Вопрос 19. Особенности ценообразования в условиях монополии1
1. Характеристика монополии
2. Кривая спроса на продукцию монополиста
1. Монополия - тип структуры рынка, характеризующийся следующими признаками:
ü на рынке присутствует единственный производитель, продающий свою продукцию множеству покупателей;
ü нет близких заменителей продукта монополиста;
ü барьеры входа на рынок столь высоки, что приток новых фирм невозможен;
ü отсутствует стратегическое поведение.
Барьеры для входа в отрасль могут возникнуть вследствие различных причин:
ü получение исключительного права от правительства; примером может служить государственная монополия на производство и продажу алкогольной продукции;
ü патенты и авторские права, которые могут обеспечить монопольные позиции производителю, однако действительны они лишь ограниченное число лет; например, по российскому законодательству патент действует в течение 20 лет;
ü контроль со стороны монополиста всего предложения какого-либо производственного ресурса; примером могут служить художники, актеры, спортсмены, обладающие монополией на использование своих услуг;
ü необходимость осуществления больших единовременных вложений в основной капитал, которые в случае выхода из отрасли нельзя вернуть, например, затраты на создание специализированного оборудования;
ü высокие транспортные расходы, способствующие формированию изолированных местных рынков.
В отличие от совершенного конкурента монополист сам устанавливает не только количество предлагаемой продукции, но и ее цену, выбирая точку на кривой отраслевого спроса.
2. Поскольку монопольное предприятие сосредоточило в своих руках весь выпуск продукции, кривая спроса предприятия совпадает с кривой спроса отрасли и монополист стоит перед выбором: ограничить ли объем продаж для поддержания высокой цены или снизить цену в целях увеличения объема реализации (см. рис. 19).
| ||||||||||
| ||||||||||
| ||||||||||
| ||||||||||
|
|
| ||||||||
Рис. 19. Кривая спроса на продукцию монополиста1
На рис. 19 площадь P1AQ10 - валовой доход от реализации Q1 объема продаж; P2BQ20 - валовой доход от реализации Q2 объема продаж.
С увеличением объема производства с Q1 до Q2 валовой доход увеличился на величину площади FBQ2Q,1 и одновременно уменьшился на P1AFP2.
Таким образом, при определении объема выпуска монополист должен иметь в виду, что по мере расширения своего производства он не только что-то приобретает (стоимость дополнительно выпущенной продукции), но и что-то теряет (часть стоимости прежнего объема производства из-за снижения цены).
В условиях совершенной конкуренции по мере расширения производства в отрасли цена снижается. Но при этом каждый производитель в отдельности не может предотвратить снижение цены, он может только увеличить выпуск и при сложившейся цене получить доход прежде, чем цена снизится в очередной раз.
Монополист самостоятельно устанавливает объем и цену, поэтому, чтобы не допустить превышение потерь от снижения цены над приростом дохода от реализации дополнительной продукции, он каждый раз должен сравнивать при расширении производства общий доход от реализации n единиц продукции с общим доходом от реализации n+1 единиц продукции, то есть он следует за величиной MR (рис. 20). Для монополиста MR меньше цены продукции, и поэтому линия MR лежит ниже D, причем линия предельной выручки в два раза круче линии спроса.
Докажем это. Поскольку цена, полученная на линии спроса, равна Р=a-bQ, общая выручка TR=PQ=aQ-bQ2, тогда предельная выручка MR=d-2bQ. Таким образом, в условиях монополии MR<P, что показано на рис. 20.
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
Рис. 20. Спрос, общая и предельная выручка монополии1
Отметим, что дополнительный доход, получаемый в результате выпуска дополнительной единицы продукции (MR) обладает следующим свойством. Произведя одну дополнительную единицу продукции и продавая ее по цене Р, мы получим доход: TR=Р*Q =(1) * (Р) = Р. Но фирма сталкивается с кривой спроса, имеющей наклон вниз, и поэтому производство и продажа данной дополнительной единицы приводят к небольшому снижению цены, которое уменьшает доход от всей проданной продукции.
Величина отклонения MR от Р зависит от эластичности спроса по цене:
Как видно из рис. 20, когда предельный доход положителен (MR>0), общий доход возрастает при сокращении цены, спрос эластичен. Когда предельный доход отрицателен (MR<0), общий доход сокращается при понижении цены, спрос неэластичен. Общий доход максимален, когда MR=0 (ED=1). To есть фактически монополия не действует на участке неэластичного спроса.
Вопрос 20. Максимизация прибыли в условиях монополии
1. Максимизация прибыли при равенстве предельного дохода предельным издержкам
2. Максимизация прибыли в краткосрочном и долгосрочном периодах
1. Для того, чтобы сформулироватьусловие максимизации прибыли для монополиста,найдем производную прибыли (П) по Q и приравняем ее к нулю:
или .
Чтобы максимизировать прибыль, фирма должна достичь такого объема продукции, при котором предельный доход равен предельным издержкам. На рис. 21 кривая рыночного спроса D является кривой среднего дохода монополиста. Цена единицы продукции, которую получит монополист, является функцией объема производства. Здесь также показаны кривая предельного дохода MR и предельных издержек МС. Предельный доход и предельные издержки совпадают при выпуске QМ. С помощью кривой спроса мы можем определить цену РМ, которая соответствует данному количеству продукции QМ.
Рис. 21. Максимизация прибыли при равенстве предельного дохода предельным издержкам1
График показывает, что при объеме производства выше или ниже QМ производитель будет получать меньше прибыли, так как при Q1<QМ потеря прибыли связана с производством слишком маленького количества продукции и продажей по слишком высокой цене (Р1), а при Q2>QМ потери связаны с производством слишком большого количества продукции и продажей по слишком низкой цене (Р2).
2.
| |||
Рис. 22. Максимизация прибыли монополией в краткосрочном периоде1
Итак, стремясь к максимуму прибыли, монополия выбирает объем производства, при котором MC=MR. Точка пересечения этих кривых обозначена К (на рис. 22), так как точку максимизации прибыли монополией называют точкой Курно. Прибыль монополии в расчете на единицу продукции монопольного объема QМ равна длине отрезка FN(РМ>АС). Суммарная прибыль монополии на весь выпуск равна площади PFNL.
Монополист, как правило, производит меньше, чем при совершенной конкуренции и по более высоким ценам.
Обладание монополией, однако, не гарантирует прибыль.
Рис. 23. Монополия, приносящая убытки2
На графике (рис. 23) спрос недостаточен, чтобы дать прибыль в точке, где MC=MR; фирма несет экономические убытки, так как цена не покрывает средние издержки (РМ<АС).
Итак, фирма-монополист может в краткосрочном периоде как получать экономическую прибыль, так и терпеть убытки.
В условиях долгосрочного периода монополия должна функционировать, по крайней мере, безубыточно. Ситуация минимизации убытков не может быть долгосрочным равновесием: фирма уйдет с рынка, если она будет не в состоянии компенсировать свои долгосрочные средние издержки.
В отличие от совершенной конкуренции долгосрочное равновесие в условиях монополии не обязательно должно устанавливаться в точке минимума кривой долгосрочных средних издержек (LACmin). Оно может быть достигнуто как при условии выпуска ниже величины объема в точке LACmin, так и при уровне выпуска превосходящем минимум кривой LAC. Покупателю же на монополизированном рынке в любом случае приходится платить за товар цену, превышающую как величину минимально возможных средних затрат, с которыми мог бы быть произведен товар, так и величину фактических средних затрат производства товара. Тем самым он позволяет производителю получать положительную экономическую прибыль.
Цена, максимизирующая долгосрочную прибыль фирмы, будет ниже, чем цена, максимизирующая краткосрочную прибыль. Это объясняется тем, что спрос на любой продукт более эластичен в долгосрочные временные интервалы, чем в краткосрочные.
Решение монополиста об объеме производства зависит не столько от графиков издержек, сколько от характера спроса. При этом главное значение имеют изменения в эластичности спроса, определяющей положение предельной выручки, что для монополиста является решающим. Так как при смещении кривой рыночного спроса его эластичность для данного уровня цены может увеличиться, а может уменьшиться, то однозначного соотношения между ценой и объемом предложения не существует. При одном объеме предложения могут сформироваться разные цены, а одному уровню цены могут соответствовать разные объемы предложения. Таким образом, у монополииотсутствует функция предложения, т. е. для монопольного рынка кривой предложения, отражающей зависимость между рыночной ценой и объемом предложения, не существует.