Понятие границы производственных возможностей
Кривая производственных возможностей иллюстрирует четыре фундаментальных положения:
1. Ограниченность ресурсов.
2. Необходимость выбора.
3. Существование издержек упущенных возможностей.
4. Увеличение издержек упущенных возможностей с увеличением выпуска продукта.
Двигаясь по границе производственных возможностей вправо вниз и изменяя таким образом структуру производства в пользу увеличения объемов товара X, приходится отказываться от все большего количества товара Y при росте выпуска товара X на единицу.
Принятие решения о том, как производить, предполагает достижение эффективности в производстве, или технологической эффективности, т. е. производства товаров наиболее дешевым способом.
Предположим, что существует такая экономика, которая ограничена неким количеством машин для производства, и некоторым количеством инструментов для создания услуг (например, развлечения). Для такой экономики мы нарисовали график (см. рис. 1).
Отсюда видно, что для каждого возможного уровня производства PPF показывает максимальное количество услуг (в нашем случае это развлечения), которое может быть произведено при имеющихся ресурсах. Например, в точке В экономика производит 280 т. продовольствия. И тут же видно, что при данной ситуации максимальное возможное количество услуг составит 100 единиц.
Рисунок 1.1 – Кривая производственных возможностей
Если бы данная экономика работала бына производство продукции по максимуму, то тогда бы количество произведённых услуг было бы равно 0. Точно также и наоборот, т. е. при максимальном производстве услуг, будет нулевое производство продовольствия.
Альтернативная стоимость. Допустим экономика у нас сейчас находится в том состоянии, когда производство продукции на максимуме, и следовательно, как уже говорилось ранее, производство услуг равно нулю. И вот люди решили начать небольшое производство услуг. Логично предположить, что для этого потребуется направить часть ресурсов от производства продукции к производству услуг. Стало быть, если люди захотят больше развлекаться, то им придётся меньше есть (и стало быть они все сдохнут!).
Т. е. любой прирост потребления развлечений связан с жертвой - сокращением производства продукции. Альтернативная стоимость - то количество товара, которым нужно пожертовать, что бы получить другой товар.
Например, если люди решат производить 100 единиц развлечений, то новое распределение ресурсов опишется точкой В на графике. Рисунок показывает, что альтернативная стоимость производства 100 единиц развлечений составят 20 единиц продовольствия (300-280), которыми придётся пожертвовать при движении экономики из точки А к точке В.
Каким бы не было начальное распределение ресурсов, если большое количество машин для производства продовольствия в производство развлечений, то выпуск развлечений увеличится, а продовольствия уменьшится. Поэтому кривая PPF всегда изогнута вних и имеет отрицательный угловой коэффициент.
Альтернативные издержки приведены в таблице. Например, если в экономике происходит перераспределние ресурсов, описываемое движением из А в В, то альтернативные издержки прироста выпуска развлечений на 100 единиц составит 20 единиц продовольствия (300-280); на участке между точками E и F альтернативная стоимость последних 100 единиц развлечений будет гораздо выше: 100 еидниц продовольствия (100-0).
Таблица 1.1
Точка | Выпуск (в единицах) | Альтернативная стоимость 100 единиц развлечений ( в единицах продовольствия) | |
развлечений | продовольствия | ||
А | |||
B | |||
C | |||
D | |||
E | |||
F | - |
Предположим, чтоэкономика в настояший момент производит 250 единиц продовольствия и 200 единиц развлечений. Такое распределение описывается точкой С. Чтобы произвести 200 единиц развлечений, экономика должна отказаться от 50 единиц продовольствия (300-210).
Вообщем можно сделать два вывода. Первый - не существует однозначного ответа на вопрос «Какова стоимость развлечений?». Правильная оценка измерения стоимости зависит от характера рассматриваемого выбора. Второй - чтобы оценить любое возможное действие, необходимо сосредоточиться на тех результатах - издержках и выгодах, к которым оно привело бы.
Т. е. фирме, чтобы решить вопрос о производстве ещё одной дополнительной машины в каком-то месяце, необходимо сопоставить прирост доходов, которые она может получить, с увеличением издержек, на которые ей пришлось бы пойти. В то же время средняя стоимость всех произведённых в каком-то месяце машин не имеет значения, как и средняя стоимость развлечений. Вот в принципе это и представляет собой граница производственных возможностей.