Несовершенная конкуренция
Несовершенная конкуренция существовала всегда, но особенно обострилась в конце XIX - начале XX в. в связи с образованием монополий. В этот период происходит концентрация капитала, возникают акционерные общества, усиливается контроль за природными, материальными и финансовыми ресурсами. Монополизация экономики явилась закономерным следствием большого скачка в концентрации промышленного производства под воздействием научно-технического прогресса.
Большинство случаев несовершенной конкуренции можно объяснить двумя основными причинами. Во-первых, есть тенденция к уменьшению количества продавцов в тех отраслях, для которых характерны значительные экономии от масштаба производства и уменьшение издержек в прямой зависимости от количества производимой продукции. В этих условиях крупным фирмам производство обходится дешевле и они могут продавать свою продукцию по более низкой цене, чем мелкие, что приводит к «вытеснению» последних из отрасли. Во-вторых, рынки имеют тенденцию к несовершенной конкуренции, когда существуют трудности для вступления конкурентов в отрасль. Так называемые «барьеры входа» могут возникать в результате государственного регулирования, ограничивающего количество работающих фирм в той или иной отрасли. В других случаях может быть просто дорого для новых конкурентов «прорваться» в отрасль.
В теории выделяют различные виды рынков с несовершенной конкуренцией (по степени убывания конкурентности): монополистическая конкуренция, олигополия, монополия.
Монополия - это отрасль, состоящая из одной фирмы. Одна фирма является единственным производителем данного продукта или единственным поставщиком услуги. Продукт монополии уникален в том смысле, что не существует хороших или близких заменителей. С точки зрения покупателей это означает, что нет приемлемых альтернатив: покупатель должен покупать продукт у монополиста или обходиться без него. Если в условиях совершенной конкуренции отдельная фирма не оказывает влияния на цену продукта (она «соглашается» с ценой), так как даёт только незначительную долю совокупного предложения, то при несовершенной конкуренции именно монополист диктует цену: фирма осуществляет значительный контроль над ценой. Это происходит вследствие того, что фирма монополиста выпускает и, следовательно, контролирует общий объём предложения. При нисходящей кривой спроса на свой продукт монополист может вызвать изменения цены продукта, манипулируя количеством предложенного продукта. Существование монополии зависит от существования барьеров для вступления. Будь они экономическими, техническими, юридическими или другими, определённые препятствия должны существовать, чтобы удерживать новых конкурентов от вступления в отрасль, если монополия собирается продолжать своё существование.
Когда монополии производят товар, который покупатели не могут перепродать, они часто находят возможным и выгодным назначать разные цены для разных покупателей, осуществляя тем самым ценовую дискриминацию. Ценовая дискриминация- продажа отдельных единиц товара (услуги), произведённых с одинаковыми затратами, по различным ценам различным покупателям. Различия в цене отражают в этом случае не только какие-либо различия в качестве или издержках производства товаров для покупателей, сколько способность монополии произвольно устанавливать цены. Таким образом, ценовая дискриминация осуществима при реализации трёх условий:
1)Продавец должен быть монополистом или, по крайней мере, обладать некоторой степенью монополизации(то есть иметь возможность контролировать производство и ценообразование).
2)Продавец должен быть способен выделять покупателей в отдельные классы, в которых каждая группа имеет разную готовность или способность платить за продукт. Это выделение покупателей обычно основывается на различной эластичности спроса.
3)Первоначальный покупатель не может перепродавать товар и услугу. Если те, кто покупает на участке рынка с низкими ценами, могут легко перепродать на участке рынка с высокими ценами, происходящее в результате снижение предложения увеличило бы цену на участке рынка с высокими ценами. Политика ценовой дискриминации, таким образом, была бы подорвана. Это означает, например, что отрасли услуг(перевозки, медицинские, юридические услуги и т.п.) особенно восприимчивы к ценовой дискриминации.
Монополистическая конкуренция - подразумевает такую рыночную ситуацию, при которой относительно большое число небольших производителей предлагает похожую, но не идентичную продукцию. Различие между монополистической и чистой конкуренцией весьма значительные. Для монополистической конкуренции не требуется присутствие сотен или тысяч фирм, достаточно сравнительно небольшого их числа, например 15, 30 или 50. Из наличия такого числа фирм вытекает несколько важных признаков монополистической конкуренции. Во-первых, каждая фирма обладает относительно небольшой долей всего рынка, поэтому она имеет ограниченный контроль над рыночной ценой. Кроме того, наличие сравнительно небольшого числа фирм гарантирует, что тайный сговор, согласованные действия фирм с целью ограничения объёма производства и искусственного повышения цен, почти невозможен. Наконец, при многочисленности фирм в отрасли нет ощущения взаимной зависимости между ними; каждая фирма определяет свою политику, не учитывая возможную реакцию со стороны конкурирующих с ней фирм. Реакцию конкурентов можно не учитывать, потому что влияние действий одной фирмы на каждого из многочисленных её соперников настолько мало, что у этих конкурентов не будет причины реагировать на действия фирмы.
Еще одним различием между монополистической и чистой конкуренцией является дифференциация продукта. Фирмы в условиях чистой конкуренции производят стандартизированную (однородную) продукцию; производители в условиях монополистической конкуренции выпускают разновидности данного продукта. При этом дифференциация продукта может принимать ряд различных форм:
1)Качество продукта. Продукты могут различаться по своим физическим, или качественным, параметрам. Различия, функциональные особенности, материалы, дизайн и качество работы, являются крайне важными сторонами дифференциации продукта.
2)Услуги. Услуги и условия, связанные с продажей продукта, являются важными аспектами дифференциации продукта. Обходительность и услужливость персонала магазина, репутация фирмы по обслуживанию покупателей или обмену её продуктов, наличие предоставление кредита являются аспектами дифференциации продукта, связанными с услугами.
3)Стимулирование сбыта и упаковка. Дифференциация продукта может также являться результатом (в значительной степени) мнимых различий, созданных посредством рекламы, упаковки и использования торговых марок. Когда тот или иной вид товара или услуги связывается с именем какой-либо знаменитости, то это может повлиять на спрос на эти продукты со стороны покупателей.
Одним из важных значений дифференциации продукта является то, что не смотря на наличие относительно большого количества фирм, производители в условиях монополистической конкуренции обладают ограниченной степенью контроля над ценами на свою продукцию. Потребители отдают предпочтение продукции определённых продавцов и в известных пределах платят более высокую цену за эту продукцию, чтобы удовлетворить свои предпочтения. Продавцы и покупатели больше не связаны стихийно, как на рынке совершенной конкуренции.
Таким образом, в условиях монополистической конкуренции экономическое соперничество сосредоточивается не только на цене, но также и на таких неценовых факторах, как качество продукта и условия, связанные с продажей продукта. Так как продукты дифференцированы, то со временем они изменяются, и черты дифференциации продукта каждой фирмы в результате также становятся восприимчивы к рекламе и другим формам стимулирования сбыта.
Олигополия - рыночная структура, при которой большая часть выпускаемой продукции производится небольшим количеством крупных фирм, каждая из которых достаточно велика для того, оказывать влияние на весь рынок своими собственными действиями. Отдельные олигополисты могут сами влиять на цену, как и при монополии, но цена определяется действиями, предпринимаемыми всеми продавцами, как и при совершенной конкуренции. Это обусловливает большую сложность решений олигополистов по сравнению с решениями других фирм в других рыночных структурах. Каждой фирме приходится вырабатывать решения не только относительно того, как будут реагировать покупатели на её действия, но также и относительно того, как на это откликнутся другие фирмы в отрасли, поскольку их ответная реакция будет влиять на прибыли фирмы. Поэтому для олигополий является типичным то, что именно через неценовую конкуренцию определяется доля рынка для каждой фирмы. Этот упор на неценовую конкуренцию имеет в своём основании две основных причины:
1)Конкуренты фирмы могут быстро и легко ответить на снижение цен. Вследствие этого возможность значительного увеличения чьей-нибудь рыночной доли мала; конкуренты быстро аннулируют любое возможное увеличение продаж, отвечая на снижение цен. Олигополисты считают, что благодаря неценовой конкуренции могут быть получены более долговременные преимущества перед конкурентами, потому что изменение продукта, усовершенствование производственной технологии и удачные рекламные ходы не могут также быстро и так же полно дублированы, как снижение цен.
2)Промышленные олигополисты обычно обладают значительными финансовыми ресурсами, на которые можно поддерживать рекламу и развитие продукта.
Олигополии могут быть однородными и дифференцированными, то есть в олигополистической отрасли могут производить стандартизированные или дифференцированные продукты. Многие промышленные продукты (сталь, медь, цинк, цемент, технический спирт и т. д.) являются стандартизированными продуктами в физическом смысле и производятся в условиях олигополии. С другой стороны, многие отрасли, производящие потребительские товары (автомобили, моющие средства, сигареты, сотовые телефоны, бытовые приборы и т. п.) являются дифференцированными олигополиями.
На олигополистических рынках обычно существуют некоторые барьеры вхождения в отрасль, но они не столь жестки для того, чтобы сделать его абсолютно невозможным. Высокие барьеры вхождения в отрасль связаны, прежде всего, с экономией на масштабах производства.
Таким образом, если рассматривать конкуренцию, соответствующую различным структурам рынка по степени убывания конкурентности, их можно перечислить в следующем порядке: совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия и монополия. Использование же методов неценовой конкуренции в большей степени свойственно фирмам, функционирующим в условиях олигополии или монополистической конкуренции. В то время как в условиях совершенной конкуренции и монополии эта необходимость отпадает.