Классификация цен по степени влияния органов власти
Принципы ценообразования
Принципы ценообразования – это постоянно действующие основные положения, характерные для всей системы цен и лежащие в ее основе.
Важнейшими принципами ценообразования являются:
- научность обоснования цен;
- целевая направленность цен;
- непрерывность процесса ценообразования;
- единство процесса ценообразования и контроля за соблюдением цен.
Рассмотрим эти принципы подробнее.
Принцип научности обоснования цен состоит в необходимости познания и учета в ценообразовании объективных экономических законов развития рыночной экономики, и прежде всего закона стоимости, законов спроса и предложения.
Принцип целевой направленности цен состоит в четком определении приоритетных экономических и социальных проблем, которые должны решаться с помощью цен, например проблемы социальной защиты населения или проблемы целевой ориентации цен на освоение новой, прогрессивной продукции, повышение ее качества.
Принцип непрерывности процесса ценообразования проявляется в следующем. Во-первых, в своем движении от сырья до готового изделия продукция проходит ряд этапов (например, руда – чугун – сталь – прокат и т.д.), на каждом из которых она имеет свою цену. Во-вторых, в действующие цены постоянно вносятся изменения и дополнения в связи со снятием с производства устаревших товаров и освоением новых.
Принцип единства процесса ценообразования и контроля за соблюдением цен состоит в том, что государственные органы обязаны их контролировать. Этот контроль распространяется прежде всего на продукцию и услуги тех отраслей, по которым осуществляется государственное регулирование цен. Это продукция и услуги предприятий и отраслей-монополистов: газ, электроэнергия, услуги транспорта и т.д.
Элементы и структура цены
СТРУКТУРА ЦЕНЫ - совокупность элементов затрат и чистого дохода, заключаемых в цене. В самом общем виде цена есть сумма издержек производства плюс прибыль. В свою очередь издержки производства (валовые) состоят из постоянных и переменных издержек. В состав постоянных издержек входят амортизационные отчисления, необходимые затраты на прошлые обязательства, накладные расходы, т. е. издержки, которые несет фирма, даже если она ничего не производит. К переменным издержкам относятся все остальные издержки производства, непосредственно связанные с выпуском продукции. Это — затраты на зарплату, сырье, электроэнергию, на накопление и т. д. В свою очередь общая сумма прибыли делится на собственно прибыль и налог на добавленную стоимость. Структура оптовых цен предприятия включает в себя валовые издержки производства плюс прибыль и налог на добавленную стоимость (НДС).
Оптовая цена промышленности, по которой продукция реализуется конечному потребителю, включает, помимо оптовой цены предприятия, величину издержек, прибыли и НДС снабженческо-сбытовых организаций.
Наконец, розничная цена включает оптовую цену промышленности плюс издержки, прибыль и НДС всех торговых организаций.
Структура цен на сельскохозяйственную продукцию близка к структуре цен на промышленные товары.
Состав различных видов цен
Состав цены – это определенные элементы цены цены, выраженные в их абсолютных значениях, например в рублях. В состав цены входят ряд элементов: себестоимость, прибыль, акциз, налог на добавленную стоимость, оптовая надбавка, торговая надбавка.
Система цен и их взаимозависимость
Система цен- единая, упорядоченная совокупность различных видов цен, обслуживающих и регулирующих экономические взаимоотношения участников рынка.
Взаимосвязь и взаимозависимость цен обусловлены следующими обстоятельствами:
- формированием цен на единой методологической основе (на законах стоимости, спроса, предложения и других);
- взаимосвязью производства и всей хозяйственной деятельности.
Классификация цен по степени влияния органов власти
В зависимости от государственного регулирования
1. Свободные (рыночные) цены - это цены, устанавливаемые производителями (продавцами) товаров (услуг) на основе спроса и предложения на рынке. Свободные цены не подвержены прямому вмешательству со стороны государства и формируются в соответствии с конъюнктурой рынка. К свободным ценам относятся:
• цена спроса (верхний предел цены, цена покупателя) - это максимальная цена, по которой потребитель заинтересован приобрести товар, ценную бумагу, валюту;
• цена предложения (нижний предел цены, цена продавца) -это минимальная, стартовая цена, по которой продавец готов продать товар, ценную бумагу, валюту; цена, определяемая на основе издержек производства с прибавлением небольшой прибыли; рыночная цена, которая указывается в оферте (официальное предложение продавца).
• фактическая цена реализации.
2. Регулируемые цены - цены, которые устанавливают органы управления (Президент РФ, правительство, федеральные органы, органы местного самоуправления) или цены, в отношении которых перечисленные органы власти и управления устанавливают какие-либо ограничивающие условия. Виды регулируемых цен:
- гарантированные - единые для всех производителей цены; устанавливаются с целью создания оптимальных условий производства продукции;
- рекомендованные - цены, которые предполагается устанавливать на тот или иной вид продукции; рекомендации не носят обязательный, директивный характер;
- предельные (лимитные, пороговые).
Регулирование цены осуществляется на основе экономических и административных методов. Например, путем установления:
• предельных цен - цены, выше или ниже которых предприятия не могут устанавливать цену своей продукции (соответственно максимальный или минимальный предел уровня цены). Данные пределы также называют «потолок» цены и «пол» цены соответственно. Максимальный предел уровня цены, например, устанавливается на продукцию естественных монополий, на социально-значимые товары. Минимальный предел цены установлен на ликеро - водочную и другую алкогольную продукцию крепостью выше 28о.
3. фиксированных цен - цены, устанавливаемые на определенном уровне и их изменение возможно только по решению субъекта рынка, утвердившего их. Фиксированные цены устанавливает государство в лице каких-либо органов власти и управления (например, Министерства экономического развития и торговли РФ). В плановой экономике жестко фиксированные цены - основной тип цен. В рыночной экономике круг товаров, на которые устанавливают фиксированные цены, ограничен. Фиксированные цены применяются, например, при заключении государственных контрактов.