и тем самым формирует чистые потери об­щества в размере заштрихованной площади Е,££3 на рис. 7.10. Следо­вательно, интересы эффективности требуют замены рыночных сил: мо­нопольного производителя необходимо заставить производить больше Q, и назначить цену ниже Р, или посредством регулирования его дея­тельности, или национализацией соответствующей отрасли.

Как и в условиях конкуренции, издержки должны минимизироваться, а цены определяться на основе предельных издержек. Кроме того, орга­ны регулирования должны соблюдать баланс между интересами потре­бителей, для которых желательны низкие цены, и экономической жиз­неспособностью производителя-естественного монополиста. Если пой­ти навстречу интересам потребителей и установить цены ниже издер­жек производства, это приведет к разорению и банкротству предприятий или потребует увеличения налогов для возмещения убытков производ­ства за счет государственных субсидий. Таким образом, основные пра­вила регулирования деятельности естественных монополий заключают­ся в следующем.

• Цены должны устанавливаться на уровне, максимально близком к предельным издержкам.

Большие отклонения цен от долгосрочных предельных издержек обусловливают рост чистых потерь общества. Если величина LMC ниже цены, то продукция производится в недостаточном объеме; если их ве­личина превышает цену, то объем производимой продукции слишком большой. Но в естественных монополиях, как мы неоднократно отмеча­ли, издержки падают с ростом выпуска в силу экономии от масштаба. А это означает, что LMC всегда ниже LAC. Установление цены на уровне пересечения LMC и кривой спроса D (точка Е3) означает производство продукции в объеме Q3 и соответствующий уровень цены Ру которая в этом случае оказывается ниже величины LAC. Данная отрасль, таким образом, не получает нормальной прибыли на вложенный капитал. Следовательно, государство должно стремиться к установлению цен, максимально приближенных к предельным издержкам для минимиза­ции «мертвого убытка» общества, но, вместе с тем, обеспечивать по­лучение дохода, достаточного для возмещения издержек фирмы-моно-полиста.

В некоторых отраслях одним из способов, с помощью которого мож­но было бы добиться такого баланса, является использование двухком-понентного (гибкого)тарифа.

Двухкомпонентный тариф представляет собой систему ценообразо­вания, при которой пользователи платят фиксированную сумму за пра­во встать на обслуживание (или за получение минимальных норм соци­альных услуг), а затем с них взимается плата за потребление каждой дополнительной единицы продукции.

Такой тариф может быть установлен при предоставлении услуг те­лефонной связи или снабжения электроэнергией. Например, может быть установлена фиксированная плата за подключение к государствен­ной электрической сети, а затем - отдельно измеряемая по счетчику плата за каждый потребленный киловатт-час электроэнергии. Доход от фиксированной составляющей платы за услугу дает компании возмож-






Глава 7

Механизм рынка несовершенной конкуренции



ность возместить свои издержки даже в том случае, если переменная составляющая равна предельным издержкам. Телефонные компании могут предусматривать возможность пользования услугами, скажем, го­родской сети по фиксированному тарифу, а междугородной связью за дополнительную плату.

Фиксированный тариф может быть установлен за пользование опре­деленным объемом услуг (время телефонного разговора, количество квт/час электроэнергии, куб. м газа и т. п.), сверх которого вводится до­полнительная плата за единицу услуги.

• Прибыль естественной монополии не должна превышать нор­
мальной прибыли на вложенный капитал.

Для того, чтобы предприятие было безубыточным, все издержки должны быть возмещены, следовательно, его прибыль должна обеспе­чивать как минимум нормальный доход на капитал, включающий, как из­вестно, явные издержки производства плюс альтернативную стоимость инвестированного капитала.

Следовательно, ценовое регулирование отрасли-естественного мо­нополиста предполагает, что государство устанавливает такой предел цены, при которой производитель не только возместит свои издержки, но и получит нормальную прибыль на вложенный капитал. Поэтому ре­гулируемая цена устанавливается на уровне пересечения LAC и кривой спроса D. При этом потери общественного благосостояния минимизиро­ваны по сравнению с монопольным установлением цены на уровне Р .

Существуют две проблемы, связанные с ценообразованием на ос­нове долгосрочных средних издержек.

1. При объеме выпуска Q2 продукции производится меньше, так как цена превышает долгосрочные предельные издержки. Величина потерь общества при этом соответствует затененной области Е СЕ на рис. 7.10. 3

2. Долгосрочные предельные издержки многих предприятий есте­ственных монополий, в частности, сферы коммунального обслуживания, имеют тенденцию к изменению в течение суток (день-ночь) или в зави­симости от сезона (зима-лето). Цены должны отражать эти изменения величины LMC во времени. Цены, базирующиеся на LAC, такого изме­нения затрат обычно не отражают.

Если цена установлена выше LAC, то тем самым увеличивается при­быль фирмы сверх нормальной, а чистые убытки общества возрастают. Следовательно, государственные регулирующие органы не выполняют свою задачу по защите потребителя услуг отрасли и сокращению потерь общества.

• Государственное регулирование должно обеспечивать эффек­
тивность производства.

Если в результате государственного контроля цены установлены на уровне, когда отрасль возмещает издержки и получает нормальную при-

быль, то она не имеет существенных стимулов для минимизации своих издержек.

Следовательно, возникает еще одна задача регулирования - про­верка обоснованности расходов фирмы, включаемых в производствен­ные издержки предприятия. Один из стимулов для снижения средних из­держек - установление и сохранение неизменных цен в течение дли­тельного периода. В таких случаях снижение издержек приводит к уве­личению прибыли отрасли до момента пересмотра тарифов за предос­тавляемую услугу.

Поскольку условия спроса также подвержены постоянным изменени­ям, регулируемая цена требует корректировок и с учетом этого факто­ра. Чем более неопределенными, а следовательно, более изменчивы­ми являются условия внешней экономической среды, тем чаще должны проводится подобные корректировки. С другой стороны, чем чаще про­исходит пересмотр регулируемой цены, тем меньше у фирмы стимулов вводить технические усовершенствования, способные понизить издер­жки производства. Другими словами, регулирующие органы сталкивают­ся с дилеммой: следовать за изменениями спроса и издержек (тогда цена теряет свое стимулирующее воздействие на производителя) или стремиться к сохранению существующей цены в течение длительного периода.

Если государство регулирует цены естественного монополиста, то такое регулирование может привести к уменьшению издержек производ­ства товара за счет ухудшения качества. У регулируемой фирмы снижа­ются стимулы к улучшению качества товара или услуги, если она не предполагает соответствующего повышения цены, а в условиях отсут­ствия конкуренции ухудшение качества товара не отражается на поло­жении фирмы на рынке.

Для контроля уровня качества услуг, поставляемых естественным монополистом, возможны два варианта: включение показателей качества в регулируемую цену или компенсация потребителям за счет фирмы в слу­чае падения качества товара (услуги) ниже допустимого уровня.

И, наконец, способом устранения или снижения рыночной власти ес­тественного монополиста является «внедрение» рыночной конкуренции. Роль государства заключается в том, чтобы облегчить по возможности появление новых фирм на рынке при повышении спроса на продукцию отрасли. Иногда увеличение степени конкурентности рынка желательно даже в том случае, если при этом приходится жертвовать частью эконо­мии на масштабе производства. Уменьшение барьеров для вхождения в отрасль помогает снизить степень влияния естественного монополис­та уже самой угрозой появления потенциальных конкурентов, хотя ре­альный выход может быть и не осуществлен.

В тех отраслях, где реорганизация отрасли путем разделения моно-




11*



Глава 7

польного производства на несколько фирм или дерегулирование невоз­можны или нежелательны, альтернативным способом усиления конку­рентных элементов является конкуренция не внутри отрасли, а конку­ренция за право доступа в отрасль, за правобыть единственным поставщиком данноготовара (получение франчайза).Подобный спо­соб встречается в таких отраслях естественной монополии, как добыча нефти, грузовые перевозки, телевидение и радиовещание.

В некоторых отраслях конкурентный механизм может быть встроен на отдельных участках в рамки естественной монополии. Например, прогресс в области внедрения новых технологий сделал возможным конкуренцию небольших электростанций с централизованными гиган­тами в сфере доставки электроэнергии потребителям на чужую тер­риторию.

Прекращение же деятельности естественной монополии может про­изойти (пусть это и звучит тавтологично) естественным путем в резуль­тате изменения технологии производства.

Олигополия

Рассмотрев чистую монополию как крайний случай структуры рынка несовершенной конкуренции, перейдем к другим ее видам с более слабым проявлением монополистической власти над ценой. Одним из них является олигополия.

Олигополия- это тип рынка несовершенной конкуренции, характе­ризующийся присутствием на рынке товара нескольких производителей. Таким образом, в олигополистической отрасли производителей больше, чем в условиях монополии, но значительно меньше, чем в условиях со­вершенной конкуренции. Из этого следует, что олигополист, в отличие от совершенного конкурента, обладает определенной властью над ценой, но его власть, по сравнению с монополистом, ограничена количеством производителей, поделивших рынок меаду собой.

Каким может быть число участников олигополистического рынка? Если рынок разделен между двумя производителями, то такой тип рын­ка называется дуополией.Дуополия - частный случай олигополии, ко­торый чаще встречается в теоретических моделях, чем в реальной жиз­ни. Собственно же олигополия же насчитывает от трех участников и более. В экономике стран с развитым рынком преобладает именно оли-гополистический тип производства, что особенно характерно для обра­батывающей промышленности. Причем в условиях олигополии произво­дятся как однородные, так и дифференцированные товары. Например,

Механизм рынка несовершенной конкуренции

в США, по данным министерства торговли страны, между четырьмя крупными производителями разделен весь рынок первичного свинца; примерно 90% производства пива, сигарет, холодильников и стираль­ных машин; 64% производства первичного алюминия и продукции са­молетостроения. В Великобритании и Германии 94% рынка сигарет нахо­дятся в руках трех производителей. Во Франции все 100% сигарет и холо­дильников производится тремя крупными фирмами.1 В обувной промыш­ленности концентрация значительно ниже: три крупнейших производи­теля в Великобритании контролируют 17% рынка, в Германии 20%, а во Франции - всего 13% рынка обуви. Таким образом, в условиях олигополии либо весь рынок поделен между несколькими производителями, либо часть рынка делят крупные фирмы, а остальное рыночное пространство занима­ет множество мелких производителей (монополистических конкурентов). Как мы видим, концентрация производства в различных отраслях не одинакова. Чем меньше производителей делят рынок между собой, тем выше степень монополистической власти в отрасли.

Для прогнозирования монополистического поведения фирм в отрас­ли рассчитывается индекс Герфиндаля (Herfindall index).Данный индекс показывает степень концентрации рынка и вычисляется посредством сум­мирования квадратов рыночных долей каждой фирмы в отрасли:

Н = S,2 + S22 + ... + Sn2 (8)

где Н - индекс Герфиндаля; S, , S2 . ... , Sn - доли фирм на рынке, которые суммируются в порядке убывания (на первом месте - самая крупная доля) и определяются в процентах как отношение объема по­ставок фирмы к объему всего рынка. Например, если предложение ка­кого-либо товара обеспечивают четыре фирмы с рыночными долями, скажем 60%, 20%, 10% и 10%, то Н = 3600 + 400 + 2 х 100 = 4200.

В случае чистой монополии, когда отрасль состоит из одной фирмы
(п = 1), индекс Герфиндаля будет равен 10000, т. е. S1 = 100%, а
Н = 1002 = 10000. Если в отрасли две фирмы-дуополии, и рыночные
доли их равны (50% у каждой), то Н = 502 + 502 = 5000. В случае, при­
ближающемся к совершенной конкуренции, когда в отрасли, например,
100 фирм, и доля каждой равна 1%, индекс н = \2 + \\ +...+ 12 =100-
Индекс Герфиндаля реагирует как на рыночную долю каждой фирмы,
так и на количество фирм в отрасли. Так, если не использовать индекс
Н и ориентироваться только на количество фирм в отрасли, то можно
подумать, что отрасль, где функциониру­
ют 5 фирм, более концентрирована, чем __________

та, в которой действуют 6 фирм. Однако < Begg D., Fisher S„ Dornbush

здесь не учитывается показатель S. На- R. Economics. London. 1991. пример, в отрасли 6 фирм, у одной из р 160





Глава 7

Механизм рынка несовершенной конкуренции



них S..= 50%, а у других пяти - доли по 10%. Тогда индекс Н = 502 + (102 х 5) = 3000. Когда же в отрасли 5 фирм, и у каждой равные рыноч­ные доли, т. е. S = 20%, то индекс Н = 202 х 5 = 2000. Таким образом, отрасль с шестью фирмами обладает большей степенью концентрации, чем отрасль, состоящая из пяти фирм, но не имеющая доминирующей фирмы. Концентрация рынка с индексом Герфиндаля, не превышающим 1000, считается низкой. Индекс, равный 1800 и выше, - признак высо­кой концентрации.

Если бы мы подсчитали индекс концентрации для 50 наиболее крупных фирм отрасли, то мы бы воспользовались индексом Гер-финдаля-Хиршмана (Н-Н index).По данным Министерства торговли США, этот индекс для рынка мужской обуви составляет всего 380, а женской - 492. Очень высока концентрация рынков алюминия, меди и искусственного волокна, определяемая индексами 2564, 2673 и 2970 соответственно.

Важно подчеркнуть, что в случае олигополии конкуренция носит пре­имущественно неценовой характер. Вкратце можно сказать, что неце­новая конкуренцияоснована на привлечении потребителя не с помо­щью снижения цены, а за счет других факторов: улучшения качества товаров, рекламы, послепродажного технического обслуживания и т. п.

От чего же зависит количество олигополистов на рынке? Почему ры­нок автомобилей всей страны заполняется продукцией не более, чем четырех-пяти крупных производителей, в то время как оптимальное ко­личество бензозаправочных станций для небольшого городка может быть не меньше пятнадцати?

Прежде всего, от технологии, которая определяет минимальный мас­штаб производства, начинающего давать прибыль. Если технология про­изводства в отрасли такова, что положительный эффект масштаба (т. е. постепенное снижение долгосрочных средних издержек по мере нара­щивания выпуска - см. подробнее гл. 10) сохраняется при гораздо боль­шем объеме выпуска, чем в условиях конкурентного производства, но все же меньшем, чем в условиях монополии, то эта отрасль олигополи-стическая. Спрос на продукцию данной отрасли смогут удовлетворить несколько крупных производителей лишь совместно. При такой техно­логии продукция большого числа мелких фирм была бы слишком доро­гой и убыточной. Размер мелкой фирмы не позволит использовать эф­фект масштаба и понизить средние издержки до уровня, приносящего прибыль. В то же время, может оказаться неэффективным и слишком малое количество крупных фирм в отрасли. Для удовлетворения обще­го спроса они должны будут расширить объем производства за преде­лы оптимального. В результате крупные фирмы столкнутся с отрица­тельным эффектом масштаба (когда расширение выпуска повысит сред-

ние издержки), что также приведет к убыткам. Мы видим, что именно технология производства определяет размер фирмы, а, значит, и коли­чество олигополистов в отрасли. Таким образом, технология производ­ства, связанная с эффектом масштаба, служит причиной возникновения олигополии и одновременно является естественным барьером для вступления в отрасль.

К другим барьерам, ограничивающим доступ на олигополистический рынок, следует отнести патентование и лицензирование, контроль над ресурсами, а также крупные финансовые расходы на рекламу. Суще­ствуют и поведенческие барьеры. Олигополисты, разделившие рынок и получающие устойчивую прибыль, могут агрессивно отреагировать на появление новых фирм: вступить в сговор, обрушить цены и т. д. Их мо­тивация понятна: ведь новые фирмы нарушают сложившийся в отрасли объем производства, приносящий прибыль.

Важной чертой олигополии, отличающей ее от других типов несовер­шенной конкуренции, является взаимозависимость фирм в отрасли. Олигополисты - не только конкуренты, но и одновременно негласные партнеры. При небольшом количестве производителей в отрасли фир-ме-олигополисту необходимо планировать свою стратегию с учетом по­ведения остальных участников рынка. Ведь размер ее прибыли зависит от объемов выпуска и цен, установленных другими олигополистами. На­пример, если фирма-олигополист произведет слишком мало продукции, то цены на нее будут выше, чем у других участников олигополистического рынка. Если, наоборот, фирма увеличит выпуск настолько, что ее цены будут ниже уровня цен в отрасли, то это может вызвать агрессивную ре­акцию других олигополистов. В обоих случаях фирма сталкивается с угрозой падения прибыли. Таким образом, ценовое поведение олиго­полистовсковано взаимозависимостью.

Олигополисты как бы находятся в «одной лодке», они слишком круп­ны и несогласованные телодвижения опасны. Однако у них нет возмож­ности договориться между собой, так как сговор воспрещается антимо­нопольным законодательством. Вступление же в тайное соглашение до­вольно рискованно, поскольку нет уверенности в прочности союза с кон­курентом. Поэтому для олигополиста очень важно уметь предвидеть, или предугадывать, поведение своих конкурентов.

Аналогичные ситуации исследуются в теории игр. Поведение участ­ников команды, которые должны принять наилучшее для всех решение, но не имеют возможности договориться, называется некооперативным. Наиболее простая и распространенная матричная модель (платежная матрица), с помощью которой исследуется некооперативное поведение, называется «дилеммой заключенного».Рассмотрим ее классический сценарий.





Глава 7

Механизм рынка несовершенной конкуренции



Два заключенных, например, мистер Икс и мистер Игрек, обвиняют­ся в совместном преступлении, которое карается десятью годами лише­ния свободы. Однако, если один из них признается в содеянном и сва­лит инициативу преступления на другого, то ему «скостят» срок заклю­чения до трех лет, а другой получит сполна (10 лет). Если в преступле­нии сознаются оба, то им дадут по пять лет. Возможно, что оба заклю­ченных будут отрицать свою причастность к преступлению, и тогда их отпустят на свободу за недоказанностью вины. Однако, для этого им нужно сговориться. Но заключенные содержатся в разных камерах и не могут согласовать свое поведение на допросе. Какое решение примет каждый из них? Все возможные варианты выбора занесены в следую­щую матрицу:

Дилемма заключенного

Заключенный Игрек   Заключенный Икс
  Сознался Не сознался
Сознался 5;5 3;10
Не сознался 10:3 0:0

Конечно же, каждый хочет, чтобы его отпустили на свободу, но для этого оба заключенных не должны сознаваться. В то же время, несоз-навшийся рискует остаться в тюрьме на десять лет, если сознается его напарник. Признаться или не признаться - вот в чем вопрос! Очевидно, что в условиях некооперативного поведения каждый выберет наименее рискованный для себя вариант. Рациональным в данном случае будет предположение о худшем (подельник сознается). При такой стратегии оба преступника сознаются и получат по пять лет.

В данной ситуации существует два равновесных решения. Одно (когда оба заключенных не сознаются и их отпускают) - Парето-эф-фективное решение,1максимизирующее полезность обеих сторон. В результате другого решения (обоюдное признание) - достигается равновесие поНэшу, при котором ни один из игроков (заключенных) не может увеличить свой выигрыш, в одностороннем порядке меняя свое решение. Равновесие по Нэшу - это ситуация, когда стратегия каж­дого из игроков является наилучшей ре­акцией на действия другого игрока.

1 Подробнее о равновесии по Парето будет сказано в гл. 15.

Подобная ситуация характерна и для олигополистов, так как они тоже осуще­ствляют некооперативный выбор, нахо-

дясь в условиях взаимозависимости. Допустим, рынок разделен между двумя олигополистами: фирмой «Аполлон» и фирмой «Венера». Если бы обе фирмы могли сотрудничать (т. е. сговориться), то, сократив вы­пуск и назначив монопольно высокие цены, они получили бы и высокую прибыль по 100 млн. руб. Однако эти фирмы, прежде всего, конкурен­ты. У каждой есть искушение нарушить негласный договор: вопреки ожиданиям соперника понизить цены и захватить часть его рынка, со­рвав еще большую прибыль в 130 млн. рублей. Тогда прибыль соперни­ка резко сократится и составит, например, только 10 млн. рублей. Пыта­ясь обойти соперника, каждый игрок выберет низкие цены, и обе фир­мы получат прибыль по 70 млн. рублей вместо вожделенных 130. Вари­анты прибылей в зависимости от выбора цен изображены в платежной матрице (табл. 7.5). Рассмотрев матрицу, мы увидим, почему фирмы не действуют сообща и не используют возможности получить более высо­кие прибыли за счет своего конкурента.

Фирма «Венера»

Фирма «Аполлон»Низкие цены Высокие цены

низкие цены Высокие цены

70 ; 70 130 ; 10
10 ; 130 100 ; 100

Итак, фирма «Аполлон» и фирма «Венера» не могут действовать сообща и делают выбор на основе логики ценового поведения конку­рента. Обе фирмы не решаются выбрать самые высокие цены и по­лучают одинаковую прибыль по 70 млн. рублей. В результате риски минимизированы, и олигополистический рынок оказывается в услови­ях равновесия по Нэшу. Это частичное равновесие, так как фирмы не максимизируют свою полезность. Устойчивость равновесия сохранит­ся до тех пор, пока у олигополистов не появится стимулов к измене­нию объемов выпуска.

В экономической теории выделяются такие модели ценового поведе­ния олигополистов, как ломаная кривая спроса, тайный сговор, лидерство в ценах, принцип ценообразования «издержки плюс». Рассмотрим их бо­лее подробно.

Ломаная криваяспроса.Идея ломаной кривой принадлежит аме­риканскому экономисту П. Суизи, описавшему ее в 40-х гг. XX в. В дан­ной модели анализируется реакция олигополистов на изменение пове­дения их конкурента. Существует две основных линии поведения участ-





Глава 7

ников рынка в ответ на изменение цен фирмой-олигополистом (назовем ее фирмой «Аполлон»). В первом случае при повышении или снижении цен данной фирмой конкуренты могут оставить без внимания ее дей­ствия и сохранят прежний уровень цен. Тогда кривая спроса «Аполло­на» отразит высокоэластичный спрос и будет иметь пологий наклон. Эта линия поведения позволит «Аполлону» при снижении цены на его про­дукцию существенно расширить объем продаж, а при ее повышении -столкнуться с резким сокращением этого объема (рис. 7.11а, кривая D2).

Во втором случае конкуренты могут следовать за фирмой-олигопо-листом, изменяя цены в ту же сторону. Тогда изменение цены суще­ственно не отразится на объеме спроса на продукцию «Аполлона»: при повышении цены рынок фирмы лишь немного сократится, а при пони­жении - может слегка увеличиться, так как сокращение или увеличение объемов продаж равномерно распределятся на всех участников олиго-полистического рынка. В этом случае кривая спроса «Аполлона» будет иметь низкую эластичность по цене, что отражено на графике (рис. 7.11а, кривая D,). Однако, не зная, какую линию поведения выберут кон­куренты, логично предположить следующее.

Естественной монополии - student2.ru

Естественной монополии - student2.ru

а) Два варианта кривой спроса олигополиста в зависимости от реакцииконкурентов на изменение цены

б) Ломанаякривая спроса олигополиста, обусловливающая жесткость цен

Рис. 7.11. Построение ломаной кривой спроса

В ответ на повышение цены «Аполлоном» другие фирмы скорее проявят вялую реакцию и не последуют примеру этой фирмы. Напротив, в ответ на снижение цены, другие фирмы, скорее всего, последуют за ней, желая сохранить свои доли на рынке. Таким образом, в сложивших­ся условиях олигополисту не выгодно менять объем Qf и установившу­юся цену Рг что и обусловливает жесткость цен на олигополистическом рынке. Кривая спроса на продукцию такого олигополиста учитывает оба

Механизм рынка несовершенной конкуренции

Наши рекомендации