Стратегия управления персоналом организации

Стратегия управления персоналом - это разработанное руко­водством организации приоритетное, качественно определенное направление действий, необходимых для достижения долгосроч­ных целей по созданию высокопрофессионального, ответствен­ного и сплоченного коллектива и учитывающих стратегические задачи организации и ее ресурсные возможности.

Стратегия позволяет увязать многочисленные аспекты управ­ления персоналом с целью оптимизации их влияния на сотруд­ников, в первую очередь на их трудовую мотивацию и квалифи­кацию.

Основными чертами стратегии управления персоналом яв­ляются;

• ее долгосрочный характер, что объясняется нацеленно­стью на разработку и изменение психологических установок, мотивации, структуры персонала, всей системы управления персоналом или ее отдельных элементов, причем такие измене­ния, как правило, требуют длительного времени;

• связь со стратегией организации в целом, учет многочисленных факторов внешней и внутренней среды, поскольку их изменение влечет за собой смену или корректировку стратегии организации и требует своевременных изменений структуры и численности персонала, его навыков и квалификации, стиля и методов управления.

Стратегия управления персоналом как функциональная стратегия может разрабатываться на двух уровнях:

• для организации в целом в соответствии с ее общей стра­тегией - как функциональная стратегия на корпоративном, общеорганизационном уровне;

• для отдельных сфер деятельности (бизнеса) многопрофиль­ной, диверсифицированной компании - как функциональная стратегия каждой сферы бизнеса, соответствующая целям этой сферы (например, если крупная электротехническая компания занимается производством авиадвигателей, военной электроники, электрооборудования, пластиков, осветительных приборов, о стратегия управления персоналом разрабатывается для каж­дой сферы производства, так как они имеют различия в структу­ре персонала, требованиях к квалификации и профессиональ­ной подготовке, методах обучения и по другим вопросам).

Составляющими стратегии управления персоналомявляются:

• условия и охрана труда, техника безопасности персонала;

• формы и методы регулирования трудовых отношений;

• методы разрешения производственных и социальных кон­фликтов;

• установление норм и принципов этических взаимоотно­шений в коллективе, разработка кодекса деловой этики;

• политика занятости в организации, включающая анализ рынка труда, систему найма и использования персонала, уста­новление режима работы и отдыха;

• профориентация и адаптация персонала;

• меры по наращиванию кадрового потенциала и лучшему его использованию,

• совершенствование методов прогнозирования и планиро­вания потребности в персонале на основе изучения новых тре­бований к работникам и рабочим местам;

• разработка новых профессионально-квалификационных требований к персоналу на основе систематического анализа и проектирования работ, выполняемых на различных должностях и рабочих местах;

• новые методы и формы отбора, деловой оценки и аттеста­ции персонала;

• разработка концепции развития персонала, включающей новые формы и методы обучения, планирования деловой карьеры и профессионально-служебного продвижения, формирования кадрового резерва с целью опережающего проведения этих меро­приятий по отношению к срокам появления потребности в них;

• совершенствование механизма управления трудовой мотивацией персонала;

• разработка новых систем и форм оплаты труда, материаль­ного и нематериального стимулирования работников;

• меры по улучшению решения правовых вопросов трудовых отношений и хозяйственной деятельности;

• разработка новых и использование существующих мер со­циального развития организации;

• совершенствование информационного обеспечения всей кадровой работы в рамках выбранной стратегии;

• мероприятия по совершенствованию всей системы управ­ления персоналом или ее отдельных подсистем и элементов (оргструктуры, функций, процесса управления и т.д.) и др.

В каждом конкретном случае стратегия управления персона­лом может охватывать не все, а только отдельные ее составляю­щие, причем набор этих составляющих будет различным в зави­симости от целей и стратегии организации, целей и стратегии управления персоналом.

Взаимосвязь страте­гии организации и стратегии управления персоналом (с ее со­ставляющими) показана в табл. 4.4.

Процесс выработки и реализации стратегии является непре­рывным, что находит отражение в тесной взаимосвязи решения стратегических задач, как на длительную перспективу, так и на средне- и краткосрочный период, т.е. их решения в условиях стратегического, тактического и оперативного управления. По­добная конкретизация стратегии управления персоналом и до­ведение ее до стратегических задач и отдельных действий во­площается в стратегическом плане- документе, содержащем конкретные задачи и мероприятия по выполнению стратегии, сроки их осуществления и ответственных исполнителей по каж­дой задаче, объем необходимых ресурсов (финансовых, мате­риальных, информационных и др.).

Задачи некоторых составляющих стратегии управления пер­соналом в условиях стратегического, тактического и оператив­ного управления представлены в табл. 4.5.

Разработка стратегии управления персоналом осуществля­ется на основе глубокого систематического анализа факторов внешней и внутренней среды, в результате чего может быть пред­ставлена целостная концепция развития персонала и организа­ции в целом в соответствии с ее стратегией. К внешней среде относятся макросреда и непосредственное окружение органи­зации, имеющие направленное воздействие и контакты с сис­темой управления персоналом. Факторы, по которым прово­дится анализ внешней и внутренней среды для выработки стратегии управления персоналом, представлены в табл. 4.6.

В результате анализа внешней и внутренней среды с помо­щью метода SWOT (CBOT) выявляются сильные и слабые сто­роны организации в области управления персоналом, а также возможности, которыми она располагает, и угрозы, которых следует избегать.

Выявление сильных и слабых сторон отражает самооценку организации и позволяет ей сравнить себя с основными конку рентами на рынке труда и, возможно, на рынке сбыта.

Таблица 4.5

Наши рекомендации