Структура курсовой работы. Содержание и оформление разделов бизнес-плана
Содержание и оформление разделов бизнес-плана
Титульный лист
Титульныйлистбизнес-плананедолженсодержатьизлишнихподробностей,ондолженбытьлаконичнымипривлекательным.
Меморандум о конфиденциальности
Меморандумоконфиденциальностисоставляетсявцеляхпредупреждениялиц,знакомящихсясбизнес-планом,оконфиденциальностисодержащейся внеминформации.
Аннотация
Аннотациядолжнабытьсоставленатак,чтобыпервичнознакомящийсяс вашим проектом нашел ответы на вопросы: кто,что,почему,когда,где,как.
Резюме
Резюме представляет собой краткий обзор бизнес-плана. Этот раздел, как правило, готовится после того, как составлен весь план.
Резюме должно включать в себя следующую информацию:
1) краткаяхарактеристикапредприятия:датаучреждения,целиорганизации предприятия, форма собственности, организационно-правоваяформа;
2) цельпроекта:основныемоментыбудущегопроизводства;
3) характеристикауслугповыпускупродукции,качественныеотличияпродукции предприятия от продукции-аналога;
4) предполагаемыйобъемпроизводствавнатуральныхединицахиобъем реализациив денежном выражении;
5) возможностииспособыреализациипроекта(основныепотребители, потенциальныеклиенты);
6) объемызатрат на производство;
7) себестоимостьединицы продукции;
8) цена единицы продукции;
9) источникифинансированияденежныхсредств:кредиты,вкладыучредителей,инвестиции;
10) предполагаемыеобъемыфинансирования(срокиполучения,суммы, сроки погашения обязательств);
11) предполагаемаяэффективностьпроекта:срококупаемости,прибыльность,чистыйприведенный доход и т. д.;
12) наличие лицензий, сертификатов, разрешений и т.д.;
13) возможные риски и система страховок.
Описание предприятия
Здесьприводятся:
1)общееописаниепредприятияиеекоммерческойдеятельности: указываютсядатасозданияиееюридическаяформа;чтопроизводитпредприятиеи(или)какиеуслугипредоставляет;краткаяисторияпредприятия;владельцыиакционеры,количествоработников;сбыт, прибыль иобъем производства за прошедшиедва-три года;
2)управленческийаппаратиперсонал:необходимопредоставить краткуюхарактеристикуменеджеров,указатьпериодихработыв компании,образование,квалификациюиопытработывданной отрасли;
3)основныегруппыпроизводимыхпродуктовиуслуг:следуетописатьосновныегруппыпродуктовилиуслуг,которыекомпанияизготовляетиреализует,местокомпаниинарынке;охарактеризовать главныхклиентовкомпании;описатьдинамикусбытатоваровиуслугна протяжениипоследнихдвух-трехлетдеятельности.
Данный раздел дополняется SWOT-анализом, который характеризует сильные и слабые стороны компании, возможности и угрозы со стороны среды предприятия (Пример 1).
Пример 1.
Таблица 1. Матрица SWOT-анализа СПС «Вектор»
Сильные стороны | Слабые стороны |
1) услуги высокого качества, пользующиеся спросом; 2) молодой трудоспособный коллектив; 3) постоянная работа по повышению квалификации персонала; 4) успешный опыт в конкурентной борьбе (на рынке с 2008 года); 5) стремление организации внедрить более современные технологии | 1) недостаточная эффективность деятельности персонала; 2) высокая текучесть кадров; 3) нерациональное использование рабочего времени; 4) недостаточная эффективность рекламы; 5) отсутствие маркетинговой политики |
Возможности | Угрозы |
1) обучение персонала рациональному использованию рабочего времени; 2) рост рынка жилой и коммерческой недвижимости; 3) появление и распространение новых технологий организации труда; 4) вхождение Челябинской области в федеральный проект по строительству доступного жилья | 1) изменения законодательства в сфере недвижимости; 2) отказ застройщиков от работы с агентствами; 3) замедление темпов роста рынка жилой недвижимости; 4) увеличение числа игроков на рынке; 5) повышение требований клиентов к оказываемым услугам |
Информацию для большей наглядности целесообразно оформить в таблице или графически.
Описание продукта
Прихарактеристикеконкретногопродукта,напроизводствоиреализациюкоторогонаправленбизнес-план,следуетотразитьосновныетехнико-экономическиеипотребительскиекачествапродукции, которые выражаются в следующих параметрах:
1) функциональноеназначение;
2) характерные свойствапродукции;
3) стоимость;
4) технологичность (в томчисле, себестоимость);
5) универсальность;
6) соответствиенациональнымимеждународнымстандартам,наличиесертификатов, свидетельств, патентов и т.д.;
7) доля данного продукта в общем объеме производства;
8) этап жизненного цикла, на котором находитсяпродукт;
9) наличиегарантийного и постгарантийного обслуживания;
10) возможностидальнейшегоразвития(совершенствования)продуктаиувеличенияобъемовегопроизводства(наличиетехническихвозможностейдлярасширенияпроизводства продукта).
Вданномразделебизнес-плананерекомендуетсяделатьосновнойакценттолькоисключительнонадостоинствахпредлагаемойкпроизводствупродукции,атакжепопытаться выявитьиоценитьсуществующиенедостаткиипроблемные(узкие)места,которыевдальнейшемнеобходимо доработать.
План маркетинга
Данный раздел состоит из нескольких блоков, некоторые из которых могут быть представлены как отдельные разделы бизнес-плана.