Концепция экономного производства Таичи Оно, или система производства Toyota
В течение 40 последних лет западные производители автомобилей переходили от одного кризиса к другому и всегда при этом отставали на шаг от японских автомобилестроителей, в частности от гиганта Toyota. В штаб-квартире корпорацииToyota в Японии не стене висят три портрета. Один из них – портрет основателя компании, другой – нынешнего президента компании, третий – Эдвардса Деминга. В то время как западные компании в 1970-х г.г. выпускали на своих огромных и расточительных заводах автомобили, потребляющие большое количество горючего, а их работники были недовольны условиями труда, корпорация Toyota ушла вперед, реализовав идеи Деминга на практике. Когда в 1980-х г.г. западные компании начали внедрять философию качества Деминга, корпорация Toyota перешла к концепции экономного производства. Ее автором считают Таичи Оно (Taichi Ohno), который написал небольшую книгу о подходе корпорации Toyota, а затем стал в ней консультантом. С точки зрения корпорации в экономном производстве нет ничего революционного. Оно уже давно (до 1950-х г.г.) представляет стремление Toyota к качеству, но распространяться по всему миру концепция начала в связи с открытием совместного производства с корпорацией General Motors в 1984 г.
Основу концепции составляют три принципа:
1) Производство «точно в срок». Нет смысла выпускать автомобили или любые другие товары, слепо предполагая, что когда-нибудь кто-нибудь их купит. Производство должно быть тесно связано с требованиями рынка.
2) Ответственность за качество возлагается на каждого сотрудника, любой брак или отклонение необходимо устранять сразу же, как только они выявляются.
3) Компания как «цепочка ценности» - компания рассматривается не как система связанных между собой продуктов и процессов, а как единое и взаимосвязанное целое, как цепочка, включающая поставщиков, заказчиков и потребителей.
Концепция была доведена до западной аудитории благодаря пятилетнему исследованию мира автомобилестроения, проведенному в 14 странах Massachusetts Institute of Technology (MIT). По результатам исследования был сделан вывод: пока американские производители автомобилей оставались привязанными к старым приемам массового производства, японским производителям удалось замкнуть весь производственный и сопутствующие циклы воедино. Менеджмент, персонал и поставщики стремились к одним и тем же целям, в результате чего возросло производство, повысилось качество, потребители стали более удовлетворенными, а издержки снизились. В результате исследования в 1990 г. появился бестселлер «Машина, которая изменила мир» (The Machine That Changed the World; James Womack, Daniel T. Jones, Daniel Roos), написанный Джеймсом Уомаком, Дениелом Джонсом и Дениелом Русом. Уомак и Джонс в то время работали в Massachusetts Institute of Technology (MIT), а Рус – в Cardiff Business School. Основываясь на идее экономного производства, Уомак и Джонс затем предложили концепцию «экономного предприятия», построенную на исследованиях 25 американских, японских и немецких компаний, а также идею «экономного менеджмента».
Проблемы внедрения:
1) Экономное производство стало модным явлением, и как всегда бывает с большинством новинок в сфере менеджмента, оно было неправильно понято. Его связали с реинжинирингом и, что хуже, с сокращением рабочей силы. Экономное производство стали рассматривать как способ получения большего объема продукции при использовании меньшего числа сотрудников. Это в корне неверно, так как сокращение числа сотрудников – конечный результат, а не средство. В западных компаниях проявилась тенденция сокращать число работников, а затем объявлять себя экономными. В таком подходе не учитываются принципы концепции: производство «точно в срок», ответственность за качество и компания как «цепочка ценности». Уомак утверждает, что хотя экономное производство и требует меньшего числа сотрудников, организации должны стремиться ускорить создание продукции для выхода на новые рынки, чтобы обеспечить людей работой.
2) Часто западные организации были настолько привязаны к различным способам работы, что их изменение требовало участия всех. Однако «толстушки не могут превратиться в грациозных девушек за одну ночь» - Стюарт Крейнер (Stuart Crainer).
3) Концепция экономного производства зародилась в сфере массового производства автомобилей, следовательно, это не универсальный метод. Концепция использовалась также в сфере розничной торговли, но есть отрасли, где она практически неприменима.
4) Концепция экономного производства не охватывает инновации и разработку продукта. Одно дело эффективно выпускать продукцию, совсем другое – предложить действительно оригинальный продукт.
Даже с учетом вышесказанного, концепция явилась развитием науки управления качеством. Она способствовала осознанию новых эталонов и довела идею оперативной эффективности до более широкой аудитории. Майкл Портер (Michael Porter; “What is strategy?”, Harvard Business Review, November-December,1996), в частности, считает, что «хотя улучшение оперативной эффективности необходимо, для достижения максимальной рентабельности этого недостаточно». Однако выгоды корпорации Toyota очевидны:
- экономия на масштабах в результате массового производства;
- чувствительность к рынкам и потребительским запросам, характерная для небольших компаний;
- обогащение содержательности работ для сотрудников.
Т.3. Метрология, квалиметрия и контроль качества
1? Основные понятия метрологии
2? Основные понятия квалиметрии. Сравнительные методы оценки качества
3? Причинно-следственные диаграммы Ишикавы
4? Диаграмма Парето
5? Социологическая экспертиза
6? Метод комплексной оценки качества
7? Качество экспертной оценки
8? Аналитический метод определения весовых показателей
9? Контрольные карты
10? Метод выборочного контроля
Основные понятия метрологии
Метрология – это наука об измерениях, методах и средствах обеспечения их единства и способа достижения требуемой точности. Термин «метрология» происходит от греческих слов «метро» (мера) и «логос» (учение), т.е. метрология – это учение об измерениях.
Измерение – это нахождение значения физической величины опытным путем с помощью специальных технических средств. В метрологии физическая величина трактуется как свойство физического объекта, присущее многим, но индивидуальное для каждого (например, длина, масса, плотность, температура, сила, скорость и др.). Для объективного измерения необходимо выбрать единицу и шкалу.
Единица измерения – это конкретная физическая величина, числовое значение которой по условию принято равным единице.
Шкала измерения – принятая последовательность значений одноименных величин (температурная шкала, шкала твердости и т.д.).
По способу получения информации измерение может быть:
- прямое – непосредственное сравнение физической величины с ее мерой (например, измерение линейкой);
- косвенное – искомое значение величины рассчитывают, опираясь на результаты прямых измерений (найти площадь прямоугольника, если можно замерить его длину и ширину).
Погрешностью называют отклонение действительного результата измерения от истинного значения измеряемой величины. Истинное значение считается неизвестным и применяется в теоретических исследованиях, а действительное устанавливается экспериментальным путем. Погрешность измерений приводят в технической документации.
Современная метрология включает в себя три составляющие: теоретическую (фундаментальную), прикладную (практическую) и законодательную метрологию. Законодательная метрология состоит из комплекса взаимосвязанных правил и процедур, осуществляемых государством для обеспечения единства измерений и единообразия средств измерений. К области законодательной метрологии относятся испытание и утверждение средств измерений, их проверка, калибровка, сертификация и государственный контроль.
Основные понятия квалиметрии. Сравнительные методы оценки качества
Квалиметрия – это наука о способах измерения и количественной оценки качества товаров и услуг. Различают инструментальные и экспертные методы нахождения показателей качества.
Инструментальные методы основаны на физических свойствах объекта и использовании специальной аппаратуры. Инструментальные методы подразделяются на автоматизированные, механизированные и ручные.
Экспертные методы используются, когда физическое явление не открыто или слишком сложно для измерения (оценка качества фигурного катания).
Измерение показателя качества – это сравнение одного продукта с другим. При измерении можно пользоваться тремя шкалами или методами:
- шкала уровней – с принятой величиной уровня X сравниваются все остальные величины Xi по принципу:
Например, необходимая для производственного процесса температура X должна составлять не менее 0 градусов по Цельсию. Измеренная температура Xi = 20 градусов, следовательно, температура объекта превышает заданный уровень;
- шкала отношений применяется для измерения физических величин (масса, длина, мощность), а величины сравнивают по принципу:
; где X i – измеренная величина;
X – эталонная величина;
- шкала порядка – результатом измерения является ранжированный ряд объектов сравнения:
Ряд является результатом оценок экспертов, поэтому метод шкалы порядка считается экспертным. Проблема сравнения решается по принципу «лучше» или «хуже», «больше» или «меньше». Информация «во сколько раз больше или меньше» часто не требуется. При построении шкалы порядка или так называемого ранжированного ряда эксперты используют метод попарного сравнения. Предпочтение одного объекта перед другим обозначается, например, 1, обратная ситуация – 0.
Номер объекта | Итог | ||||||
- | |||||||
- | |||||||
- | |||||||
- | |||||||
- | |||||||
- |
В результате ранжированный ряд (шкала порядка) будет иметь вид:
Можно использовать более совершенные критерии. Например: больше + 1, меньше -1, равно 0;
больше 1,5, меньше 0,5, равно 1 и т.д.
Психология доказала, что попарное сравнение лежит в основе любого выбора, тем не менее, шкалу порядка составляют заранее и фиксируют на ней опорные (реперные) точки, которые называют баллами. Так появилась 12-балльная шкала интенсивности землетрясений, 5-балльная шкала оценки знаний и минералогическая шкала Мооса.
Шкала твердости минералов Мооса
Материал | Баллы |
Тальк | |
Гипс | |
Кальцит | |
Флюорит | |
Апатит | |
Ортоклаз | |
Кварц | |
Топаз | |
Корунд | |
Алмаз |
Каждый последующий минерал оставляет царапину на предыдущем.