Эластичность спроса и предложения. Факторы эластичности
Ценовая эластичность спроса характеризует степень изменения количества покупаемого товара при изменении его цены. Понятие «эластичный спрос» означает, что небольшое изменение цены ведет к значительному изменению количества продукции, на которую предъявлен спрос. В данном случае при снижении цены возрастает количество продаж и увеличивается общая выручка. Если же существенное изменение в цене вызывает лишь небольшое изменение количества покупаемого товара, то спрос на него называют неэластичным. В этой ситуации снижение цены незначительно изменяет объем продаж, а общая выручка снижается.
В теории рыночной экономики выделяется понятие «единичная эластичность», отражающее ситуацию, при которой процентное изменение цены равно процентному изменению объёма спроса на товар, то есть снижение цены компенсируется ростом продаж и общая выручка остается неизменной. При совершенно неэластичном спросеизменение цены продукта не влияет на объем спроса на него. Абсолютно эластичный спросозначает ситуацию, когда при определенной цене покупатели готовы купить неограниченное количество товара.
Коэффициент эластичности спроса выражается соотношением:
процентное изменение спроса на определенный товар
КD = –––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
процентное изменение цены определенного товара
Эластичность спроса на товары тем выше, чем больше разнообразных возможностей его использования. Чем насущнее потребность, удовлетворяемая товаром, тем ниже эластичность спроса на него. На эластичность спроса оказывает влияние возможность доступа к товару. Чем более ограничен этот доступ, тем ниже эластичность спроса на такой товар. Более эластичным становится спрос на товары с течением времени.
Знание эластичности спроса и предложения на свой продукт помогает производителю принимать правильные решения относительно его цены. Например, если спрос на продукцию неэластичен, то, повышая цену, производитель увеличивает свою выручку, а если спрос эластичен, то повышение цены уменьшит выручку производителя. Выяснение состояния эластичности предложения тоже способствует более правильному пониманию поведения на рынке, в первую очередь продавцов, их степень реакции на конъюнктуру цен.
Тема 6.2. Конкуренция и монополия.
План.
1. Понятие конкуренции. Закон конкуренции.
2. Формы конкуренции. Методы конкурентной борьбы.
3. Монополия и её виды. Антимонопольное регулирование.
Понятие конкуренции. Закон конкуренции
Важнейшим регулятором экономики служит рынок, который управляет движением хозяйственных ресурсов страны. Основными элементами рыночного механизма являются цены, деньги, товары, доходы, спрос и предлoжение, издержки производства и прибыль. Силой, приводящей в движение этот рыночный механизм, является конкуренция. Конкуренция - это соперничество участников рыночныx процессов, определяющее степень влияния отдельногo продавца (или покупателя) на рыночную цену, а с ним - степень свободы ценообразовання на данном рынке. Именно эта степень реального рыночноro соперничества образует главный признак «конкурентной» классификации рынков.
Рыночная конкуренция - это борьба среди продавцов (за более выгодные условия производства, позволяющие им максимизировать прибыль) и покупателей (за более выгодные условия потребления, позволяющие макcuмизировать полезность), а также среди самих продавцов (каждый из них cтpeмится продать больше товаров, чем соперники, и получитъ больше прибыли) и среди самих покупателей ( которые соревнуются между собой в желании приобрести товар по доступной цене).
Состязательность за экономическое процветание является одним из важнейших законов рыночного хозяйства. Т. о. содержание закона конкуренции раскрывается как соперничество производителей за достижение лучших условий производства.
В результате конкурентного отбора на рынке «выживают» только те производители, кому удается эффективно организовать производство, т.е. доказать свою конкурентоспособность.
Конкурентоспособность для производителя означает возможность продать как можно больше товаров по цене, которая ниже, чем у его конкурентов. Отсюда следует, что единственным условием получения прибылидля производителя, работающего в условиях конкуренции, выступает снижение издержек на производство каждой единицы товара, что становится возможным в результате применения более эффективных технологий производства и рациональной организации труда. Благодаря снижению затрат производитель может увеличивать масштабы производства и одновременно увеличивать прибыль. ( И это будет происходить до тех пор, пока другие производители также не освоят новую технологию производства и также не снизят собственные затраты. Тем-то и эффективна конкурентная организация рынка, что в результате конкуренции любой выигрыш на рынке рано или поздно становится доступным остальным участникам рынка, стремящимся осваивать новые эффективные формы организации производства и (благодаря этому) получать свою долю данного выигрыша на рынке.)
Т. О. Рыночная конкуренция способствует перераспределению общественных ресурсов в пользу наиболее эффективно работающих хозяйствующих субъектов. Поэтому конкуренция является единственным фактором, обеспечивающим динамику основных параметров рынка: объемов производства и рыночных цен.
Основные функции, которые выполняет конкурентный механизм в структуре рынка, - стимулирующая и распределительная.
Стимулирующая функция конкуренциипроявляется в том, что она заставляет рыночных субъектов, стремящихся преумножить собственную ВЫГОДУ, работать максимально результативно.
Распределительная функция конкуренции выражается в том, что она способствует рациональному распределению общественных ресурсов - необходимому условию эффективности экономики.