Глава 12. Экономика информации, неопределенности
и риска ................................................................................................................386
12.1. Выбор в условиях неопределенности.................................... 386
Неопределенность и риск (386). Измерение риска (387). Отношение к риску (389) Снижение риска (391).
12.2. Рынки с асимметричной информацией............................... 393
Неопределенность качества и рынок "лимонов" (394). Моральный риск (395). Рыночные сигналы (395). Аукционы (396). "Сауеа! уепсЗНог" уегзиз "сауеа! етр1;ог" (396). Устранима ли информационная асимметрия? (397)
12.3. Спекуляция и ее роль в экономике........................................ 398
Спекуляция и риск (398). Фьючерсы и опционы (399). Хеджирование (400). Значение спекуляции (400)
12.4. Риск инвестиционных решений............................................... 400
Цена рисковых активов (400). Взаимосвязь прибыли и
риска (401). Диверсификация портфеля (404). Примеры решения задач (405). Тесты (411)
X Содержание
Глава 13.Институциональные аспекты рыночного
хозяйства................................................................................ 420
13.1........................................................................................... Правовые предпосылки рыночного хозяйства 420
Права собственности и их структура (420) Формы трансак-ционных издержек (421). Частная, общая (коммунальная)
и государственная собственность (422)
13.2........................................................................................... Внешние эффекты. Теорема Коуза 423
Внешние эффекты (423). Корректирующие налоги и субсидии (426). Теорема Коуза (426). Борьба с загрязнением окружающей среды (428).
13.3........................................................................................... Общественные блага. Роль государства в рыночной
экономике................................................................................. 430
Общественные блага (430). Проблема безбилетника (431). "Провалы" рынка. Функции государства в рыночной экономике (432). Примеры решения задач (435). Тесты, (440)
Глава 14.Теория общественного выбора............................... 448
14.1........................................................................................... Предпосылки анализа 448
Методологический индивидуализм (448). Концепция "экономического человека" (449). Политика как обмен (449)
14.2.Общественный выбор в условиях прямой
демократии............................................................................. 450
Характерные черты прямой демократии (450) Модель медианного избирателя (450). Политическая конкуренция (453)
14.3.Общественный выбор в условиях представительной
демократии............................................................................... 455
Особенности выбора при представительной демократии Рациональное неведение (455). Группы с особыми интересами. Лоббизм (457). Парадокс голосования (458). Логрол-линг (460)
14.4. Бюрократия и проблемы формирования
конституционной экономики................................................... 461
Экономика бюрократии (461). Поиск политической ренты (463). Политико-экономический цикл (463). "Провалы" государства (464). Модель Конституции Ф. Хайека (465). Примеры решения задач (468). Тесты (472)
Приложения
1. Литература ........................................................................... 483
1. Основные учебники и учебные пособия..................... 483
2. Сборники задач и тестов........................ ..................... 483
3 Специальная литература.............................................. 483
2. Ответы к тестам................................................................ 497
3. Краткий словарь экономических терминов ....................... 531
4. Именной указатель........ ........................................... 558
Предисловие
В 90-е гг. в России издано большое число курсов по экономике, как отечественных, так и зарубежных. Однако зарубежные учебные пособия (например, "экономиксы" П. Самуэльсона, К. Макконнелла и С. Брю), во-первых, являются, как правило, вводными курсами и, во-вторых, отражают в своей структуре и содержании уровень экономической науки 60-х гг., периода доминирования идей кейнсианства Между тем после "неоклассического ренессанса" 70-х гг. в мировой экономической науке произошли серьезные изменения: классический либерализм усилил акцент на микроэкономических основах экономической теории, возникли новые направления экономических исследований (нео-институционализм, теория общественного выбора и др). Отечественный читатель еще относительно плохо знаком с этими современными тенденциями, и потому данный учебник поможет ему найти верные ориентиры в путешествии по современной неоклассической теории.
Учебник состоит из двух томов. Первый (он включает введение и теорию микроэкономики) представлен на суд читателей отдельным изданием после предварительных публикаций в журналах "Вопросы экономики" за 1993—1996 гг. и "Консультант директора" в 1996 году. Второй том (в него войдет теория макроэкономики и мирового хозяйства) готовится к печати.
Данный учебник рассчитан прежде всего на студентов экономических специальностей вузов, уже знакомых с основами экономической теории в объеме школьной программы. Поэтому такие вопросы, как базовые экономические понятия, теория спроса и предложения, издержки и доходы фирмы, и некоторые другие изложены чрезвычайно лаконично. Это позволило автору уделить большее внимание таким темам, которые хуже освещены в широко распространенных в России учебниках, экономике домашнего хозяйства, проблемам частичного и общего равновесия, анализу неопределенности и риска и многим другим.
Первой отличительной особенностью данного учебника является попытка последовательного проведения принципов классического либерализма. Это нашло свое выражение прежде всего в логике построения курса, а также в подробном изучении поведения потребителя, неоинституциональной трактовке природы фирмы, характеристике внешних эффектов и др.
Вторая важная особенность учебника заключается в том, что автор стремился не ограничиваться изложением лишь общих принципов рыночного хозяйства, а активно затронуть проблемы государственной экономической политики в условиях современной смешанной экономики. В книге широко представлена западноевропейская традиция экономики благосостояния, акцентирующая внимание на множественности форм и методов влияния правительства на экономическую жизнь. Автор отнюдь не абсолютизирует существующую практику. Наоборот, он стремился достичь определенного баланса в освещении этой проблемы, обращая внимание не только на "провалы" рынка, но и на "провалы" государства (правительства). С этой
XII Предисловие
целью после главы об участии государства в экономике дана глава о теории общественного выбора, приверженцы которой призывают к ограничению вмешательства государства в рыночное хозяйство.
Третьей отличительной чертой учебника является ориентация на российские реалии и менталитет. Учет российской специфики в современной учебной литературе явно недостаточен. В практике ее преподавания современная экономика России часто трактуется как простая разновидность рыночной. Такой подход неприемлем для автора данного учебника, поскольку он видит глубокие системные различия между современной экономикой развитых стран и переходной экономикой России. Поэтому актуализацию учебного курса для российского читателя он стремился осуществить более тонко Прежде всего, с учетом российской ментальности сделан акцент на анализе методологических основ современной экономической теории и институциональных предпосылок рыночного хозяйства. Особое значение при этом имеет глава 1, в которой, в частности, показаны эволюция экономических систем и спектр течений экономической мысли в их развитии. Автор стремится дать читателю возможность многомерного видения экономических процессов во всей их неоднозначности и противоречивости. Развивая принципы классического либерализма, автор тем не менее уделил большое внимание актуальной для России проблеме роли государства в экономике. Наконец, практически в каждой теме приводятся примеры из отечественной экономической практики, естественно, в той мере, в какой это соответствует анализу рыночного хозяйства.
К каждой главе дана литература для дальнейшего углубленного изучения исследуемой темы, причем в списки включены прежде всего публикации на русском языке, которые позволяют существенно углубить представления по рассматриваемым в учебнике проблемам. Автор придавал большое значение системе определений основных понятий. Содержание учебника было подчинено этой задаче. "Фонарики" позволяют легко ориентироваться в книге и быстро найти объяснение встречающихся терминов. В книге наряду с русскими понятиями приводятся их английские эквиваленты, это было вызвано тем, что понятийный аппарат современной экономической теории еще окончательно не сложился. Этой же цели служит и приведенный в конце учебника краткий словарь экономических терминов.
В подготовке учебно-методических материалов (вопросов для повторения, примеров решения задач и тестов) принимали участие: д. э. н., проф. Р. М. Нуреев(главы 1—14); к. э н, доц. С. Б. Авдашева(главы 2, 9, 10, 11); к э н, доц Ю. В. Латов (главы 1, 3, 6); к. э. н., доц. А. Н. Олейник(глава 13); к. э н., доц.Н. М. Розанова(главы 4, 7, 8); к э. н, доц. Т. В. Теп-лова(глава 12) Апробация курса осуществлена в различных высших учебных заведениях России, прежде всего в Высшей школе экономики, а также на экономическом факультете МГУ, в Школе культурной политики, в Новосибирском государственном техническом университете, Пермском государственном университете и многих других
Учебник издается в авторской редакции. Автор учебника приносит глубокую благодарность всем, кто помогал работать над ним, и прежде всего Ю В. Латову, Е. Н. Калмычковой и Б. Я. Шпигелю, замечания которых помогли значительно улучшить первоначальный вариант рукописи
Глава 1. Предмет и метод экономической теории
1.1. Развитие предмета экономической теории
1.1.1. Экономия — наука о воспитании достойных граждан
В развитии предмета экономической теории можно выделить
три этапа: экономия, политическая экономия, экономике
„ Предмет экономической теории как науки опре-
кономияделился далеко не сразу, он является результа-
и хрематистикаг г •'
г том длительного исторического развития.
Истоки экономической мысли уходят своими корнями в глубокую древность. Уже первобытные люди владели зачатками экономических знаний, имели определенные представления об отношениях, складывающихся между членами первобытной общины по поводу производства, распределения, обмена и потребления жизненных благ. Однако эти представления еще не выделились в самостоятельную область знаний и существовали в рамках нерасчле-ненного, синкретического общественного сознания, ведущей стороной которого была религия
С возникновением первых классовых обществ на древнем Востоке в центре экономической мысли оказались проблемы организации и управления государственным (царско-храмовым) хозяйством, в результате чего появились специальные произведения ("Поучения гераклеопольского царя своему сыну Мерикару", "Артхаша-стра", "Гуаньцзы"), а также теории (учение Конфуция и др), направленные на поддержание стабильности в государстве и обществе. Однако взгляды древневосточных мыслителей оказали лишь косвенное влияние на становление экономической науки, которая родилась в лоне европейской цивилизации
Экономическая теория первоначально возникла в античном обществе как экономия — наука о домоводстве, домашнем хозяйстве. Ее целью было воспитание достойных граждан. Термин "экономия" впервые предложен Ксенофонтом Встречается он и у Аристотеля(384—322 гг. до н. э) в рамках учения о справедливости (Аристотель. "Политика". Кн. 1, 1256Ь—1258Ь) Аристотель различал два вида хозяйственной деятельности: экономию — хозяйство ради самообеспечения и хрематистику — хозяйство с целью обогащения Он считал справедливой экономию, основанную на натуральном хозяйстве, поскольку именно она составляла основу античного общества К экономии Аристотель, правда, относил и рознич-
Глава 1. Предмет и метод экономической теории
ную торговлю, поскольку в ней, по его мнению, решающую роль играло удовлетворение потребностей. Аристотель критически относился к хрематистике, считая, что искусство делать деньги, функционирование торгового и ростовщического капитала имеют источником богатства обращение, поэтому хрематистика, с точки зрения Аристотеля, противоестественна.
Определенные успехи в решении проблем организации и управления рабовладельческой виллой (типичным средних размеров хозяйством зажиточных граждан) были достигнуты римлянами. Наивысшее развитие эти вопросы получили в трудах римских агрономов Катона ("О земледелии"), Варрона ("Сельское хозяйство"), Колумеллы ("О сельском хозяйстве") и в энциклопедическом сочинении Плиния Старшего ("Естественная история". Кн. XIV и XV). Проблемы частной собственности глубоко анализировались римскими юристами ("Институции" Гая, Кодексы Грегория и Гермогена, Сборник императорских институций Феодосия II, Дигесты, Кодекс Юстиниана).
Важной проблемой, которую разрабатывала экономическая мысль античности, было рабство. В его трактовке античное общество прошло длинный путь от полного оправдания рабства как ''удела варваров", когда раба считают "одушевленным орудием труда", "имуществом, приносящим доход" (в трудах Аристотеля), до признания принципиального равенства между всеми людьми (в произведениях раннего христианства). С идеей равенства тесно связано утверждение всеобщей обязанности труда: труд является основой жизни людей, поэтому и распределение должно осуществляться по труду. Моральному осуждению в раннехристианской литературе подвергаются социальное неравенство и ростовщичество. Радикальные моменты первоначального христианства являлись идейными источниками крестьянско-плебейских ересей средневековья и утопического социализма.
„ „В произведениях средневековых ученых -
холастика первыйСХоластов (преподавателей университе-
опыт систематизации, г - •' *
,,™„™.,...ч т°в) экономические проблемы также рас-
категории
сматривались в рамках учения о справедливости. Различие заключалось лишь в том, что экономические вопросы в эпоху феодализма трактовали с позиций Священного писания в рамках канонического права. Христианское вероучение Стало важным средством для преодоления характерного для античности презрительного отношения к труду.
В средневековую эпоху, когда индивид поглощается корпорацией, а личность заслоняется обществом, школа приобретает огромное значение. Само слово "схоластика" обязано своим происхождением школе. Принадлежность к школе определяет темы исследований, их идейную направленность и метод доказательства. Это касается и канонического права, с помощью которого пытались
1 1. Развитие предмета экономической теории
регулировать экономические процессы. Дело в том, что экономическая доктрина канонистов была скорее сводом правил поведения индивидов в соответствии с принципами всеобщей справедливости, чем обобщением реальных фактов экономической жизни. Экономические проблемы рассматривались с позиций морали, моральной справедливости, с позиций общего блага как конечного критерия деятельности людей. Таким образом, в экономии нормативный аспект господствовал над позитивным, иррациональный (мифотворческий) — над рациональным (научным), должное — над сущим, дедуктивный метод — над индуктивным.
Вопросы управления вотчинным хозяйством получили определенное развитие в произведениях монахов. Монастыри выступали как организаторы крупного, нередко хорошо налаженного сельскохозяйственного и ремесленного производства, что нашло отражение, например, в Сен-Жерменском полиптике, Фульдском поли-птике, других произведениях этой эпохи.
В X—XIII вв. складывается особый социальный слой феодального общества — горожане Экономические представления средневековых бюргеров отражены в цеховых уставах и городском праве. Цеховые уставы осуществляли мелочную регламентацию производства каждого из членов корпорации. Ее целью было ограничение конкуренции как внутри самого цеха, так и со стороны деревенского и другого нецехового ремесла. Это способствовало стабилизации рынка, однако в то же время ограничивало капиталистические потенции цехового строя. Поэтому в дальнейшем цеховые уставы стали препятствовать экономическому развитию.
Укрепление городского строя, с одной стороны, и постепенный переход крестьян с барщины на натуральный, а позднее и денежный оброк, с другой, обострили противоречия между городом и деревней Соотношение цен между городскими ремесленными и деревенскими сельскохозяйственными товарами отражало столкновение классовых интересов Поэтому стала актуальной разработка учения о "справедливой цене", т. е. такой цене, которая, по мнению средневековых ученых-схоластов (Фома Аквинский, Иоанн Дуне Скотт, Уильям Оккам и др.), не только возмещала бы издержки производства и обращения, но и обеспечивала бы соответствующее каждому сословию существование "Справедливая цена" поэтому рассматривается, например, Фомой Аквинским(1225/1226—1274) с точки зрения христианских норм морали {Ткотаз Адигпаз. Зитта ТЬео1о§1са. Зесипйа Зесипйае, ^иаез1;^о ЬХХУП—ЬХХУШ). Библейские тексты широко использовались также для осуждения ростовщичества как противоестественного средства обогащения, как стяжательства, губящего человеческую душу. Начав с запрещения ростовщичества, католическая церковь постепенно сдавала одну позицию за другой и закончила тем, что к концу средневековья фактически легализовала его Достаточно было представить процент как результат "труда", "расходов", "риска" или облечь в форму "товарищества", чтобы избежать осуждения церкви.
Глава 1. Предмет и метод экономической теории
В условиях, когда христианство освящало существовавший феодальный строй, движение вперед было невозможно без реформы католической церкви. В борьбе с католицизмом теоретики Реформации (Мартин Лютер, Ульрих Цвингли, Жан Кальвин) использовали антисословную направленность первоначального христианства. Важную роль при этом сыграли работы М. Лютера, разграничившего позднефеодальное стяжательство (накопление первоначального капитала любыми, в том числе и грязными, методами) и раннекапиталистическое предпринимательство (основанное на действии законов рынка, а не на методах феодального ограбления). Ж. Кальвин идет дальше, развивая учение о божественном предопределении Если ты правильно понял свое назначение, деятельности будет сопутствовать успех, который находит свое конечное выражение в росте денежною? богатства Идея равенства и справедливости в отношениях между людьми трансформировалась в идею эквивалентности обмена товаров, идея честного труда — в обоснование буржуазного предпринимательства и т. д. Мечты об устройстве будущего справедливого общества отразились в социальных утопиях позднего средневековья (Томас Мор, Томмазо Кампанелла и др.).