Вопрос 19. Особенности ценообразования в условиях монополии1

1. Характеристика монополии

2. Кривая спроса на продукцию монополиста

1. Монополия - тип структуры рынка, характеризующийся следующими признаками:

ü на рынке присутствует единственный производитель, продающий свою про­дукцию множеству покупателей;

ü нет близких заменителей продукта монополиста;

ü барьеры входа на рынок столь высоки, что приток новых фирм невозможен;

ü отсутствует стратегическое поведение.

Барьеры для входа в отрасль могут возникнуть вследствие различных причин:

ü получение исключительного права от правительства; примером может слу­жить государственная монополия на производство и продажу алкогольной продукции;

ü патенты и авторские права, которые могут обеспечить монопольные позиции производителю, однако действительны они лишь ограниченное число лет; на­пример, по российскому законодательству патент действует в течение 20 лет;

ü контроль со стороны монополиста всего предложения какого-либо производственного ресурса; примером могут служить художники, актеры, спорт­смены, обладающие монополией на использование своих услуг;

ü необходимость осуществления больших единовременных вложений в основной капитал, которые в случае выхода из отрасли нельзя вернуть, например, затраты на создание специализированного оборудования;

ü высокие транспортные расходы, способствующие формированию изолированных местных рынков.

В отличие от совершенного конкурента монополист сам устанавливает не толь­ко количество предлагаемой продукции, но и ее цену, выбирая точку на кривой отраслевого спроса.

2. Поскольку монопольное предприятие сосредоточило в своих руках весь выпуск продукции, кривая спроса предприятия совпадает с кривой спроса отрасли и монополист стоит перед выбором: ограничить ли объем продаж для поддержания высокой цены или снизить цену в целях увеличения объема реализации (см. рис. 19).

                     
   
P
      Вопрос 19. Особенности ценообразования в условиях монополии1 - student2.ru
 
 
P1
 
 
P2
 
   
 
     
Q1
 
Q2
 
Q
 




Рис. 19. Кривая спроса на продукцию монополиста1

На рис. 19 площадь P1AQ10 - валовой доход от реализации Q1 объема продаж; P2BQ20 - валовой доход от реализации Q2 объема продаж.

С увеличением объема производства с Q1 до Q2 валовой доход увеличился на величину площади FBQ2Q,1 и одновременно уменьшился на P1AFP2.

Таким образом, при определении объема выпуска монополист должен иметь в виду, что по мере расширения своего производства он не только что-то приоб­ретает (стоимость дополнительно выпущенной продукции), но и что-то теряет (часть стоимости прежнего объема производства из-за снижения цены).

В условиях совершенной конкуренции по мере расширения производства в отрасли цена снижается. Но при этом каждый производитель в отдельности не может предотвратить снижение цены, он может только увеличить выпуск и при сложившейся цене получить доход прежде, чем цена снизится в очеред­ной раз.

Монополист самостоятельно устанавливает объем и цену, поэтому, чтобы не допустить превышение потерь от снижения цены над приростом дохода от реали­зации дополнительной продукции, он каждый раз должен сравнивать при расши­рении производства общий доход от реализации n единиц продукции с общим доходом от реализации n+1 единиц продукции, то есть он следует за величиной MR (рис. 20). Для монополиста MR меньше цены продукции, и поэтому линия MR лежит ниже D, причем линия предельной выручки в два раза круче линии спроса.

Докажем это. Поскольку цена, полученная на линии спроса, равна Р=a-bQ, общая выручка TR=PQ=aQ-bQ2, тогда предельная выручка MR=d-2bQ. Таким образом, в условиях монополии MR<P, что показано на рис. 20.

           
 
P, MR
  Вопрос 19. Особенности ценообразования в условиях монополии1 - student2.ru
 
   
 
   
TR
 
   
 

Рис. 20. Спрос, общая и предельная выручка монополии1

Отметим, что дополнительный доход, получаемый в результате выпуска дополнительной единицы продукции (MR) обладает следующим свойством. Произведя одну дополнительную единицу продукции и продавая ее по цене Р, мы получим доход: TR=Р*Q =(1) * (Р) = Р. Но фирма сталкивается с кривой спро­са, имеющей наклон вниз, и поэтому производство и продажа данной дополни­тельной единицы приводят к небольшому снижению цены, которое уменьшает доход от всей проданной продукции.

Величина отклонения MR от Р зависит от эластичности спроса по цене:

Вопрос 19. Особенности ценообразования в условиях монополии1 - student2.ru

Как видно из рис. 20, когда предельный доход положителен (MR>0), общий доход возрастает при сокращении цены, спрос эластичен. Когда предельный доход отрицателен (MR<0), общий доход сокращается при понижении цены, спрос неэластичен. Общий доход максимален, когда MR=0 (ED=1). To есть фактически монополия не действует на участке неэластичного спроса.

Вопрос 20. Максимизация прибыли в условиях монополии

1. Максимизация прибыли при равенстве предельного дохода предельным издержкам

2. Максимизация прибыли в краткосрочном и долгосрочном периодах

1. Для того, чтобы сформулироватьусловие максимизации прибыли для монополиста,найдем производную прибыли (П) по Вопрос 19. Особенности ценообразования в условиях монополии1 - student2.ru Q и приравняем ее к нулю:

Вопрос 19. Особенности ценообразования в условиях монополии1 - student2.ru

или Вопрос 19. Особенности ценообразования в условиях монополии1 - student2.ru .

Чтобы максимизировать прибыль, фирма должна достичь такого объема про­дукции, при котором предельный доход равен предельным издержкам. На рис. 21 кривая рыночного спроса D является кривой среднего дохода монополиста. Цена единицы продукции, которую получит монополист, является функцией объема про­изводства. Здесь также показаны кривая предельного дохода MR и предельных из­держек МС. Предельный доход и предельные издержки совпадают при выпуске QМ. С помощью кривой спроса мы можем определить цену РМ, которая соответствует данному количеству продукции QМ.

 
  Вопрос 19. Особенности ценообразования в условиях монополии1 - student2.ru

Рис. 21. Максимизация прибыли при равенстве предельного дохода предельным издержкам1

График показывает, что при объеме производства выше или ниже QМ произ­водитель будет получать меньше прибыли, так как при Q1<QМ потеря прибыли связана с производством слишком маленького количества продукции и продажей по слишком высокой цене (Р1), а при Q2>QМ потери связаны с производством слишком большого количества продукции и продажей по слишком низкой цене (Р2).

2.

       
  Вопрос 19. Особенности ценообразования в условиях монополии1 - student2.ru
   
Q
 

Рис. 22. Максимизация прибыли монополией в краткосрочном периоде1

Итак, стремясь к максимуму прибыли, монополия выбирает объем производства, при котором MC=MR. Точка пересечения этих кривых обозначена К (на рис. 22), так как точку максимизации прибыли монополией называют точкой Курно. Прибыль монополии в расчете на единицу продукции монопольного объема QМ равна дли­не отрезка FN(РМ>АС). Суммарная прибыль монополии на весь выпуск равна площади PFNL.

Монополист, как правило, производит меньше, чем при совершенной конку­ренции и по более высоким ценам.

Обладание монополией, однако, не гарантирует прибыль.

 
  Вопрос 19. Особенности ценообразования в условиях монополии1 - student2.ru

Рис. 23. Монополия, приносящая убытки2

На графике (рис. 23) спрос недостаточен, чтобы дать прибыль в точке, где MC=MR; фирма несет экономические убытки, так как цена не покрывает сред­ние издержки (РМ<АС).

Итак, фирма-монополист может в краткосрочном периоде как получать эконо­мическую прибыль, так и терпеть убытки.

В условиях долгосрочного периода монополия должна функционировать, по крайней мере, безубыточно. Ситуация минимизации убытков не может быть долгосрочным равновесием: фирма уйдет с рынка, если она будет не в состоянии ком­пенсировать свои долгосрочные средние издержки.

В отличие от совершенной конкуренции долгосрочное равновесие в условиях монополии не обязательно должно устанавливаться в точке минимума кривой долгосрочных средних издержек (LACmin). Оно может быть достигнуто как при условии выпуска ниже величины объема в точке LACmin, так и при уровне выпус­ка превосходящем минимум кривой LAC. Покупателю же на монополизирован­ном рынке в любом случае приходится платить за товар цену, превышающую как величину минимально возможных средних затрат, с которыми мог бы быть про­изведен товар, так и величину фактических средних затрат производства товара. Тем самым он позволяет производителю получать положительную экономиче­скую прибыль.

Цена, максимизирующая долгосрочную прибыль фирмы, будет ниже, чем цена, максимизирующая краткосрочную прибыль. Это объясняется тем, что спрос на лю­бой продукт более эластичен в долгосрочные временные интервалы, чем в кратко­срочные.

Решение монополиста об объеме производства зависит не столько от графиков издержек, сколько от характера спроса. При этом главное значение имеют измене­ния в эластичности спроса, определяющей положение предельной выручки, что для монополиста является решающим. Так как при смещении кривой рыночного спроса его эластичность для данного уровня цены может увеличиться, а может уменьшиться, то однозначного соотношения между ценой и объемом предложе­ния не существует. При одном объеме предложения могут сформироваться раз­ные цены, а одному уровню цены могут соответствовать разные объемы предло­жения. Таким образом, у монополииотсутствует функция предложения, т. е. для монопольного рынка кривой предложения, отражающей зависимость между ры­ночной ценой и объемом предложения, не существует.

Наши рекомендации