Конкуренция – основа рыночной экономики. Свобода конкуренции и антимонопольное законодательство
Конкуренция – (лат.) соперничество, столкновение.
Конкуренция – это основа рыночной экономики.
Сущность конкуренции в том, что она представляет собой сложный механизм соперничества между участниками рынка за выгодные для себя условия производства, купли-продажи.
Можно выделить 3 основные фронта конкуренции:
1. конкуренция среди покупателей
2. конкуренция среди продавцов
3. конкуренция между продавцами и покупателями – главный фронт, противоборствующие стороны стоят на диаметрально противоположных сторонах.
Роль конкуренции в функционировании рыночного механизма велика:
1. Через действие закона стоимости и закона спроса и предложения конкуренция сопоставляет индивидуальные затраты производителя с рыночными.
2. Конкуренция побуждает к учету потребителей рынка и со стороны покупателей и со стороны продавцов.
3. Конкуренция порождает механизм само регуляции рынка через механизм колебания цен, воздействия на спрос и предложение.
4. Конкуренция выполняет контролирующую функцию: все следят за тем, чтобы никто не мог обеспечить себе максимальную выгоду за счет других.
5. Конкуренция разоряет одних и обогащает других и таким образом является двигателем экономического прогресса.
6. Социальные последствия конкуренции заключаются в том, что экономическая свобода каждого агента рынка усиливает предприимчивость одних, а других ломает и разоряет.
Выделяют следующие виды конкурентной борьбы:
1 – по сфере – внутриотраслевая и межотраслевая;
2 – по характеру – совершенная и несовершенная.
В РФ действует Закон о защите конкуренции. Он имеет особенности в сравнении с аналогичными законами других стран, т.к. направлен в первую очередь против монополизма в сфере управления народным хозяйством.
Антимонопольное законодательство очень молодое .В РФ действует с 91 года закон «о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».А в настоящее время с октября 2006 «закон о защите конкуренции», который направлен на предупреждение и пресечении монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции и на ограничение, устранение конкуренции органами власти и управления.
По закону к монополистам (доминирующим хозяйствующим субъектам) относят предприятия доля которого на рынке определённого товара больше 50%, но может быть принято решение о признание дом.хоз.суб. если даже доля меньше 50% и даже меньше 35%.
Закон запрещает такие действия органов власти и управления как:
1. Введение ограничений в отношении создания предприятия в какой либо сфере деятельности, на производство определённых видов товаров
2. Установление запретов или введение ограничений на продажу, покупку, перемещение товаров.
3. Запрещаются соглашения между органами власти и управления к повышению , снижению, или поддержанию цен, установление цен на один и тот же товар(если они экономически и технологически не обоснованы)
4. Запрещен раздел товарного рынка по территориальному принципу объему продажи, или покупки товара, ассортименту, составу продавцов или покупателей
Законом определены виды действий и сделок на осуществление которых, требуется разрешение антимонопольного органа. Антимонопольная служба ведет реестр хозяйствующих субъектов имеющих долю на рынке больше чем 35%, проверяет соблюдение антимонопольного законодательства. Рассматривает сделки с акциями и долями.
Основные направления воздействия государства на экономику предприятия. Система налогообложения
Способ воздействия государства на интересы участников экономических отношений можно выделить административные и экономические меры или направления.
Направления:
Эмиссионная деятельность, регулирование учетной ставки, разработка и реализация программ развития экономики, установление сроков норм и методов амортизации (нормативный акт БУ), установление уровня оплаты труда, разработка потребительской корзины, прожиточный минимум, борьба с искусственными монополиями, регулирование естественных монополий (РАОЕЭС)
Защита интересов национального производства с помощью таможенного законодательства. Оно предусматривает тарифные и нетарифные методы регулирования, стимулирования ВЭД, проведение тендеров. Регулирование вопросов связанных с оплатой труда .
Классификация налогов
Многообразие существующих налогов вызывает необходимость их классификации (разделения на виды) на определенной основе.
По способу взимания налогов различают прямые и косвенные налоги.
Прямые налоги взимаются в процессе накопления материальных благ непосредственно с доходов или имущества налогоплательщиков. НДФЛ, налог на прибыль предприятий и организаций, налог на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения, и др.
Косвенные (или адвалорные) налоги взимаются через цену товара (акцизы, налог на добавленную стоимость, налог с продаж, налог с оборота)
Действующие в Российской Федерации налоги можно разделить на три группы Федеральными признаются налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом Российской Федерации и обязательные к уплате на всей ее территории. НДС, НДФЛ, налог на прибыль
Региональными признаются налоги и сборы, устанавливаемые в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, вводимые в действие законами субъектов Российской транспортный, налог на имущество организации, налог на игорный бизнес
Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые и вводимые в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территории соответствующих муниципальных образований. Земельный налог, налог на имущество физ.лиц