Требования охраны труда перед началом работы

2.1. К работе должны допускаться только ССПС, освидетельствованные и испытанные в установленном порядке, полностью укомплектованные в соответствии с инструкциями по их эксплуатации.

Не допускается эксплуатация ССПС, у которого имеется хотя бы одна из следующих неисправностей или дефект:

неисправность прибора для подачи звукового сигнала;

неисправность пневматического, электропневматического, ручного тормозов или компрессора;

неисправность привода передвижения;

неисправность осевого редуктора;

неисправность вентилятора дизеля силовой установки;

неисправность устройств безопасности движения КЛУБ-УП (КЛУБ-П или иных устройств автоматической локомотивной сигнализации;

неисправность скоростемера, спидометра и регистрирующего устройства;

неисправность устройств поездной радиосвязи;

неисправность автосцепных устройств, в том числе обрыв цепочки расцепного рычага или его деформация;

неисправность прожектора, буферного фонаря, освещения, контрольных или измерительных приборов;

трещина в хомуте рессорной подвески или коренном листе рессоры, излом рессорного листа;

трещина в корпусе буксы;

неисправность буксового или осевого подшипника;

отсутствие или неисправность предусмотренного конструкцией предохранительного устройства от падения деталей на железнодорожный путь;

трещина или излом хотя бы одного зуба тяговой зубчатой передачи;

неисправность корпуса зубчатой передачи, гидропередачи, вызывающая вытекание смазки;

неисправность средств пожаротушения или автоматической системы обнаружения и тушения пожара силовой установки;

неисправность устройств защиты от токов короткого замыкания, перегрузки и перенапряжения, системы аварийной остановки двигателя;

появление стука или постороннего шума в двигателе;

отсутствие защитных кожухов, если они предусмотрены конструкцией;

неисправность гидродемпферов, аккумуляторных батарей;

неисправность настила, бортов, стопорных и предохранительных устройств (для удержания рабочих органов в транспортном положении);

нарушение заземления электрооборудования на раму ССПС;

отсутствие или неисправность шунтирующего устройства, если оно предусмотрено конструкцией;

выход за габарит подвижного состава частей оборудования или груза;

отсутствие или неисправность хотя бы одного из тормозных башмаков, а также наличие других неисправностей, влияющих на безопасность выполнения работ, указанных в руководстве по эксплуатации на данный тип ССПС;

неисправное грузоподъемное оборудование или при любой другой неисправности, угрожающей безопасности движения поездов и безопасности обслуживающего персонала.

2.2. Машинист и помощник машиниста перед началом работы должны:

пройти предрейсовый медицинский осмотр и инструктаж;

получить от дежурного по производственной базе или машиниста, сдающего ССПС, инвентарный комплект ключей от кабины и рукоятку разобщительного крана. Запрещается иметь и применять неинвентарные ключи и блокирующие устройства, а также использовать заменяющие их приспособления;

осмотреть, привести в порядок и надеть специальную одежду и специальную обувь;

предварительно проверить комплектность и исправность средств индивидуальной защиты или предохранительных приспособлений, если по условиям работы требуется их применение;

перед приемкой ССПС убедиться, что он заторможен ручным тормозом или под переднюю колесную пару с противоположных сторон подложены тормозные башмаки и ССПС не может самопроизвольно сдвинуться с места;

при приемке ССПС убедиться в его исправности, обращая особое внимание на работу тормозного оборудования, состояние двигателя, ходовых частей, рессорного подвешивания, правильности сцепления с вагонами и прицепами, крепления на них груза, наличии сигнальных принадлежностей, противопожарных средств, запасных частей и инструмента, аптечки для оказания доврачебной помощи, тормозных башмаков и гидравлических домкратов;

произвести осмотр кабины машиниста, обратив при этом особое внимание на исправность приборов управления, средств связи и отопления;

если пол ССПС облит водой, маслом, покрыт льдом и т.п., то необходимо вытереть его, счистить лед или посыпать его песком;

очистить ступеньки и поручни от масла и грязи;

проверить наличие и работоспособность всех блокирующих устройств, а также наличие и состояние заземлений и ограждений, предусмотренных конструкцией ССПС.

2.3. При приемке работающего ССПС осмотр должен производиться совместно с машинистом, сдающим смену.

2.4. При приемке ССПС необходимо проверить наличие и пригодность к использованию СИЗ, входящих в его комплектацию, согласно руководству по эксплуатации, а также дополнительных, предназначенных для использования при выполнении очередных работ (диэлектрических перчаток, диэлектрического коврика, противошумных наушников, респираторов, защитной каски и т.д.)

Запрещается пользоваться СИЗ, у которых истек срок годности или срок очередного освидетельствования.

При осмотре противогаза необходимо убедиться в его исправности, а также в отсутствии внешних повреждений маски, клапанов, шланга и фильтра.

Диэлектрические коврики и перчатки не должны иметь сквозных механических повреждений. Отсутствие проколов в диэлектрических перчатках необходимо проверять путем испытаний на герметичность, поочередно пережимая и скручивая их от манжеты в сторону пальцев.

2.5. Перед устранением неисправностей приборов пневмосистемы ССПС или утечек воздуха в соединениях, аппаратах и резервуарах, находящихся под давлением, необходимо отключить их и выпустить сжатый воздух.

Запрещается открывать и закрывать вентили и краны ударами молотка или других предметов.

Перед опробованием тормозов машинист должен предупредить об этом помощника и убедиться в отсутствии людей около ССПС.

2.6. Все работы по соединению и разъединению пневматических рукавов, а также проверку механизма сцепления автосцепок, необходимо проводить только с разрешения машиниста при заторможенном ССПС.

Перед разъединением соединительных рукавов тормозной магистрали необходимо перекрыть концевые краны. Перед продувкой тормозной магистрали необходимо соединительный рукав взять рукой возле головки, плотно прижать к телу либо бедру и только потом открывать кран.

2.7. Перед осмотром аккумуляторных батарей необходимо их отключать.

Запрещается класть инструмент и металлические предметы на аккумуляторные батареи.

Перемычки аккумуляторных батарей необходимо ставить, крепить и снимать только торцевыми ключами с изолированными рукоятками.

2.8. Для осмотра и ремонта ССПС, в темное время суток, необходимо пользоваться только переносными электрическими светильниками или аккумуляторными фонарями.

2.9. Запрещается использование переносных светильников без предохранительных сеток, с поврежденной вилкой или изоляцией проводов.

При подключении переносных светильников к источнику питания их необходимо держать в руках или прочно закрепить (подвязать), во избежание самопроизвольного падения.

2.10. Заправку ССПС дизельным топливом для двигателя необходимо производить через топливные колонки с помощью раздаточных пистолетов, а пробки баков после набора топлива плотно закрыть.

2.11. Запрещается слив на путь и в смотровые канавы отработанного масла, некачественного топлива, а также охлаждающей жидкости.

2.12. Только при заторможенном ССПС можно выполнять следующие операции:

контролировать исправное действие системы безопасности движения КЛУБ-УП;

проверять наличие и исправность блокирующих устройств, средств защиты;

заряжать тормозную магистраль сжатым воздухом, опробовать автотормоза;

протирать стекла, проводить уборку кабины управления и машинного отделения;

заменять перегоревшие лампы и предохранители (при обесточенных электрических цепях);

осматривать механическое и тормозное оборудование, производить его крепление и регулировку.

2.13. При работе ССПС все защитные кожухи и ограждения, преграждающие доступ к вращающимся и токоведущим частям, должны быть закрыты.

Все операции по устранению возникающих неисправностей, осмотр, регулировка и смазка должны производиться только при обесточенной электрической сети и остановленных механизмах и агрегатах. Работы под рамой машины допускаются только при заторможенном ССПС, выключенном двигателе и установке под колеса двух тормозных башмаков.

2.14. Перед осмотром дизеля, вспомогательного оборудования и электрооборудования необходимо обесточить все электрические цепи и отключить аккумуляторные батареи.

2.15. Запрещается на ССПС вскрывать и ремонтировать электрические приборы электрошкафы, арматуру освещения, а также другие аппараты, находящиеся под напряжением.

2.16. Допускается использование предохранителей только с калиброванными вставками.

2.17. Перед выездом с места стоянки ССПС машинисту необходимо убедиться в исправности грузоподъемного оборудования (при его наличии на данном ССПС). При этом он должен:

осмотреть механизмы крана, их крепление и исправность;

проверить наличие и исправность ограждений механизмов;

осмотреть (в доступных местах) металлоконструкции поворотной части крана и стрелы, состояние блоков, канатов и их крепление, а также укладку канатов в ручьях блоков и на барабане;

осмотреть крюк и его крепление в обойме;

проверить исправность выключателей рессор и дополнительных опор (винтовых домкратов);

проверить наличие и исправность приборов и устройств безопасности.

2.18. Машинист не должен приступать к работе с краном, если имеются следующие неисправности:

трещины или деформации в металлоконструкциях крана;

отсутствуют шплинты, крепежные детали или ослаблено крепление деталей крана;

число обрывов проволок грузового каната или их поверхностный износ превышают норму, установленную эксплуатационной документацией на ССПС;

оборвана прядь каната или видны другие его существенные повреждения;

имеются дефекты механизма подъема груза или механизма поворота стрелы, угрожающие безопасности работы;

повреждены детали тормоза механизма подъема груза или механизма поворота стрелы;

износ крюка в зеве превышает 10% первоначальной высоты его сечения;

неисправно предохранительное устройство, замыкающее зев крюка;

нарушено крепление крюка в обойме;

повреждены винтовые домкраты выключателей рессор.

2.19. После осмотра крана и запуска двигателя машинист, убедившись в соблюдении требуемых габаритов приближения строений, обязан опробовать и проверить на холостом ходу исправность всего оборудования крана и его электрической аппаратуры.

2.20. Машинист ССПС, оборудованного монтажной площадкой, должен:

осмотреть механизмы подъема и проверить наличие и исправность ограждений механизмов и монтажной площадки;

проверить наличие необходимого количества жидкости в гидросистеме;

проверить исправность гидропривода подъемника, гибких шлангов, насосов и предохранительных клапанов на напорных линиях, если они имеются;

проверить наличие и исправность приборов и устройств безопасности на механизмах подъема монтажной площадки.

2.21. После осмотра механизма подъема монтажной площадки и перед пуском его в работу машинист обязан опробовать механизм на холостом ходу, проверяя при этом исправность:

рычажных механизмов подъема монтажной площадки;

приборов и устройств безопасности;

гидро- и электрооборудования.

2.22. При обнаружении во время осмотра и опробования механизмов монтажной площадки неисправностей, препятствующих ее безопасной работе, и невозможности их устранения своими силами машинист, не приступая к работе, обязан доложить об этом инженерно-техническому работнику, ответственному за содержание монтажной площадки в исправном состоянии.

2.23. Машинист не должен приступать к работе с использованием монтажной площадки в следующих случаях:

при наличии трещин и деформаций в металлоконструкциях;

при наличии деформаций в пальцах и трещин в металлоконструкциях звеньев рычажных систем;

при неисправности механизма подъема или наличии дефектов угрожающих безопасности проведения работ;

при неисправности гидрораспределителей, перепускного и предохранительного клапанов, а также при нарушении уплотнений гидроцилиндров;

при неисправности приборов и устройств безопасности;

при неисправности звукового сигнала;

при повреждении опорных изоляторов монтажной площадки;

при неисправности ограждения механизмов или монтажной площадки.

2.24. Перед началом работы с использованием монтажной площадки машинист обязан убедиться в достаточной освещенности рабочего места, зафиксировать стабилизатор монтажной площадки и отключить рессоры.

2.25. Перед началом смены машинист обязан сделать в вахтенном журнале соответствующую запись о состоянии монтажной площадки и после получения задания приступить к работе.

2.26. При недостаточной видимости от пульта управлением монтажной площадкой рабочей зоны необходимо назначать сигнальщика из числа рабочих монтажной площадки, изучивших знаковую сигнализацию и прошедших инструктаж по правилам безопасности.

2.27. Запрещается допускать к использованию монтажную площадку, имеющую неисправности, или не прошедшую очередного технического обслуживания, не прошедшую очередных (1 раз в 6 месяцев) электрических испытаний, проведенных специализированной лабораторией, зарегистрированной в органах Ростехнадзора.

2.28. Машинист ССПС, оборудованного гидравлическим краном-манипулятором, должен:

осмотреть механизмы подъема стрелы и рукояти, механизмы телескопирования стрелы и рукояти, механизмы удлинителей рукояти и проверить отсутствие видимых повреждений;

проверить наличие необходимого количества жидкости в гидросистеме;

проверить исправность гидроприводов стрелы, рукояти, поворота колонны, гибких шлангов, насосов и предохранительных клапанов на напорных линиях, если они имеются;

проверить наличие и исправность приборов и устройств безопасности на кране-манипуляторе.

2.29. После осмотра крана-манипулятора перед пуском его в работу машинист, убедившись в соблюдении требуемых габаритов приближения строений, обязан опробовать все механизмы на холостом ходу и проверить при этом исправность действия:

механизмов крана-манипулятора;

приборов и устройств безопасности;

гидро- и электрооборудования.

2.30. При обнаружении во время осмотра и опробования крана-манипулятора неисправностей, препятствующих безопасной работе, и невозможности их устранения своими силами машинист, не приступая к работе, обязан доложить об этом инженерно-техническому работнику, ответственному за содержание кранов-манипуляторов в исправном состоянии.

2.31. Машинист не должен приступать к работе с использованием крана-манипулятора в следующих случаях:

при наличии трещин и деформаций в металлоконструкциях крана-манипулятора;

при неисправности ограничителя грузового момента или наличии дефектов угрожающих безопасности работ;

при неисправности гидрораспределителей, перепускного и предохранительного клапанов, а также при нарушении уплотнений гидроцилиндров;

при неисправности приборов и устройств безопасности;

при неисправности звукового сигнала.

2.32. Перед началом работы краном-манипулятором машинист обязан убедиться в достаточной освещенности рабочего места, отключить рессоры и установить (при необходимости) аутригеры.

2.33. Перед началом смены машинист обязан сделать в вахтенном журнале соответствующую запись о состоянии крана-манипулятора и, после получения задания от руководителя работ, приступить к работе.

2.34. При недостаточной видимости от пульта управлением краном- манипулятором рабочей зоны необходимо назначать сигнальщика из числа рабочих обслуживаемой бригады, изучившего знаковую сигнализацию и прошедших инструктаж по правилам безопасности.

2.35. Запрещается допускать к использованию кран-манипулятор, не прошедший очередного технического обслуживания, освидетельствования или имеющий неисправности.

Наши рекомендации